» » » А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков


Авторские права

А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков

Здесь можно скачать бесплатно "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков
Рейтинг:
Название:
История Испании IX-XIII веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Испании IX-XIII веков"

Описание и краткое содержание "История Испании IX-XIII веков" читать бесплатно онлайн.



(Социально-экономические отношения и политический строй Астуро-Леонского и Леоно-Кастильского королевства)






1 Fuero Viejo, I, VI, XVI.

2 Ibid., I, V, XVII.

3 Hinojosa E. Documentos para la historia…'.,,p. 29-31. В «Пеони о Сидех ннфансон в глазах смотрящих на него свысока инфантов - человек, поглощенный крестьянскими занятиями. См.: «Песнь о Сиде», с:. 119.

Наряду со светской знатью привилегированным сословием было духовенство. В первые века после мусульманского завоевания имелось немало священников и диаконов несвободных (вопреки церковным постановлениям). Но позднее принадлежность духовенства в це^ лом к привилегированному сословию вырисовывается достаточно отчетливо. Высший клир - архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей - приравнивался по рангу и знатности к рикос омбрес. Они входили в состав королевской курии, были сеньорами крупных территориальных округов. Привилегии распространи-' лись и на низший клир.

С XI в. все клирики обычно пользовались правами кабальерос. В ряде фуэрос содержатся положения, приравнивающие их в отношении размеров вергельда и освобождения от налогов и поборов к идальгос. Так, фуэро Нахеры освобождало клириков от обязанности выступать в поход, платить военный налог и предоставлять постой в своем доме. Альфонс VIII освободил епископов и священников Кастилии от уплаты податей и поборов. Альфонс IX на кортесах в Леоне в 1208 г. также освободил духовенство королевства Леон от податей и пошлин.

К военной службе клириков привлекали лишь в том случае, когда начиналась война против мусульман. Их нельзя было призывать в войско, если шла война против христиан. Все клирики были подчинены церковной юрисдикции, они судились в церковных судах по гражданским и уголовным делам (если истцом или ответчиком был клирик или член его семьи). Вплоть до XIII в., согласно Партидам, существовало церковное право убежища.

Как видно из вышеизложенного о социальном положении и юридическом статусе знати, ни Леон, ни Кастилия, вопреки мнению некоторых исследователей, не представляли собой некий демократический анклав в аристократической средневековой Европе. «Открытый» характер знати здесь выступает более явственно, чем в соседних феодальных государствах, но по своему хозяйственному положению, юридическому статусу и роли в социальной жизни она мало отличается от феодальной знати других стран Западной Европы.


2. БЕНЕФИЦИЙ И ВАССАЛИТЕТ


Для многих зарубежных исследователей проблема ленных отношений и иммунитета является определяющей при рассмотрении специфики исторического развития Испании в средние века. Для историков-марксистов иерархическая структура' земельной собственности •- один из признаков сложившегося феодализма. К. Маркс отмечал, что «иерархия есть идеальная форма феодализма»1. Но эта структура может быть выражена в раз-личных формах и развита в неодинаковой степени.

Феод в том виде, в котором он сложился во Франции в Х-XI вв., не является неотъемлемым признаком всякого феодального общества. Но вопрос о характере внутриклассовых феодальных связей в Леоне и Кастилии важен для суждения об уровне развития и. своеобразии феодальных отношений в этой части Испании.

В XI-XIII вв. пожалования престимониев продолжали широко применяться. В XII в. в ряде источников сопоставляются престимоний и феод. Так, в постановлении церковного собора в Бургосе (1117) говорится о предоставлении некоего церковного имущества «в феод, который именуется в Испании престимонием». В «Истории Компоетелы», написанной в XII в., говорится о том, что епископ Компоетелы Гельмирес предоставил некое владение архиепископу Браги «в престимоний, или в феод». Наконец, архиепископ Толедо Родриго Хименес де Рада (умер в 1247 г.) писал, что короли Кастилии и Леона жалуют земли во «временные феоды» (feuda temporalia). В Кастилии в аналогичном значении употреблялся также термин «держание» (tenencia).

Слово «престимоний» обозначало различного рода отношения. В ряде случаев это пожалование прекарно-го характера, иногда связанное с выплатой ренты, но не крестьянского типа. Так, например, в 1204 г. Педро, аббат монастыря Оньи, предоставил некоему Диэго Родригесу в пожизненное владение имение - двор, земли, дома - при условии ежегодной выплаты десятины. Тот в свою очередь подарил монастырю наследственные владения в Кальеада, в том числе три солара 2. О таком же престимоний, представляющем собой precaria oblata

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 164.

2 См.: Valdeavellano L. G. de. Beneficio у Prestimonio. СНЕ, IX, 1948, p. 159.

с пожизненным владением (некрестьянского типа), упоминают и другие документы.

Но иногда подобное владение не связано с выплатой ренты. Так, например, в 1063 г. Диэго Фернандес и его жена дарят Саагуну свои земельные владения, но сохраняют за собой право пользования ими под покровительством монастыря. Если Диэго оставит после себя сыновей, они будут владеть этой землей как престимо-нием.

В престимоний отдавались не только вильи и отдельные земельные участки, но и замки, право на взимание оброков в определенных владениях, зависимые крестьяне. В некоторых фуэрос XII в. содержалось специальное положение, запрещавшее отдавать людей данного селения или города в престимоний; Объектом такого пожалования нередко были лошади и другое имущество.

Особой формой пожалования служили honores. Со второй половины XI в. рикос омбрес и идальгос получали в качестве престимониев или honores округа или населенные пункты и крепости с правом выполнения там всех функций публичной власти.

Сохранялись также престимоний бенефициального типа, связанные с несением военной службы. Но о них осталось мало упоминаний в источниках. В монастырской хронике «История Компостелы» говорится, что в 1106 г. граф Траба и некоторые-другие знатные галисийцы дали архиепископу Гельмиресу клятву в верности за престимоний и денежные выплаты (soldadas). Далее говорится о предоставлении в 1121 г. Гельми ресом престимониев Одоарию, Ордоньесу и Ариас Пересу, которые принесли ему клятву верности и обязались помогать своему сеньору против королевы Урраки1. Иногда военная служба, бывшая первоначально основным условием владения престимонием, заменялась другими повинностями.

Условия владения престимонием были самые различные. К- Санчес-Альборнос подчеркивает непрочность владения этим пожалованием. Оно могло быть произвольно аннулировано собственником данного имущества. В источниках упоминаются подобные примеры. Но престимоний в ряде случаев предоставлялся на время или в

1 См.: Historia Compostellana, Espafia Sagrada, t. XX, p. 97, 329.

пожизненное владение. По Л. Вальдеавелльяно, именно это обстоятельство заставило Родриго Хименеса де Рада определять леоно-кастильские престимоний как «временные феоды» *.

Многие испанские историки считают, что бенефиций в Леоне и Кастилии не превратился в феод, в наследственное владение. Стремлению знати сделать престимоний наследственными владениями противодействовала королевская власть. В условиях Реконкисты при наличии значительного слоя свободных крестьян и сильных городов короли могли не допустить превращения пре-стимониев в наследственные владения. Однако известно, что на практике престимоний нередко оказывались наследственными. Престимоний обычно возобновлялся для сыновей прежнего владельца, что иногда оговаривалось в грамоте, устанавливавшей подобного рода владение 2.

Особенно заметной 'становится тенденция к наследственности престимония в XII-XIII вв. Фуэрос Толедо, Эскалоны, Гвадалахары отмечают, что дети тех, кто получили в престимоний коней и оружие, наследуют это имущество 3. Альфонс X в своем завещании подчеркивал, что он - первый король, закрепивший за детьми вассалов держания, которыми пользовались их родители. Иногда с престимонием обращаются как с наследственным достоянием: лица, получившие имущество в престимоний, отчуждают его. Так, в одном документе 1201 г. говорится о вкладе, который Родриго Гонсалес и его сыновья делают монастырю Сан-Сальвадор де Ногар. Они дарят имущество, полученное ими в престимоний от некоего Фернандо Переса.

В XIII в. встречаются и подлинные феоды. Такого рода пожалования делал архиепископ Толедо Родриго Хименес де Рада. В 1217 г. он представил Гарсиа де Азагро во владение три замка при условии, что тот будет оказывать архиепископу военную помощь и выплачивать одну марку серебра ежегодно. Гарсиа де Азагро должен совершить оммаж и затем станет вассалом То-

1 См.: Valdeavellano L. G. de. El prestimonio. - «Anuario de historia del derecho espafiob, t. XXV,,1955, p. 80.

2 См.: Ibid., p. 40.

3 См.: Grassotti H. Las instituciones feudo-vassalaticas en Leon у Castilla. Spoleto, 1969, p. 608.

ледской церкви. Он сможет передавать эти замки по наследству, но не будет иметь права отчуждать их1.

В 1221 г. сеньор Молины Гонсало Перес передал собственность на виллу Молина вместе с деревнями, замками и всеми землями церкви Толедо. После этого Гонсало Перес совершил оммаж архиепископу, стал его вассалом и обязался помогать ему во время войны и мира. Тот, в свою очередь, передал эти владения Гонсало Пересу в феод (in pheudum teneatis). Последний получил право передавать феод по наследству, но отчуждать его не мог2..


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Испании IX-XIII веков"

Книги похожие на "История Испании IX-XIII веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А.Р. Корсунский

А.Р. Корсунский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А.Р. Корсунский - История Испании IX-XIII веков"

Отзывы читателей о книге "История Испании IX-XIII веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.