» » » А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков


Авторские права

А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков

Здесь можно скачать бесплатно "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков
Рейтинг:
Название:
История Испании IX-XIII веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Испании IX-XIII веков"

Описание и краткое содержание "История Испании IX-XIII веков" читать бесплатно онлайн.



(Социально-экономические отношения и политический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства)






К высшей знати относились те упомянутые ранее землевладельцы, которые располагали многими вильями и дарениями (особенно в Галисии, Леоне и Старой Кастилии), получали от королей замки с обязательством защищать их, имели под своим патронатом монастыри и церкви. Магнаты нередко вели частные войны, вмешивались во внутренние усобицы. Они могли денатурализоваться- отказаться от вассальной зависимости от своего короля и стать вассалами другого суверена. Земли таких рикос омбрес или идальгос при этом оставались за ними. Лишь в случае, если они начинали военные действия против короля или его вассалов, король мог разгромить-их вильи.

1 Siete Partidas, II, 21, proernium; IV, 25, 10.

В королевствах Леона и Кастилии имелся ряд 'могущественных «родов» знати, представители которых обладали обширными сеньориями в различных частях королевства, занимали высшие посты в государственном аппарате и нередко пытались добиться независимости от монарха. Наиболее выдающееся положение занимали представители домов Лара, Кастро, Аро, Аза, Манзане-до, Траба и др. К сеньории графов Лара относились «кшдадо и тьерра де Алава», территория де Молина (на северо-востоке нынешней провинции Гвадалахары). Роду Кастро принадлежал Кастрохерис; Кастро были связаны с сеньорами Вальядолида, имели земли в Бур-госе и других областях Кастилии. Род Аро владел сеньорией Бискайи.

В первой половине XII в. в качестве могущественного сеньора выступает архиепископ Компостелы Гельмирес, пользовавшийся широкой автономией во владениях архиепископства, он даже имел свой флот.

Во время малолетства Альфонса VIII опекуном короля был дон Гутьерре Фернандес де Кастро, который, по сообщению хрониста, сам посвятил в рыцари 500 человек. Против него выступили, стараясь захватить власть в свои руки, три брата из рода Лара. В междоусобную борьбу вмешались короли Леона и Наварры. Дон Нуньо Гонсалес де Лара в 1273 г. содержал тысячу кабалье-рос. После того как Альфонс VIII возмужал, ему пришлось затратить много усилий на отвоевание крепостей, захваченных родами Лара и Кастро.

Знатные дома в Леоно-Кастильском королевстве в XI-XIII вв., как и в ряде других европейских феодальных государств, представляли собой своеобразные группы в среде знати, свяванные общей генеалогией, родственными узами, имущественными и политическими интересами, традициями. Так, исследуя структуру знати на Руси в XII-XV вв., С. Б. Веселовсиий заключил, что «…не лица и не семьи,›а роды составляли основные ячейки, аз которых складывался класс» ]. По мнению Ж. Дю-би, специфической чертой феодального общества является укрепление генеалогических структур среди знати. «Генеалогическая память» развивалась параллельно с упрочением ленной системы. Рыцарские роды сплачива-

1 Веселовский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. М., 1968, с. 7.

лись для защиты своего экономического положения 1.

Сходный характер носили знатные дома в Леоне и Кастилии в XI-XII вв. Им также присущи «генеалогическая память» - сознание принадлежности к общему роду, наличие владений, имя которых носят все члены данной родовой группы, как главных, так и боковых ветвей2. К дому Лара, например, относились в начале XIII в. семьи, главы которых „являлись троюродными и четвероюродными братьями - потомками Гонсало Ну-ньеса де Лара, жившего в XI в. С. де Мохо насчитал около 30 таких знатных домов в Леоне и Кастилии в XII-XIII вв. (и, кроме того, 5 «домов» инфантов королевской крови). Представители этих «домов» наряду с орденами и церковными корпорациями были главными получателями королевских земельных пожалований. Они занимали высшие государственные должности. Внутри «домов» знати существовали тесные имущественные связи в сответствии с нормами фуэрос, признававшими право наследования недвижимого имущества родственниками по нисходящей и восходящей линии, а также боковыми родственниками.

В политической борьбе и в военной жизни «дома» знати выступали как сплоченные группировки. В латинской хронике королей Кастилии, описывающей битву при Лас Навас де Толоса, о главе «дома» Аро - доне Диэго Лопес де Аро говорится, что он сражался вместе с сыном, зятем, родичами (consanguineos), друзьями и вассалами. Когда король Альфонс XI предоставил в 1331 г. амнистию дону Хуану Мануэлю, он распространил ее на родичей и вассалов этого магната 3. Примером того, что знатный «дом» выступал как единый социальный организм, может служить институт бегетрии de linaje - избрание крестьянами сеньоров лишь.из данного рода.

Инфансоны или идальгос представляли собой основной по численности слой знати. Встречающиеся.в па-

1 См.: Дюби Ж. Структура семьи в средневековой Европе. М., 1970; Duby G. Hommes et structures du moyen age. Paris, 1973, p. 282-284.

2 См.: de Moxo S. De la nobleza vieja a la nobleza nueva. Cua-dernos de Historia, 3. Madrid, 1969, p. 29-30, 35.

3 Grassotti H. Las instituciones feudo-vassalaticas en Leon у Castilla. Spoleto, 1961, p. 352-353.

мятниках X в. наименования infanzones или infantiones происходят, по-видимому, от латинского выражения fi-lii bene natorum, т. е. «дети из хороших семей». В одном документе 1093 г. говорится о «воинах,' рожденных от людей не низкого, но благородного звания, которых на простом языке именуют инфансонами»1.

В XII в. начинает распространяться другое наименование этого слоя знати - Fijoasdalgos, которое позднее трансформируется в hijosdalgos и hidalgos - идальгос. Р. Менендес Пидаль полагал, что fijodalgos происходит от латинского films di aliquod, т. е. «сын того, кто представляет собой нечто», иначе - «человек особого достоинства»2. К XIII в. инфансоны и идальго представляли собой единый слой знати, которая была наследственной. Партиды отмечали, что «фидалыгия… это знатность, получаемая людьми по происхождению…». Знатность могла быть дарована королем. Король жаловал, например, идальгию воину, который убил или пленил предводителя неприятельского войска3.

По отношению к инфансоыам и идальгос применялось также наименование кабальерос (caballeros, caballarii). Эти люди первоначально не обязательно знатные, но они воины, сражавшиеся на коне. Уже в X в. они, однако, идентифицируются со знатными, которые тоже служат в коннице. Все знатные теперь именуются кабальерос. Но стремление отделить среди них знатных от незнатных ведет к тому, что отличают «кабальерос-инфансонов», или «кабальерос-фиходальгос», от «ка-бальерос-вилланос», т. е. незнатных кабальерос.

С XII в. слой кабальерос выступает как сообщество - Orden de Caballeria с определенным ритуалом, традициями и обычаями. В это время входит в употребление церемония посвящения в рыцари, состоявшая во вручении шпаги, благословляемой священником, и в легком ударе по шее. Посвященные дают обет защищать христианскую веру, королевство, покровительствовать слабым, вдовам, сиротам.

Подготовительной ступенью к званию «кабальеро»

1 Hinojosa Е. Op. cit., р. 41.

2 По мнению А. Кастро, algo - составная часть данного термина- происходит не от латинского aliquod (нечто), а от арабского algo, что означает «богатство», «добро». К. Карле тоже считает, что algo - это «имущество» или «иметь».

3 Siete Partidas II, 21, 3; II, 27, 6.

было звание эскудеро (оруженосец или щитоносец). Термин этот появился в астуро-леонских документах уже в X в. Согласно Старому фуэро Кастилии - это сыновья кабальерос, которые носят щиты и другое оружие и учатся пользоваться им.

На инфансонов распространялись те привилегии, которыми пользовалась вся знать в целом. Сам термин идальгос применялся в рассматриваемую эпоху нередко в широком смысле для обозначения всей знати1.

Но в социальном отношении идальгос представляли собой довольно пестрый слой. С одной стороны, среди них были вотчинники, жившие в собственных имениях, на землях, полученных в качестве престамо от короля, церковных корпораций и магнатов. Определенная часть этих инфансонов находилась в прямой вассальной зависимости от короля. С другой - мы видим инфансонов, живущих в небольших городах, вильях рядом с вилла-, нами. В фуэрос городов инфансоны и milites упоминаются как слой местного населения..

В некоторых случаях они пользовались привилегиями своего звания, в частности правом на повышенный вергельд (500 солидов), большей долей общих угодий городской общины. Но некоторые города запрещали им селиться на своей территории. Во многих же случаях инфансоны, хотя и могли оседать в консехос, обязаны были жить по общему городскому праву и не'пользовались привилегиями.

Положение инфансонов и их обязанности по отношению к государству обычно определялись местным правом и были неодинаковы. В одних- случаях они должны были раз в год идти в фонеадо, в других - оставались свободными от этой повинности. Иногда инфансоны городов, подобно вилланам, должны были вносить инфурсьон. Так, согласно поселенной грамоте, предоставленной Альфонсом VII в 1148 г. Лерме, инфурсьон, возлагавшаяся на инфансонов, состояла из 5 хлебов, 2 квартер вина, 2 динариев и 2 эмин ячменя. Идальгос в общем не являлись тяглым сословием, не платили по-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Испании IX-XIII веков"

Книги похожие на "История Испании IX-XIII веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А.Р. Корсунский

А.Р. Корсунский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков"

Отзывы читателей о книге "История Испании IX-XIII веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.