Карен Свасьян - ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА"
Описание и краткое содержание "ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена одной из наиболее влиятельных в западной философии XX века концепций культурфилософии. В ней впервые в отечественной литературе дается детальный критический анализ трех томов «Философии символических форм» Э. Кассирера. Анализ предваряется историко-философским исследованием истоков и предпосылок теории Кассирера, от античности до XX века.
Книга рассчитана на специалистов по истории философии и философии культуры, а также на широкие круги читателей, интересующихся этой проблематикой.
Файл публикуется по единственному труднодоступному изданию (Ереван: Издательство АН АрмССР, 1989).
49
Н. Cohen. Logik der reinen Erkenntnis, S. 6.
50
А. Ф. Лосев. Философия имени, М., 1927, стр. 134–135.
51
От этого, по Когену, зависит судьба самой логики. См. Logik der reinen Erkenntnis, стр. 133.
52
Э. Кассирер. Познание и действительность, стр. 216.
53
Там же, стр. 159.
54
Там же, стр. 385.
55
Формулы принадлежат нам. Мы воспользовались ими для сокращенного изложения текста.
56
П. П. Гайденко. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы. В кн.: «Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции», М., 1978, стр. 236.
57
Характерно, что, упрекая в этом порочном круге теорию Рассела и Кутюра, Наторп сам не избегает его. См. P. Natorp, Die logischen Grundlagen der exacten Wissenschaften, Leipzig, 1910, S 114. Ср. С. Л. Франк, Предмет знания, с. 327.
58
Е. Husserl, Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transcendentale Phänomenologie, „Husserliana“, Bd. 6, Haag, 1954, S. 7.
59
См. напр. К. С. Бакрадзе. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тбилиси, 1960, стр. 271. А. С. Богомолов. Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М., 1969, стр. 35.
60
Е. Cassirer, Le langage et la construction du monde des objets. „Essais sur le langage", Paris, 1966, p. 63.
61
Kleist. Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1954, S. 338–339.
62
Ibid.,S. 340.
63
Н. Bergson. Essai sur les données immédiates de la conscience, Paris, 1911, p. 126.
64
Н. Bergson, Le Rire, Paris, 1908, p. 160.
65
Е. Cassirer. Sprache und Mythos, Leipzig, 1925, S. 8.
66
E. Cassirer. An Essay on Man, p. 80.
67
E. Cassirer. The Logic of the Humanities, p. 174.
68
Ф. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека. Собр. соч., т. 6, М., 1957, стр. 302. Цитата из Шиллера не случайна. Многие важнейшие места «Философии символических форм» являются по существу своему вариациями на тему бессмертных «Писем» Шиллера.
69
Э. Кассирер. Познание и действительность, стр. 389.
70
А. Ф. Лосев. Философия имени, М., 1927, стр. 6.
71
Яркой параллелью этих точек зрения может послужить спор, разгоревшийся на заре новой физики между Ньютоном и картезианцами и определивший дальнейшее развитие физики, вплоть до XX века. Картезианская механика, исходившая из понятия частицы, была отвергнута Ньютоном, утвердившим примат динамики.
72
Цит. по кн.: James Collins. Interpreting Modern Philosophy, Princeton, 1972, p. 202.
73
См. об этом в статье Кассирера «Гельдерлин и немецкий идеализм». Е. Cassirer. Idee und Gestalt, 2. Aufl, Berlin, 1924, S. 115–117.
74
Т. W. J. Schelling. Philosophie der Mythologle, Sämtliche Werke, 2, Abt., Bd. 1, Stultgart, 1856, S. 207 ft.
75
См. ниже стр. 79–80.
76
А. Ф. Лосев. Проблема символа и реалистическое искусство, стр. 347.
77
Подробный анализ в книге: Joseph Sauer. Symbolik des Kirchengebäudes und seiner Ausstattung in der Auffassung des Milttelalters, Fr. i. В., 1902.
78
А. Ф. Лосев. Материалы для построения современной теории художественного стиля. «Контекст 1975», М., 1977, стр. 217–221.
79
См. ниже стр. 110–111.
80
См. ниже стр. 110–111.
81
Более подробны» анализ сделан мною в статье «Учение о понятии в «Феноменологии познания Э. Кассирера». «Ежегодник Армянского отделения Философского общества СССР», 1983, Ереван, 1984, сс. 186–207 (на арм. языке).
82
См. ниже, стр. 77–84.
83
П. А. Флоренский. Пифагоровы числа. «Труды по знаковым системам» V, Тарту, 1971, стр. 504.
84
R. Steiner. Mein Lebensgang, Stuttgart, 1975, S. 42.
85
Образец такой критики он мог бы найти в «Идеях чистой феноменологии…» Гуссерля. См. Е. Husserl. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phanomenologischen Philosophie, I, Halle, 1913, SS. 6, 141.
86
Хайдеггер, пришедший своим путем к подобному же выводу, сформулирует его впоследствии так: «Поскольку язык есть дом бытия, мы достигаем сущего не иначе, как непрестанно проходя через этот дом. Идя к колодцу, проходя через лес, мы всегда проходим через слово «колодец», через слово «лес», даже когда мы не выговариваем этих слов и не помышляем о языковом». М. Heidegger. Holzwege, Fr. M., 1950, S. 286.
87
Paul Valéry, Variété, 1, Gallimard, 1924, p. 172.
88
Более подробный анализ дан мною в монографии «Проблема символа в современной философии». Ереван, 1980, в главке «Символ и реальность», сс. 119–146.
89
Факт, случившийся с молодым Гуссерлем в студенческие годы.
90
R. Steiner. Der menschliche und der kosmische Gedanke, Dornach, 1961, S. 19–20.
91
Отсылаем читателя к упомянутой уже нашей монографии «Проблема символа в современной философии».
92
А. Белый. На перевале, Берлин, 1923, стр. 26.
93
Подробнее об этом в кн.: К. А. Свасьян, Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика, Ереван, 1987, стр. 49–50
94
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 2.
95
A. Baeumler. Nietzsche der Politker und Philosoph, Leipzig, 1931, S. 64.
96
А. Белый. На перевале, стр. 9–10.
97
В. С. Соловьев. Собр. соч., 2-е изд., т. 1, СПб., стр. 133–134.
98
Н. St. Chamberlain. Immanuel Kant, München, 1905, S. 125.
99
И. В. Гете. Избранные философские произведения, М., 1964, стр. 335.
100
Л. Н. Толстой. Собр. соч., т. 20, М., 1965, с. 32.
101
Th. W. Adorno. Negative Dialekitk, Fr. M. 1966, S. 357.
102
Сам Адорно, впрочем, охотно пользуется этим приемом. Так, в Чтениях по социологии музыки он характеризует позитивизм как не осознавшее себя отчаяние. Что же помешало ему проверить и собственную доктрину?
103
См. его книгу: „Le Mythe de Sisyphe", Gallimard, 1971, p. 15–16
104
Angelus Silesius, Der Cherubinische Wandersmann. Berlin, o. J. S. 115.
105
Эрнст Курт, крупнейший музыковед XX века, в лице которого музыка, по словам акад. Б. Асафьева, имеет исследователя, равного по значению Гегелю (см. его редакторское предисловие к книге Курта «Основы линеарного контрапункта», М., 1931), именно этим вопросом заканчивает свою обширную книгу о вагнеровском «Тристане».
106
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 1.
107
Герман Гессе, Игра в бисер, М., 1969, с. 532.
108
Novalis, Dichtungen und Prosa, Leipzig, 1975, S. 516.
109
Ср. С. С. Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов), в кн.: «Типология и взаимосвязи литератур древнего мира», М, 1971.
110
Пиндар. Третья Пифийская песнь, перевод М. Л. Гаспарова.
111
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА"
Книги похожие на "ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карен Свасьян - ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА"
Отзывы читателей о книге "ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА", комментарии и мнения людей о произведении.