» » » » Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга


Авторские права

Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство М. Книга : Ред.-изд. центр N 2 «Канон»., год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга
Рейтинг:
Название:
Быль и миф Петербурга
Издательство:
М. Книга : Ред.-изд. центр N 2 «Канон».
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быль и миф Петербурга"

Описание и краткое содержание "Быль и миф Петербурга" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге, возвращаясь к теме отражения мифа в «Медном всаднике», исследователь стремится выявить источники легенд о строителе города и проследить процесс мифологизации исторической реальности.

Петербургский миф — культурологич. термин, обозначающий совокупность преданий и легенд, связанных с возникновением СПб и образом города в сознании людей и в иск-ве. Петербургский миф тесно связан с историей СПб и его ролью в истории страны. Реальные события возникновения СПб обрастали мифологич. образами уже в сознании современников. Невиданный размах стр-ва дал пищу для мифа о постройке СПб на пустом месте.

Составление и комментарии: К. А. Купман, А. М. Конечного






110

«В пустынях хижина состроена сия…» и т. д. — ст-ние А. П. Сумарокова «К домику Петра Великого» (1756) (с неточностями). {комм. сост.}

111

с манджурскими львами — Маньчжурские львы — изваяния мифологических существ «ши-цза» (львы-лягушки), привезенные из Маньчжурии в 1907 г. и установленные на Петровской набережной. {комм. сост.}

112

«в ее минуты роковые» — парафраз строки из ст-ния Ф. И. Тютчева «Цицерон» (1829). {комм. сост.}

113

иде же бог хощет побеждается естества чин — слова, приписанные царевичем Алексеем на допросе дьяку Н. К. Вяземскому. {комм. сост.}

114

domus Romuli — дом Ромула (лат.) — круглая плетеная хижина (IV в. до н. э.), одна из святынь Рима; расположена на Палатине, рядом с храмом Сивиллы. {комм. сост.}

115

«Была ужасная пора…» и т. д. — вариант заключительных строк «Вступления» к «Медному всаднику», в беловом автографе с пометами Николая I; текст опубликован в книге: «Медный всадник: Петербургская повесть А. С. Пушкина / Ил. Ал. Бенуа. Ред. текста и статья П. Е. Щеголева. Спб.: Ком. популяризации худож. изданий, 1923. С. 20. {комм. сост.}

116

Вундт. Миф и религия. {прим. авт.}

117

Явление природы или историческое событие одушевляется мифотворческим сознанием… доброго и злого — пересказ и цитаты из книги В. Вундта «Миф и религия» (Спб., /1913/. С. 19, 45–46). {комм. сост.}

118

«новый миф есть новое откровение тех же реальностей» — из книги: Иванов В. По звездам. Спб., 1909. С. 279 (гл. VIII. Реалистический символизм и мифотворчество). {комм. сост.}

119

«Такие подати стали… государя нет». Анциферов приводит цитату по книге: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Спб., /1911/. Кн. 4, т. 16. Стб. 25. {комм. сост.}

120

«Государь безвинно… своего царства не потерял!» Анциферов приводит цитату по той же книге (стб. 25), либо по кн.: Брикнер А. Г. История Петра Великого. Спб., 1882. Т. 1. С. 304. {комм. сост.}

121

Смирнов, Н. С. Споры и разделения в русском расколе. Спб. 1909 г. Стран. 149. {прим. авт.}


«Эту мысль развивали… на улицах, в церквах…» — Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. Спб., 1909. С. 149. {комм. сост.}

122

Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. Спб., 1909. С. 3. {комм. сост.}

123

«Петра называют… князем мира сего». «Петр — губитель… и лютый ловитель»… «двоеглавым зверем» — Там же. С. 152–153. {комм. сост.}

124

гибеллины — политическое направление в Италии XII–XV вв., сторонники императора и Священной Римской империи, выступавшие против папства. {комм. сост.}

125

«тишайший царь» — Алексей Михайлович (1629–1676), царь с 1645 г.

126

«В Московском де государстве… а брады брить» — Смирнов П. С. Указ. соч. С. 160. {комм. сост.}

127

Есипов. Раскольничьи дела XVIII в. Спб. 1860 г. Т. II, стран. 40. {прим. авт.}


«Он, государь… и на нем сей век кончится — неточная цитата из кн.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Спб., 1863. Т. 2. С. 59. {комм. сост.}

128

Жители иерусалимские встретят царя… Остров сдвинется — Смирнов П. С. Указ. соч. С. 161. {комм. сост.}

129

«Ныне был у нас с починок человек… христианам ругательство!» — Есипов Г. В. Указ. соч. Спб., 1861. /Т. 1./ С. 565. {комм. сост.}

130

«Уразумевши лютое и прискорбное время… при дверех» — Смирнов П. С. Указ. соч. С. 151. {комм. сост.}

131

гипербореи (греч. миф.) — народ, обитавший на Крайнем Севере («за Бореем»); здесь: русские. {комм. сост.}

132

Цитата из показаний царевича Алексея, который на допросе 24 июля 1718 г. передал «возмутительные» слова, якобы сказанные его учителем (бывшим царским дьяком) Никифором Кондратьевичем Вяземским (ум. в 1745 г.):

«Степан-де Беляев с певчими при отце твоем (т. е. при Петре I. — Авт.) поют: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» и тому подобные стихи… а ему-де то и любо, что его с Богом равняют.»

(Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Спб., 1859. Т. 6. С. 526). {комм. сост.}

133

«Видим мы все… скоро будет?» — из 3-й главы («О правосудии») сочинения И. Т. Посошкова «Книга о скудости и о богатстве» (1724; опубл. в 1842 г.) (с неточностями). {комм. сост.}

134

цитата из книги Фюстель де Куланжа «Гражданская община древнего мира» (Спб., 1906. С. 145). {комм. сост.}

135

Там же. С. 144. {комм. сост.}

136

обыдённый — храм, по преданию, построенный за одни сутки всем миром; строился по обету после мора или чумы. {комм. сост.}

137

«город строился… вечно»… Тит Ливий говорит о Риме… Боги обитают в нем» — пересказ и цитаты из той же книги Фюстель де Куланжа (с. 152, 151; первая цитата не точна). {комм. сост.}

138

Фюстель де Куланж — французский историк Нюм Дени Фюстель де Куланж (1830 — 1889). {комм. сост.}

139

«И каждый город… «культ основателей» — из указанной книги Фюстель де Куланжа (с. 153; с неточностями). {комм. сост.}

140

Там же. С. 153–154.

141

Эти слова отнести следует, конечно, только к материалу образов, из которого художник творит свои мир. {прим. авт.}


«Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который…» и т. д. — из ст-ния А. К. Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель…» (1856). {комм. сост.}

142

Тиамат — в вавилоно-аккадской мифологии воплощение мирового хаоса. {комм. сост.}

143

Она создает чудовищ… — пересказ вавилонской космогонической поэмы «Энума элиш» (нач. I тыс. до н. э.); Анциферов следует изложению ее содержания в кн.: Тураев Б. А. История Древнего Востока. Спб., 1913. Т. 1. Ср.:

«Она создает чудовищ: змей, драконов, псов, человеко-скорпионов, рыбо-людей, всего 11, которые должны были помогать ей»

(с. 131). {комм. сост.}

144

«вступить на путь» — вероятно, цитата из «Книги притчей Соломоновых» (гл. 2, ст. 19). {комм. сост.}

145

Энлиль — один из главных богов шумеро-аккадского пантеона. {комм. сост.}

146

Мардук — центральное божество вавилонского пантеона. {комм. сост.}

147

«Он берет лук… молнию и свет» — цитата из «Энума элиш» в пересказе Б. А. Тураева (см.: Указ. соч. С. 131); в цитате — неточность: Мардук берет с собою не свет, а сеть, с помощью которой умерщвляет Тиамат. {комм. сост.}

148

После жестокого боя … (символ вселенной) — пересказ (с цитатами) того же источника, ср.:

«Затем он возвращается к трупу Тиамат, разрубает ее на две части, половину поднимает вверх и делает небом, запирает засовом и приставляет сторожей, чтобы не давать воде излиться… Измерив океан, владыка воздвиг великий дом… в котором он поселил Ану, Энлиля и Эа». Таким образом вавилонская триада поселилась во дворце, который является символом вселенной»

(Тураев Б. А. Указ. соч. С. 132). {комм. сост.}

149

Космогония… с мраком — поэтическое изложение мысли Тураева: «Создание мира в этом мифе является результатом победы… в Вавилонской редакции, света (Мардука — бога солнца) над олицетворением мрака — хаосом в лице Ану и Тиамат» (Там же. С. 132). {комм. сост.}

150

изображение Мардука, стоящего на водах… — воспроизведено в книге: Сказания Древнего Вавилона. Берлин, 1923. С. 207. {комм. сост.}

151

«Грохот Адада наполнил небо…» и т. д. — из аккадской героической поэмы «Гильгамеш» (кон. 3 — нач. 2 тыс. до н. э.), в переводе Н. С. Гумилева (см.: Гильгамеш. Спб., 1919. С. 62). {комм. сост.}


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быль и миф Петербурга"

Книги похожие на "Быль и миф Петербурга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Анциферов

Николай Анциферов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга"

Отзывы читателей о книге "Быль и миф Петербурга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.