» » » А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков


Авторские права

А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков

Здесь можно скачать бесплатно "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков
Рейтинг:
Название:
История Испании IX-XIII веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Испании IX-XIII веков"

Описание и краткое содержание "История Испании IX-XIII веков" читать бесплатно онлайн.



(Социально-экономические отношения и политический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства)






5. КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ


В XI-XIII вв. продолжался рост крупного землевла- -дения. Этому не препятствовало сохранение на данной территории (особенно в Кастилии) значительного слоя свободного крестьянства. С одной стороны, огромные пространства, завоеванные во время Реконкисты, явля-•лись мощным резервом, который использовался короной для расширения -земельных владений светских магнатов и церковных корпораций, с другой - значительная часть свободных крестьян постепенно втягивалась в орбиту влияния крупной вотчины, способствуя тем самым ее росту.

Картулярии ряда церквей и монастырей, расположенных на старых землях королевства (в Галисии, Леоне, Сантандере), в 'частности Овьедо, Хувии, Саагуна, св. Торибия, Оньи, показывают, что основная масса дарений поступала от королей, светской знати и духовенства. Но и в Леоне еще в XI в. были свободные деревни и свободные мелкие собственники. Некоторые же монастыри, как, например, Карденья в Кастилии, еще в XI в. расширяли свои владения в значительной степени ' за счет мелких собственников.

Иногда королевские дарения церквам~и монастырям представляли собой значительные замкнутые территории. Так, например, Альфонс VI пожаловал епископству Овьедо всю долину Лагнео с владениями не только мелких аллодиетов, но и инфансонов, несмотря на сопротивление всего этого населения. Король специальной грамотой установил, что те, которые считали себя собственниками в этой долине, впредь могут оставаться здесь лишь в качестве держателей, выполняя определенные

повинности. Тот, кто не согласен на это, должен оставить свое владение и удалиться1.

По-прежнему большую роль в росте крупного землевладения играли иммунитеты.

Несмотря на наличие значительных сплошных территориальных комплексов, в большинстве случаев и в этот период вотчины носили разбросанный характер. Картулярии свидетельствуют о наличии в XI-XIII вв. у монастырей владений во множестве населенных пунктов, но зачастую рядом с другими вотчинниками и мелкими аллодистами, членами бегетрий. В «Телячьей книге» можно найти такую, например, характеристику деревни: «Виллануэва де ля Пеква. Это местечко является соларьего, в котором Иоанн Родригес де Циснерос имеет трех вассалов, сыновья Гарей Гонсалеса де Буэдо - одного, сыновья Диэго' Ордоньеса - одного и семь вассалов пребывают на соларах, которые принадлежат Гарей Ласо». Или: «Хокес. Это местечко является соларьего и абаденго, в котором дон Иоанн Альфонс Альбукерк имеет четырех вассалов, а орден св. Иоанна из Акры - двух вассалов 2.

В то же время диапазон действия крупных вотчин велик. Так, например, к XIV в. магнат Иоанн Родригес де Циснерос имел в мериндаде Салданья в Кастилии свои владения в нескольких десятках селений - соларьегос и бегетриях. Десять селений ему принадлежали целиком, а свыше сорока - частично.

Владения Саагуна охватывали территорию между Тахо и Бискайским заливом. Монастырь имел земли в нынешних провинциях Паленсии, Саморе, Вальядолиде, Бургосе, Саламанке, Сантандере. Некоторые крупные сеньории выходили за рамки Леона и Кастилии, имели владения в других государствах, в Наварре, Арагоне.

Свободные общины, возникавшие в X в. в ходе колонизации в Кастилии и пользовавшиеся согласно фуэрос при своем основании рядом привилегий, теперь нередко принадлежат светским или церковным землевладельцам. Судьба некоторых упомянутых свободных поселений такова: к XIV в. община Сан Задорнин представляла собой уже соларьего, община villa Aiuta и

1 См.: Мильская Л. Т. К вопросу о характере землевладения в Астурии IX--XII вв,-В сб.: Средние века, вып. 30, 1967, с. 90. * Beccerro, р. 111, 112.

Agusyn - абаден.го, а общины Мельгар де'Сузо и Са-лас де Инфантес - бегетрии.

Рост крупного землевладения в рассматриваемый период характерен также и для областей, отвоеванных у мусульман. На территории арабского Толедского государства ко.времени захвата его кастильцами находился значительный слой мелких аллодистов - мосарабов. Данные о хозяйственных сделках в XII-XIII вв., о покупке земли светскими магнатами и церквами, с одной стороны, о продаже мосарабами своих земельных наделов -с другой, позволяют, заключить, что к концу XIII в. крупное землевладение поглотило большую часть земельной собственности мосарабов-крестьян1. К этому следует добавить щедрые земельные пожалования королей церковным корпорациям и светским магнатам. Так, например, при разделе земель в Севилье после отвоевания ее у мусульман 200 идальгос получили значительные земельные комплексы. В их состав входило по 20 аранзад2 оливковых насаждений, 6 - виноградников, 2 - огорода, 6 югад3 пашни4. В Андалу-зии, как уже отмечалось выше, королевские пожалования создали крупные вотчины военных орденов.

Структура и организация крупных имений не претерпели коренных изменений по сравнению с предшествующим периодом. Большая часть имений эксплуатировалась путем наделения землей мелких держателей - сервов, зависимых крестьян (колласос, соларьегос), прекаристов. Обычным наименованием крестьянского держания с XI в. становится solar. Термин casata сохраняется преимущественно для обозначения земельного участка серва. Наделы свободных крестьян-solares, возможно, были менее обременены повинностями, чем casata, но нередко различия между ними стирались. В прекарии отдавались не только пахотные участки и виноградники, но и леса, луга, мельницы. Держания эти были и в данный период пожизненными, иногда и наследственными.

Домен, очевидно, оставался незначительным. Основ-

1 См.: Pastor de Tognerl R. Les mozarabes de Tolede. - «Anna-les», 1970, mars-avril, N 2.

2 Аранзада равна 0,447 гектара.

3 Югада в Севилье равна примерно 27 гектарам.

4 См.: Gonzalez J. Repartimiento de Sevilla, I. Madrid, 1951, p. 293.

ные работы в нем выполнялись зависимыми крестьянами и наемными работниками. Барщинные повинности относительно невелики: для сервов (особенно в Астурии и Галисии) они доходили до двух дней в неделю; для основной же массы зависимых крестьян - не более 15- 24 дней в год. Фуэрос нередко снижали отработки до нескольких дней в течение года.

Барщина заключалась в основном в полевых работах. Те, у кого имелась тягловая сила, являлись на барщину со своим скотом для выполнения работы на полях и для перевозки господского зерна, винограда, дров. Транспортная повинность выполнялась несколько раз в год, и ее продолжительность была определена условием: крестьянин должен иметь возможность "в тот же день вернуться домой. Иногда в фуэрос указывалось, в каких именно хозяйственных комплексах имения (gran-gias) держатели должны выполнять работу.

Барщина в два дня в неделю считалась тягостной повинностью. В памятниках немало данных об усилиях вотчинников принудить зависимых земледельцев к ее выполнению. Так, например, граф Пиньоло и его жена Альдонса дарят в 1044 г. монастырю Сан Хуан де Ко-риае вильи вместе с еервами, обязывают последних работать на барщине два. дня в неделю и угрожают тем, кто откажется выполнять эту повинность, 100 ударами бича и возвращением в рабство фиску1. В 1190 г. Альфонс VIII предписывает, чтобы все крестьяне монастыря Карденья дважды в месяц являлись с быками для работ на полях монастыря; кроме того, они обязаны возить монастырю виноград и дрова.

Фуэрос во многих случаях предписывали обеспечивать крестьян питанием в те дни, когда они находились на барщине. Обычным требованием к крестьянам было' хорошее качество работ на барщине. Основной же повинностью мелких держателей являлся оброк, который они выплачивали, как правило, в натуральной форме. Размеры его, устанавливаемые обычаем имения или специальными фуэрос, были различными. Иногда требовалась выплата определенной части (одной четверти, одной трети или половины) урожая.

В монастыре св. Торибия, например, оброк - инфурсьон составлял четвертую часть урожая хлеба и 0Д7

1 Hinojosa Е. Documentos…, р.!03; 19-21.

ну треть вина; иногда же он равнялся лишь одной десятой части урожая зерновых.

Порой оброк устанавливался в соответствии с размерами обрабатываемой пахотной земли. Согласно фуэро де Эспина, например, в 1231 г. те, у кого была югада земли, вносили один мойо зерна, у кого половина югады •- половину мойо 1. Зачастую размеры оброка дифференцировались в зависимости от наличия у крестьянина тяглового скота (упряжка, один бык или вовсе нет скота).

В ряде случаев, а в XII-XIII вв. все чаще, оброки назначались в денежной форме. Это было не только формой измерения оброка: во многих случаях денежные взносы сочетались с натуральными. В XIII в. денежный оброк в Г-2 солида (или 7г - 1 мараведи) с двора становился широко распространенной формой ренты 2. Ремесленные изделия лишь в виде исключения встречались в составе натурального оброка (несколько штук полотна), главным образом в церковных сеньориях севера Испании. В случае стихийного бедствия- (если при этом погибло не менее половины урожая) оброк мог быть понижен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Испании IX-XIII веков"

Книги похожие на "История Испании IX-XIII веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А.Р. Корсунский

А.Р. Корсунский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков"

Отзывы читателей о книге "История Испании IX-XIII веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.