БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)" читать бесплатно онлайн.
В. П. Балашов.
XIV. Архитектура, прикладное и изобразительное искусство На территории А. открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского, римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад , Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (общественных бань), триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены произведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.
Средневековые города А. с узкими извилистыми улицами, окруженные крепостной стеной, включали цитадель («касба»), многочисленные мечети, медресе, бани, рынки, дворцы (например, дворцовый комплекс в Кала-Бени-Хаммаде , 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир , в 12—13 вв. — Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Южная Испания): здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16—18 вв. в гг. Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы турецких наместников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в некоторых сахарских поселениях (например, Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оранс, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и особняки (французские архитекторы П. А. Эмери. Б. Зерфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.) После освобождения А. особое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа архитектора А. Коппа).
Прикладное искусство А. 19—20 вв., как и в средние века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в коврах, жёлто-красная — в керамике); в произведениях горных ремесленников, испытавших воздействие турецкого искусства, преобладают многоцветные растительные узоры — извивающиеся побеги, цветы, листья.
В. Л. Воронина.
Изобразительное искусство в А. 19 — начала 20 вв. было представлено работами французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы — братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. В 1960-е гг. в А. работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алжирского народа, относятся живописцы и графики Х. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш. Месли, М. Хадда.
Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г.Алжир (основана в 1881).
Л. И. Воловая.
Лит.: Лот А., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1&62; Магсаis G., Algérie médievale. P., [1957]; Leschi L., Algérie antique, P., [1952]; Dans la lumiere des cites africaincs, [v. 1] — Afrique du Nord, P., [1956J: Golvin L., Lesarts populaires d'Algérie, t. 1 — 5, [P.], 1949 — 1955; Yelles В. et Maisonseui J. de, Tendances de la peinture alge-rienne contemporaine, «Afrique», P., 1964, aout, № 37; Les jeunes peintres algeriens, «Revolution africaine», Alger, 1967, № 207.
XV. Музыка, театр и кино
Музыка. С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и оседлых племён А. и передавалось из поколения в поколение, фольклорная вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных звукорядах, обладает ритмическим многообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это искусство испытало влияние древнегреческой, затем римской и средневековой христианской музыки. Со времени завоевания А. арабами (7 в.) и особенно с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской Андалусии, с 16 в. — военная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в А. были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них — нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или унисонный хор) и инструментальные номера. Нубы различаются по ладам. С древних времён популярны нубы: сика, зидан, мезмум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Многие мелодии требуют от исполнителя высокого мастерства. Среди алжирских музыкальных инструментов — ребаб (смычковый), уд (лютня), канун (род цитры), госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в национальный оркестр. В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в. возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал исполнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка.
Лит.: Башир Хадж Али. Музыка, в кн.: Культура современного Алжира. Сб. ст., пер. с франц., М., 1961; его же, Возродить национальные традиции, «Советская музыка», 1965, № 1; R ouanet J., La musique arabe dans ie Maghreb, в кн.: Encyclopedie de la musique..., fondateur A. Lavignac, pt. I, t. 5, P., 1922, p. 2845 — 77.
Л. А. Ельницкий
Театр. По мере распространения в А. французского языка получил распространение французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке, возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссёр Р. Ксентини, написавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны «Бу-Борма», «Мой кузен из Стамбула», «Зед-Алех» и др. В этих произведениях обличаются реакционные пережитки, пороки, порожденные колониальным господством. Преемником Ксентини был Б. Махиддин, написавший пьесы «Предатели», «Пробудившиеся» и др., утверждавшие освободительные идеи. Большое политическое значение имела его пьеса «Племя поддакивающих», разоблачавшая колонизаторов и их прислужников. Труппа Махиддина ставила также пьесы А. Накли, М. Ульд Шейха и других драматургов, произведения Мольера, Софокла, Ибсена в вольном переводе на арабский язык.
С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актёров его труппы было вынуждено покинуть родину и создало за границей (в Тунисе) Алжирский художественный ансамбль. Этот коллектив выступал в разных странах, знакомя зарубежного зрителя с творчеством алжирских драматургов, народным фольклором различных областей страны. После провозглашения независимости А. в 1962 на базе этого ансамбля был создан Алжирский национальный театр во главе с актёром и режиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и осуществил постановку «Дон Жуана» Мольера) на сцене театра ставятся музыкально-танцевальные представления. Крупнейшие театральные труппы приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969).
Кино. Национальная кинематография в А. зародилась в период Национально-демократической революции 1954—62, когда был создан ряд документальных и агитационных фильмов, посвященных борьбе народа А. за независимость. После 1962 алжирские кинематографисты значительно расширили производство хроникально-документальных фильмов и отсняли первые художественные фильмы на фольклорно-этнографические сюжеты или посвященные событиям войны 1954 — 62. Для становления национальной кинематографии большое значение имели национализация кинотеатров и создание в 1964 Национального центра кинематографии. Среди лучших фильмов — «Битва за город Алжир» (1966) и «Ветер с Луреса» (1967).
Р.Г. Ланда.
Мозаики римского времени (фрагменты): «Сцены сельских работ». Музей г. Шершеля.
Флаг государственный. Алжир.
Город Гардая. Общий вид.
Демонстрация молодых патриотов в связи с провозглашением независимости Алжира. Город Алжир. Июль 1962.
Дюны в Алжирской Сахаре.
Большая мечеть в г. Алжире. 1096. Интерьер.
Дом правительства в г. Алжир. 1930. Арх. Ж. Гьошен и О. и Г. Перре.
Вид на г. Константина со стороны моста через ущелье р. Рюмель.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)", комментарии и мнения людей о произведении.