» » » » Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика


Авторские права

Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Истоpическая литуpгика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Истоpическая литуpгика"

Описание и краткое содержание "Истоpическая литуpгика" читать бесплатно онлайн.



Посылаю список лекций, которые находятся у меня в работе, они по моему предположению, Бог даст будут набраны. Автор Алымов Виктор Альбертович, лекции читаются в Высшей Религиозно-философской школе в СПб. Это организация при Академии Наук. На мой взгляд аналогов нет7 Впрочем, личные контакты с автором исключают возможность другой точки зрения. Но несмотря на отсутствие возможности непосредственного общения я могу предоставить возможность задавать вопросы и сделаю все от меня зависящее, чтобы был получен ответ. Мой адрес 2:5030/172.23 или contexttu.spb.ru. Обновляемый архив лежит у моего босса, если есть желание могу опубликовать тексты в эхоконференции или переслать нетмейлом.

Есть также вторая тема работы — история Церкви, по ней также имеется интересный материал и кое-что в набранном виде. Редактор "Слово и Дело" Гутникова (Москва).

Всего доброго.

Дмитрий.






1. BПоминки.

Мало кто знает, что это церковный обряд и что существует специальный "чин над кутиею в память усопших".

Вот последование этого чина:

свящ.: «Трисвятое», "Пресвятая Троице", "Отче наш".

хор: "Со духи праведных…" и др. тропари.

диак: ектения: "Помилуй нас Боже…"

свящ.: молитва: "Боже духов…"

хор: «Аминь», "Честнейшую херувим…", "Господи помилуй" (трижды), «Благослови».

свящ.: глаголет отпуст и благословляет присутствующих приступить к трапезе. Прежде всего вкушают "кутию в память усопшего. После этого:

свящ.: "Молитвами святых отец наших…"

хор: поёт заупокойную ектению.

диак: провозглашает вечную память.

После этого все присутствующие вкушают пивомедие.

В конце: "Со святыми упокой…" и "Вечная память" (трижды).

Т.о. канонически правильные (не самочинные!) православные поминки имеют полу-литургический характер и являются реликтом поминальных агап (с Евхаристией!), которые до рубежа IV–V веков совершались над могилами мучеников.

2. BБлагословление хлебов на вечерне известно всем. Но оно, между прочим, означает, что после вечернего богослужения некогда полагалась трапеза — агапа. И напоминание о ней сохранилось в самой молитве священника: "Гос поди Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти …".

3. B" Чин о панагии"

содержится в «Часослове» и совершается в монастырских трапезных следующим образом:

старший: "Христе Боже, благослови ястие…" и благославляет кушания. Затем влагает в панагиар просфору и ставит во главе стола. После вкушения пищи:

"Благословен Бог, милуяй и питаяй…", "Слава Тебе, Господи…", "Господи помилуй" (трижды),

старший: "Благословите мя отцы святии и простите ми грешно му."

все: "Бог простит ти и помилует тя",

Старший (вознося просфору перед образом Св. Троицы): "Вели ко имя Св. Троицы" (знаменуя) "Пресвятая Богородица помоги нам",

все: "Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас" и после пения "Достойно есть" вкушают просфору.

Спрашивается: что это, если не прямое подражание Евхаристической агапе?

P.S. (Интересно, что и у католиков существует подобный пана (гиар (он называется у них "монстранс"), куда влагается гостия и (совершается усиленное поклонение ей в послепасхальный период.

А у православных сходный чин называется:

4. B" Последование артоса".

Пасхальный артос (т. е. хлеб) приносится в первый день Пасхи (после заамвонной молитвы) в алтарь и освящается кроплением св. водой. Затем, на всё время пасхальной седьмицы он занимает место панагии: на панагиаре. А в Субботу Светлой седьмицы, по отпусте Литургии несёт его в трапезную, читая молитву:

" … и якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси вкушающе от него телесного и ду шевного благословения и здравия сподобятся…"

После чего артос раздробляют и вкушают.

Надо ли добавлять, что православные миряне приготовляют собственный "мирянский артос" (т. е. кулич), освещают его в храме и вкушают в Пасхальную ночь вместе с творожной пасхой и крашенными яйцами? Т. е. совершают самую настоящую Пасхальную агапу! (Напомню, что в Пасхальную ночь все, говевшие и не говевшие, могут причащаться по древнему обычаю, унаследованному от первых веков христианства).

И тем не менее эти реликтовые агапы оттеснены на переферию богослужебной жизни. И это произошло не случайно. В них было слишком много плотского.

А в IV веке христианство (под влиянием зарождающегося монашества) стремительно спиритуаризировалось. В агапах было слишком много ритуально-иудейского, а в IV веке государственное христианство обрушило на иудеев запоздалые акты мести (погромы в М.Азии и Александрии).

Но самое главное: уничтожение агап ускорило формирование суточного богослужение, вечерни и утрени. Но прежде чем перейти к ним, рассмотрим наши источники.

2. "ПАЛОМНИЧЕСТВО В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ".

Главным источниками IV века являются уже известные нам "Апостольские постановления" и т. н. "Паломничество а Святую Землю", написанное ок. 380 г. некой Сильвией или Этерией. Это вообще важнейший памятник из области исторической литургики и эортологии (истории праздников).

Он был обнаружен в 1884 г. историком и археологом Гамуррини в библиотеке братства св. Марии в Ареццо. Памятник этот находился в манускрипте XI века, происходящем из знаменитого Монте-Кассинского монастыря св. Бенедикта Нурсийского и представлял собой 22 листа без начала. Гамуррини издал его в 1887 г. по названием "Peregrinatio ad loca sancta". Он отождествил паломницу с Сильвией Аквитанкой, которая сопровождала в Египет Палладия Еленопольского и упомянута в его «Лавсаике».

В 1903 г. Дон Феротин опубликовал письмо монаха Валерия (ок. 650 г.), которое содержит схожие фрагменты, приписанные некой Этерии из Испании.

С тех пор неизвестную паломницу стали именовать Сильвией-Этерией. Это была вдумчивая и наблюдательная женщина. Она подробно описывает свои путешествия на Синай, в Палестину и Сирию, а во второй части своих путевых записок, с протокольной точностью фиксирует драгоценные подробности иерусалимского богослужения при храме Воскресения Христова.

Это — тот самый храм, который был построен в 335 г. Константином Великим над Голгофой и Гробом Господним. Собственно, это был целый комплекс, состоящий из 3 — х главных частей: храма Воскресения, Мартириума и Креста.

Круглый храм Воскресения (Сильвия называет его "Anastasis") был построен вокруг пещеры Гроба Господня, в которой горела неугосимая лампада. К этому храму вёл внутренний двор ("Atrium interier"), окружённый с трёх сторон колонадами. А с четвёртой, западной стороны, внутренний двор упирался в скалу Голгофу. Здесь, на месте обретения Креста, стоял крест. Сильвия выделяет это место, как отдельную церковь ("Ad Cricem" — "У Креста").

Храм над самой Голгофой она называет «Martirium». Он был заложен над местом мучений ещё царицей Еленой и имел от алтаря спуск в подземную капеллу св. Елены ("Chapelle S. Helene"). С юга к этому храмовому комплексу примыкал огромный баптистерий ("Baptistere") для крещения обращаемых язычников.

Особенность богослужения здесь состояла в том, что процессии, возглавляемые епископом Иерусалима, переходили из одного храма в другой, стремясь посетить все святые места.

3. ВЕЧЕРНЯ В IV ВЕКЕ.

Сильвия-Этерия следующим образом описывает вседневную Вечерю в Ан а стасисе (т. е. в храме Воскресения Христова):

"В десятом часу, который здесь называется lucinicon, а мы называем lucernare (Вечерня), в храм Воскресения собирается большое количество людей. Зажигаются тогда все лампады и свечи и весь храм ярко освещается. Однако огонь не приносится извне, но берется из пещеры, где денно и нощно всегда горит неугасимая лам пада…"

Таким образом Вечерня IV века сохраняет идейную связь с древнехристианским обрядом светильничного благодарения. Но теперь светильник вносится в храм не извне, а из пещеры св. Гроба Господня.

"Некоторое время поются вечерние псалмы и антифоны, — продолжает Сильвия, — а затем извещают епископа, который входит и садится на возвышении (т. е. на кафедре)… "

"Антифоны", упомянутые здесь — это избранные стихи псалмов. По поводу же епископа требуется пояснение. Т. к. Иерусалимский патриарх (в данном случае — это свт. Кирилл Иерусалимский + 387 г.) присутствовал на всех службах при храме (которые совершались почти непрерывной чередой), то ему приходилось хотя бы отчасти опаздывать, чтобы передохнуть ("покоя ради малого"). Поэтому он являлся не к началу богослужения, а на вторую треть. Причём явление его обставлялось известной торжественностью. Это-то явление и отразилось в обряде нашего Вечернего входа (при пении "Свете ти хий")!

Итак, епископ "садится на возвышении; садятся также на своих местах все пресвитеры…" — несомненно, для слушания ветхозаветных чтений (которые здесь не упомянуты, но подразумеваются). "…и снова поются псалмы и антифоны. Пропев их согласно обычаю, епископ поднимается и становится перед оградой пещеры, в то вре мя, как один из диаконов поминает каждого в отдельности согласно обычаю. И каждый раз, когда диакон произносит имя кого-либо, мно гочисленные голоса стоящих вокруг отроков отвечают "Кирис елеи сон" или как мы бы сказали "Miserere, Domine". (т. е. "Господи, помилуй").

Это уже похоже на ектению, но молитва её сопровождающая, ещё не стала тайной: "Епископ сперва читает молитву, он молится за всех… Затем диакон возглашает, чтобы каждый оглашенный, где бы он ни стоял, преклонил свою голову, после чего епископ произно сит благословение над оглашенными…" Отметим здесь, что оглашенные уже допускаются к Вечерни (как и к Утрени), т. е. входит в силу новая богослужебная практика.

После благословения верных и отпуста происходит очень интересное последование: "При пении гимнов епископ в сопровождении всего народа направляется из храма Воскресения к Кресту…", где повторяются молитвы епископа и благословения. Вот именно это шествие ко св. местам, расположенным близ храма, отразились в нашем чинопоследовании "литии, т. е. исхождения в притвор. Но именно в притворе обычно помещался баптистерий, который в данном случае символизировал Голгофу (ибо "Все мы, крестившиеся во христа Иису са, в смерть Его крестились" Рим. VI,3). Т. о. в церковном сознании сохранилась даже связь между литией и событиями смерти и погребения Христова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Истоpическая литуpгика"

Книги похожие на "Истоpическая литуpгика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Алымов

Виктор Алымов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика"

Отзывы читателей о книге "Истоpическая литуpгика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.