Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
Мелитинская Мелитина Александровна двенадцать лет руководила драматическим театром при Сергиевском Народном доме в Москве.
Письмо М. А. Мелитинской не сохранилось.
323*
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 "После Вашего отъезда… – писала 9 мая 1909 г. Л. Я. Гуревич,- сразу словно опустела петербургская жизнь. Вы сами не можете измерить всей глубины влияния Художественного театра, влияния не в театральной только, но и в иной сфере. На себе я чувствую это влияние с такою силою и отчетливостью, что, по совести, никто и ничто не сравнится с ним для меня – ни один из писателей, когда-либо изученных мною, ни один художник, ни один мыслитель.
…Здесь, как и везде на Руси, есть немало непочатых сил, но они задыхаются, потому что, правда, нам нечем дышать в современной жизни, и только Художественный театр несет с собою атмосферу, полную животворного кислорода" (Музей МХАТ, архив КС).
Отношение петербургской интеллигенции к гастролям Художественного театра раскрывается также в письме А. Блока к матери (13 апреля 1909 г.): "…А вечером я воротился совершенно потрясенный с "Трех сестер". Это угол великого русского искусства…Чехова принял всего, как он есть, в пантеон своей души и разделил его слезы, печаль и унижение…" (Соч. в двух томах, т. 2, стр. 624-625).
2 Л. Я. Гуревич писала Станиславскому: "Вы уехали, а газеты продолжают писать о вас – правду или неправду, не разберу. И вот я беспокою Вас опять просьбою передать г-же Татариновой прилагаемые вырезки из "Биржевых ведомостей" и "Речи" и попросить ее написать для "Слова" заметку по вопросам, затронутым этими газетами" (Музей МХАТ, архив КС).
3 В Петербурге распространились слухи о разладе между Г. Крэгом и Художественным театром.
324*
Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Берлине.
1 Речь идет, вероятно, об участниках так называемых "Сезонов русского балета" в Париже, организованных С. П. Дягилевым.
325
Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом к Л. А. Сулержицкому.
1 Станиславский высоко ценил игру Ванды Ландовской на клавесине, посещал ее концерты в Москве, любил беседовать с нею об искусстве.
2 Зингер - владелец известной фирмы швейных машин.
3 Юра - брат Станиславского, Г. С. Алексеев.
4 В театре "Variete" Станиславский смотрел комедию "Король" А. Кайаве, Р. де Флера и Эм. Арена.
5 Корсов Богомир Богомирович (1845-1920) – оперный певец (баритон), артист Большого и Мариинского театров.
6 Elisabeth - сестра Айседоры Дункан.
7 Кларети Жюль (1840-1913) – французский романист и драматург. С 1885 г. до конца жизни возглавлял театр "Комеди Франсэз".
8 Conference (франц.) - публичная лекция, беседа. Судя по дальнейшим письмам, у Дункан состоялся просто прием гостей, интересующихся ее школой.
326*
Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Париже, по описанию встречи с А. Дункан.
1 Изидора - Айседора Дункан.
2 Ел. Ив. - Рабенек-Книппер Элла Ивановна. Вела уроки танца в МХТ с 1907 по 1910 г.
327*
Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.
328*
1 Нина Николаевна Литовцева (Качалова) перенесла в тот год тяжелую операцию.
2 Семья Лужских.
3 "Весы" - московский литературно-критический журнал, орган символистов.
4 Конан-Дойль Артур (1859-1930) – английский писатель. Пьеса Конан-Дойля в Малом театре не ставилась.
5 "Пугает немного Качалов, и сам он пишет, что плохо себя чувствует, и все театральные, от кого получила письма, говорят, что он ужасно бледен и нехорошо выглядит. Вытянет ли он "Анафему" и "Гамлета"? (из письма Лилиной к Станиславскому, август 1909 г.).
6 Во Флоренции Крэг делал макеты для "Гамлета" и разрабатывал режиссерский план.
7 Пьеса, которую Немирович-Данченко писал летом 1909 г., осталась незаконченной.
329*
Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Сен-Люнере.
1 О. Л. Книппер репетировала и играла центральную роль Натальи Петровны в пьесе Тургенева "Месяц в деревне".
2 Премьера "Месяца в деревне" состоялась 9 декабря 1909 г.
3 Очевидно, рукописи по "системе".
4 Мать и сестра А. П. Чехова.
330*
1 M. H. Германова.
2 Л. М. Коренева играла Аню в "Вишневом саде" в сезоне 1912/13 г. В 1909 г. она исполняла роль Верочки ("Месяц в деревне").
Лилина была первой исполнительницей роли Лизы в "Горе от ума". Затем играла графиню-внучку и позднее Хлестову. Роль Лизы перешла к Л. А. Косминской и Л. М. Кореневой.
3 Художественный театр намеревался включить в спектакль "Синяя птица" картину "Кладбище", но так и не сделал этого.
4 Первая беседа Станиславского с участниками спектакля "Месяц в" деревне" состоялась 20 августа 1909 г.
331*
Дата уточняется по связи со следующим письмом к Лилиной.
1 Станиславского беспокоило увлечение дочери "левыми" течениями в живописи.
2 Родители Э. И. Рабенек были владельцами булочной в Москве.
3 Рубинштейн Ида – танцовщица и драматическая актриса.
4 "Олимпия" - парижский театрально-концертный зал.
332
1 Парижские театры: "Comedie Franeaise", "Gymnase", "Porte Saint-Martin".
2 Драма А. Буржуа по роману Поля Феваля "Горбун".
3 Трагедия Шекспира "Макбет" в переводе М. Метерлинка с Жоржет Леблан в роли леди Макбет была сыграна в бывшем аббатстве, где жил Метерлинк. Участники спектакля и зрители (их было 50 человек) переходили из одного зала в другой, из одного подземелья в другое; некоторые сцены шли на лоне природы – en plein air, как говорится в тексте письма. (См. "Ежегодник императорских театров", 1910, вып. 3, стр. 119-124).
333
1 Станиславский в это время готовился к репетициям пьесы Тургенева "Месяц в деревне".
2 Речь идет о репетициях пьесы Л. Андреева "Анатэма".
3 Эллида - главная роль в пьесе Ибсена "Женщина с моря".
334
1 Лужский вместе с Немировичем-Данченко вел репетиции "Анатэмы".
2 Симов должен был за лето сделать декорации к "Анатэме". 3 августа Немирович-Данченко отклонил представленный им макет первого действия.
По эскизам и макетам М. В. Добужинского изготовляли деревянные части декораций к спектаклю "Месяц в деревне".
3 Роль Беляева в "Месяце в деревне" на премьере играл Р. В. Болеславский; А. Г. Коонен вошла в спектакль позднее. Первой исполнительницей роли Верочки была Л. М. Коренева, В. В. Готовцев в спектакле не участвовал.
335*
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Поручения и телеграммы были связаны с похоронами поэтессы О. Н. Чюминой.
336*
1 Юшкевич Семен Соломонович (1868-1927) – беллетрист и драматург, печатавшийся в сборниках "Знание". В 1910 г. в МХТ была поставлена его пьеса "Miserere" (первоначальные названия: "Господи, помилуй нас!", "К небу!").
2 Н. В. Дризен был назначен в 1909 г. редактором "Ежегодника императорских театров".
337
1 Станиславский готовил роль Ракитина ("Месяц в деревне").
338*
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.