» » » » Леонид Лар - Шаманы и Боги


Авторские права

Леонид Лар - Шаманы и Боги

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Лар - Шаманы и Боги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Эзотерика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Лар - Шаманы и Боги
Рейтинг:
Название:
Шаманы и Боги
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаманы и Боги"

Описание и краткое содержание "Шаманы и Боги" читать бесплатно онлайн.



В книгу вошли записанные автором тексты легенд и шаманских песен, отражающих древнее мировосприятие ненцев.

Вы найдете характеристику шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, узнаете о социальной роли шаманов, их положении в обществе и влиянии на общественную жизнь!






Родился в 1955 году в пос. Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, Россия. Окончил в 1974 г. Московскую среднюю художественную школу (педагог Н.П. Андрияко) и в 1980 г. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.М. Курилко-Рюмина). Живописец, график.


Автор тематических композиций, пейзажей, портретов, участник областных, зональных, всероссийских и международных выставок. Собирает этнографический материал для картин и научных разработок. Член Союза художников России. Декан художественно-графического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.


Кандидат исторический наук. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ч.М. Таксами. Докторант Уральского государственного университета им. М.А. Горького. Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Н.А. Миненко.


Автор трех монографий: Шаманы и Боги. Тюмень. ИПОС СО РАН, 1998; Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2001; Культовые памятники Ямала. Хэбидя’Я. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2003

Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара

Мифы и легенды ненецкого шаманства, живущие в памяти народа, не дают исчезнуть древнейшим представлениям о человеческом роде, уходящим корнями в мировоззрение первобытных охотников и оленеводов. В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана - хранителя ду­ховной культуры ненцев.

    На полотнах Леонида Лара, объединенных темой, давшей название этой книге, минувшее связано с настоящим, фантастическое с реальным. На них, как и в традиционном ненецком фольклоре, не только земля, но и весь космос обитаем и одухотворен. Вымышленный мир пред­стает на холстах художника в достоверных формах, персонажи выглядят так, как будто они дей­ствительно существуют. Многие картины написаны как бы на одном дыхании - но сколько време­ни вынашивает он каждый замысел! Работы эти, когда завершены, обычно шире самого фольк­лорного сюжета и глубже первоначального замысла.

    Картина "Посвящение " написана на основе собранных художником полевых материалов. В периоды летних экспедиций в стойбищах оленеводов Леонид Лар встречался с людьми, знающими фольклор, со старыми сказителями, сохранившими легенды и мифы о шаманах, с са­мими шаманами, которые посвящали его в тайны своей удивительной профессии. На картине мы видим посвящение шамана в одну из главных категорий. В ненецкой религии таких категорий три, по числу сфер Вселенной, с которыми связана деятельность служителей культа: шаман Верхнего мира (выду'тана), шаман Среднего мира (я'нянгы тадебя) и шаман Нижнего мира (самбдорта). Чтобы стать шаманом высшего ранга, посвящаемый должен пройти все три мира, сохранив свою жизнь и победив в борьбе со злыми духами. Затем он должен найти свое место и получить духов-помощников и духов-покровителей. Только тогда шаман приобретет способность общаться с мо­гущественными божествами.

    В работе "Рождение " передан образ богини Я'Миня, которая покровительствует рождению чело­века и охраняет землю, следит за судьбой человечества и вершит суд, так как в ее руках находит­ся Книга Судеб, где она записывает этапы жизни человека и срок его смерти. В этом образе сли­лись в одно целое Природа и Человек, Женщина и Земля, Рождение и Смерть, Радость и Боль. Это нельзя разорвать, разъединить. Уничтожая природу, человек губит прежде всего самого себя, без рождения нет смерти, без страданий - радости. Земля тождественна Женщине: глядя на Женщину, мы видим Землю, дающую нам жизнь, а глядя на Землю, видим Женщину, которая да­рит миру нового человека. Богине Я'Миня помогает Мяд'пухуча - Хозяйка чума. Между ними прочная связь. Через Мяд'пухуча богиня Я'Миня следит за судьбой человека.

    Полотно "Сотворение " написано по мотивам легенды о сотворении земли богом Нумом. Соз­дателю Вселенной помогала священная птица гагара, которая спустилась на дно моря и в клюве принесла землю и ил. Земной шар показан художником в виде шаманского бубна, поделенного на две половины,- он плывет в бескрайнем пространстве Вселенной. На картине изображены пер­вые люди - сихиртя. В легендах говорится, что когда-то они жили на этой земле, но, не выдержав натиска воинственных ненцев, ушли под землю, оставив пришельцам северные просторы. Сихир­тя были мирным народом и не любили войны, поэтому они решили оставить Средний мир и уйти в подземный.

    На картине "Восхождение " душа шамана поднимается к богу Нуму, чтобы попросить о помощи в трудный для людей период жизни (стихийное бедствие, падеж оленей, эпидемии). Это шаман Верхнего мира - выду'тана. Только он может подняться на семирогом олене к богу Нуму, только он имеет возможность общаться с Великим духом. Шаману выду'тана даны Нумом большие пра­ва и привилегии, но на определенных условиях. Если эти условия будут нарушены, Нум жестоко накажет шамана: он отправит его в Нижний мир служить Ига или душа шамана будет вечно му­читься без пристанища.

    В "Нашествии " все пронизано ощущением беды: на землю обрушились злые духи, которые хотят уничтожить все живое. Шаман Верхнего мира - выду'тана стремительно поднимается в небо, .чтобы успеть сообщить о беде Великому Нуму и попросить помощи. Но шаман обессилел в борьбе со злым духами, так и не закончив восхождение. В ясную лунную ночь виден силуэт шама­на, навечно оставшегося вдали от своего народа.

    На картине "Полет " шаман движется параллельно поверхности земли. Каждый шаман имеет свою небесную дорогу, по которой он идет, плывет, едет. Эти пути ему подсказывают духи-покровители и духи-помощники, которые в путешествии всегда рядом с ним. Дорога шамана труд­на и опасна. Сначала ему предстоит подняться над землей Среднего мира, и только после этого он начинает искать нужный путь в Верхний мир или подземное царство. Об этих небесных дорогах автору рассказывали сами шаманы, которые совершали свои путешествия в миры духов.

    Работа "ГлазаНума" написана после длительной экспедиции по Ямалу. В этой картине пере­дана вера людей в Высшую силу - в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Обыч­ные люди не тревожат его своими просьбами. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Через шамана люди передают богу свои просьбы и пожелания. Ненцы считают, что Нум всевидя­щий и вездесущий. Рядом с Глазами Великого духа мы видим его помощников - Миколу Мутратна, Яв'мал Вэсоко и других небесных духов. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей и предотвратить беды, посылаемые злыми духами. Но главной фигурой этой кар­тины является шаман Верхнего мира - выду'тана.

    Картина "Духиболезней" отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа болезней -Хабця'Минрена или его посланников. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела. Поскольку Хабця'Минрена и его посланники могут питаться не только человеческими душа­ми и телами, но также и животными, то самым надежным способом предупреждения болезни яв­ляется своевременное принесение духу жертвенного животного. Его вид определял шаман Сред­него мира - я'нянгы тадебя.

    Полотно "Возрождение ". По поверьям ненцев, душа покидает человека в трех случаях: во время болезни, во сне, при смерти. В первых двух случаях душа возвращается, в последнем - уходит в царство теней. По истечении срока проживания в мире духов душа может вновь возро­диться, но в новом качестве. Души некоторых людей, совершавших заслуживающие наказания проступки по отношению к природе, животному миру, вселяются в тела животных. Ненцы очень бережно относятся к природе, говоря, что природа - это душа. Душа шамана продолжает жить среди небесных духов. В некоторых случаях она превращается в животное или любой предмет, чтобы предупредить людей о надвигающемся бедствии.

    На картине "ТайныНга" изображен подземный мир, где властвует брат Нума, бог Нга. Это сила зла, противоборствующая светлому и доброму началу бога Нума. Бездонные пропасти ведут с поверх­ности земли в темное, ледяное царство Нга. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солн­ца. Нет никому возврата из этого холодного мира теней. На семи ярусах Нижнего мира проживают семь сыновей Нга. У каждого сына свои духи, которые выполняют возложенные на них обязанности. На по­следнем ярусе восседает сам бог Нга. Его мир попон мрака и ужасов. Там бродит злой дух Хабця'Минрена, который пожирает трепещущую душу человека. Там обитает чудовищная старуха смерти и болезни. Появившись на земле, она пробирается в чумы и крадет детей, чтобы напиться их крови. Безлунной ночью блуждают злые духи в глубокой тьме по дорогам и у могил. Они посылают ужасы и тяжкие сны на землю и губят людей. Только шаман Нижнего мира - самбдорта способен предотвратить беды и зло. Он единственный, кто своим колдовством может остановить злых духов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаманы и Боги"

Книги похожие на "Шаманы и Боги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Лар

Леонид Лар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Лар - Шаманы и Боги"

Отзывы читателей о книге "Шаманы и Боги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.