» » » » Леонид Лар - Шаманы и Боги


Авторские права

Леонид Лар - Шаманы и Боги

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Лар - Шаманы и Боги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Эзотерика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Лар - Шаманы и Боги
Рейтинг:
Название:
Шаманы и Боги
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаманы и Боги"

Описание и краткое содержание "Шаманы и Боги" читать бесплатно онлайн.



В книгу вошли записанные автором тексты легенд и шаманских песен, отражающих древнее мировосприятие ненцев.

Вы найдете характеристику шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, узнаете о социальной роли шаманов, их положении в обществе и влиянии на общественную жизнь!






    Следует отметить, что уже к концу XIX века был накоплен столь обширный и теоретически значимый материал о религиозном мировоззрении и обрядности ненцев, что ссылки на него появ­ляются в ряде обобщающих работ. Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманстве, в которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития,- некогда широко известной, а сегодня незаслуженно забытой книге В. М. Михайловского [1892, с. 14-17, 22, 31, 56, 98-102]. Ненецкий материал ис­пользован в обобщающем труде Д. К. Зеленина об онгонах у сибирских народов [Зеленин, 1936]. Воззрения ненцев привлекли внимание и теолога-теоретика патера В. Шмидта, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции изначальности веры в единого Бога и посвятил им отдельный том в своем многотомном исследовании [Schmidt, 1931, s. 340-384]. Наконец, сведения о шаманстве ненцев включены в обобщающие работы Е. Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме [Прокофьева, 1961; 1971].

    Вместе с тем собранных и на сегодняшний день данных недостаточно. Жизнь каждого народа так богата и разнообразна, что даже очень внимательный наблюдатель открывает для себя лишь отдельные сферы деятельности людей иной культуры. И ненцы в этом отношении - не исключе­ние. Отдавая должное достоверности и точности сообщений разных авторов, в том числе этно­графов, о религиозных воззрениях и ритуальной практике ненцев, мы должны помнить при этом, что для ряда авторов пребывание среди ненцев было кратковременным, а в таких условиях и опытный исследователь пройдет мимо многих важных явлений и не избежит поверхностных суж­дений. Люди, писавшие о ненцах, как правило, не знали ненецкого языка и зависели от перевод­чиков, следовательно, не были полностью самостоятельны в своих заключениях и оценках. Нако­нец, на рассказы о ненцах того или иного наблюдателя могло повлиять в какой-то степени и пред­взятое отношение к чужой и "примитивной" культуре. Об этом очень хорошо сказал свыше ста лет назад В. М. Михайловский: "Кроме препятствий, созданных условиями быта самих нецивилизо­ванных народов, существуют еще более серьезные причины, долгое время устранявшие возмож­ность правильной разработки этнографических фактов... Как собиратели этнографических мате­риалов, так и ученые, занимавшиеся их обработкою, относились до последнего времени к своему предмету с различными предубеждениями: они не обладали сознательным стремлением к объек­тивному пониманию (иных) верований и взглядов... они никак не могли проникнуть достаточно глу­боко в своеобразное и чуждое нашим понятиям миросозерцание этих детей природы" [Михайловский, 1892, с. 1].

    В связи с этим в науке по-прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Кроме того, сегодня, когда образ жизни ненцев и дру­гих аборигенных народов утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционных культурах становится все более ограниченной, и надо спешить, чтобы сберечь хотя

    бы для науки драгоценные крупицы сведений об архаических воззрениях обитателей тайги и тунд­ры, донесших до наших дней древнейшие представления человечества. В последние десятилетия задача исследования традиционных культур малых народов Севера и Сибири приобрела особое общественное значение, так как у самих аборигенных народов интерес к своему культурному на­следию стал глубоким и осознанным.

    Теперь многие представители этих народов видят свое будущее в теснейшей связи с сохра­нением культурных традиций, в том числе отражающих привычное отношение к окружающему ми­ру, к иным формам жизни. Крушение официальной идеологии Советского Союза, отрицавшей со­циальную ценность религии и подчеркивавшей необходимость борьбы с ней, открыло простор для возрождения исконных религиозных традиций. Повсеместно возрос интерес и к опыту народной медицины, включая шаманские (ритуальные) способы лечения.

    Таким образом, задача ввести в научное пользование новые материалы и сделать их достоя­нием по возможности более широкого круга самих носителей этнических традиций и их соседей, представляющих другие народы России, актуальна как никогда ранее.

    Предлагаемая работа является попыткой расширить существующие представления о религии ненцев. Автор сосредоточивает свое внимание на ненецком шаманстве (шаманизме), так как ша­манская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных дей­ствиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа. Все, что делает шаман, основано на идеях и традициях его куль­туры, поэтому изучение ша­манства ненцев есть, по су­ществу, исследование особен­ностей их религии. В частности, автор считает одной из своих задач выявление теологических основ ненецкого шаманства, ко­торые из-за отсутствия пись­менности не были зафиксирова­ны в какого-либо рода докумен­тах, а передавались из поко­ления в поколение в устной форме.

    В книге использованы преимущественно собственные материалы автора (ненца по национальности, владеющего родным языком), собранные в условиях полевой этнографической работы в 1980-х и в 1990-х годах - в период возрастания интереса к духовной культуре народов России.

    Полученные в ходе полевых работ источники можно разделить на две категории:

    1. Мифы, легенды, различные предания и произведения других жанров фольклора; они нередко содержат конкретные данные по шаманским верованиям и обрядам, представляющие большой интерес.

    2. Информация, исходящая от самих шаманов, камлающих в наши дни или камлавших в прошлом, истолкование и объяснение ими различных конкретных верований и обрядов, типов камлания, символики шаманских бубнов и ритуального костюма, сакральной терминологии, профессиональной лексики.

    Для изучения ранних представлений о мироздании чрезвычайно важен фольклор в целом - сказки, предания, эпос, песни. С распадом мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранилось в устном народном творчестве в пережиточном виде. Отголоски связанных с шаманством верований в своих мифопоэтических, обрядовых и художественно-образных проявлениях имеют целый ряд отличительных черт, позволяющих в известной степени воссоздать (реконструировать) забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства.

    Мифы, отражающие идеи, которые лежат в основе ненецкого шаманства, записаны в разные годы в разных районах Ямала. Они свидетельствуют о том, что устная традиция сумела сохранить

Глава 1. Мир богов и духов в представлениях ненцев

Мы не знаем, как называли свою религию ненцы в конце XVI - начале XVIII столетия. Слов "шаманизм" и "шаман" в их языке не было. Понятие "шаманизм" ("шаманство") появилось в лите­ратуре очень давно - в XVIII веке. Слово "шаман", воспринятое из языка эвенков, упоминается в письменных источниках еще более раннего времени: в "отписках" и "доездах" русских служилых людей, в ясачных книгах и других документах XVII века: а немного позднее - в сочинениях ино­странцев, описывавших обычаи народов Сибири [Токарев, 1990, с. 267]. Через русских переселен­цев оно распространилось по всей Сибири, а затем проникло в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином.

    Существующие определения термина "шаманство" неодинаковы. Ученые по-разному ис­толковывают суть этого явления, однако практически все сходятся в том, что шаман - это священнослужитель в своем обществе, который выступает посредником между своим коллек­тивом и сверхъестественным миром божеств. Следовательно, чтобы правильно понимать функции шамана, вначале мы должны познакомиться с общими представлениями ненцев об окружающем мире.

    Согласно традиционному мировоззрению ненецкого народа, растения, животные, люди, а так­же невидимые силы, обозначаемые термином "духи",- это создания единой Природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Для религиозной психологии ненцев характерно чувство зависимости от сверхъестественных сил, окружающих оленевода, охотника и рыбака.

    В религии ненцев олицетворение природы основано на принципах древнего дуалистического мировоззрения, свойственного ранним ступеням развития общественного сознания. По представ­лениям ненцев, у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то река или озеро, де­рево или камень, птица или зверь, и т. д., имеется свой "хозяин" - самостоятельное существо, как бы слившееся с данным объектом или явлением. Такое восприятие - одно из проявлений идео­логии шаманизма, основанной на анимистических представлениях, связанных с обожествлением природы, почитанием животного мира.

    У ненцев имеется весьма многочисленный и сложный пантеон, включающий десятки имен: Илебям'пэртя (бертя) - бог изобилия, дарующий людям оленей, Cuy-Нга-Нися - отец семи смертей, Я'Миня - богиня-покровительница рождения и земли, ЯмалНе - богиня Ямала, Я'Небя - мать Земля и др. Эти боги являются, по существу, олицетворением сил и стихий природы и вы­ступают покровителями разных видов человеческой деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаманы и Боги"

Книги похожие на "Шаманы и Боги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Лар

Леонид Лар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Лар - Шаманы и Боги"

Отзывы читателей о книге "Шаманы и Боги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.