БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать бесплатно онлайн.
В эпоху Возрождения музыка стала занимать важное место в общественной жизни и быту аристократии и горожан; становится модным домашнее музицирование, для которого характерны консорты («содружество» групп, играющих на различных инструментах). Количество исполнителей, входящих в консорт, постепенно увеличивалось, доходя до 30—40. Так возникли первоначальные формы оркестров. С их появлением связано выдвижение мастеров инструментальных жанров, среди них — Дж. Дауленд, автор пьес для лютни и многоголосных песен с аккомпанементом лютни. В конце 16 в., кроме лютни, виолы и портатива (малый орган), получает распространение вёрджинел (небольшой клавесин). Для вёрджинела создавались вариации на темы народных песен, фантазии, танцевальные пьесы и др. Становится популярным мадригал . Основоположник английской национальной школы мадригала — У. Бёрд. Его последователи — Дж. Булл, О. Гиббоне, позже Дж. Блоу, положившие начало западноевропейской клавирной музыке, писали также мадригалы и полифонические хоровые культовые сочинения — католические мессы и англиканские гимны. Другая линия развития светского многоголосия — творчество Т. Морли, Т. Уилкса и Дж. Уилби, писавших, кроме мадригалов, «балеты» и музыку к пьесам У. Шекспира, К. Марло и др. Для английского театра 16—17 вв. стало традицией вводить музыку в виде интермедий в постановки сказок-феерий или бытовых комедий, а также масок .
С утверждением пуританизма, тормозившего развитие музыки запрещением многоголосия и музыкальных инструментов, в богослужении получили распространение лишь антемы (энсземы) — форма вокальной полифонии, близкая народному хоровому стилю. В быту были разрешены одноголосные гимны и псалмы, исполнявшиеся на родном языке, по мелодическому складу также сходные с народной песенностью.
Музыкальная жизнь, замершая в эпоху Реформации, возобновляется вскоре после реставрации Стюартов при дворе Карла II и в крупных центрах В. В 1672 скрипач Дж. Банистер организовал в Лондоне первые публичные концерты.
Создателем национального английского музыкального театра стал крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл (опера «Дидона и Эней»). Однако интерес к национальной опере вскоре после его смерти упал, особенно в связи с выступлениями в Лондоне итальянской оперной труппы.
Освобождению оперной культуры В. от влияния итальянской оперы способствовали основанные на античных, исторических и библейских сюжетах оратории и оперы Г. Ф. Генделя (прожил в Лондоне около 50 лет), которые явились обобщением традиций английской старинной хоровой культуры. В своём героическом монументальном искусстве, опиравшемся на демократические художественные традиции, Гендель воплотил национальные народные идеалы. В 1728 в Лондоне была поставлена «Опера нищих» Дж. Гея и композитора Дж. Пепуша, представляющая собой пародию на этот жанр и одновременно сатиру на нравы английского буржуазного общества. Являясь выражением вкусов национальной демократической оппозиции, она возродила традиции представлений менестрелей и дала начало новому жанру — так называемой, «балладной опере», построенной по принципу песенного монтажа.
В конце 18 в. в Лондоне работали И. К. Бах («лондонский» Бах, сын И. С. Баха), И. Гайдн, написавший здесь 12 «Лондонских симфоний» и сделавший около 100 обработок шотландских песен, композитор, пианист и педагог итальянец М. Клементи, ставший главой английской пианистической школы, и др. Возникло много музыкальных учреждений, хоровые объединения и общества: «Кэтч-клуб», состоявший из любителей многоголосного пения (1761), Королевское музыкальное общество (1762); организованы музыкальные издательства (1778), основана старейшая в мире фирма клавишных инструментов «Дж. Бродвуд» (с 1773 производит рояли).
В середине 18 в. начала формироваться английская школа музыковедов, среди которых наиболее известен историк музыки Ч. Бёрни, автор «Всеобщей истории музыки» (издана 1776—89), очерков музыкальной жизни западноевропейских стран и др.
В середине 19 в. композиторы В. работали главным образом в оперном жанре (Г. Бишоп, М. Балф), но их искусство было эклектичным; эпигонство типично и для таких композиторов, как У. С. Беннетт, позднее Ч. Х. Пэрри (зачинатель общественного движения за возрождение английской национальной музыкальной культуры) и Ч. Станфорд (все они известны как педагоги). Английским музыкальным вкусам конца 19 в. во многом отвечали оперетты А. Салливена («Микадо», 1885), С. Джонса («Гейша», 1896).
В 19 в. одним из центров европейской музыкальной культуры стал Лондон. Здесь выступали крупнейшие композиторы и исполнители того времени. С 1855 проводятся большие музыкальные фестивали. В Лондоне были открыты: в 1822 — Королевская академия музыки, в 1872 — «Тринити-колледж», в 1883 — Королевский музыкальный колледж. В 1878 создано Народное концертное общество, возникают многочисленные хоровые общества и любительские коллективы, музыкальное научное общество, изучающее историю старинной музыки, общество, занимающееся исследованием музыки средневековья, и др.
Утверждению национальной композиторской школы положил начало Э. Элгар, автор оратории «Сновидение Геронтиуса» (1900). В опере «Сельские Ромео и Джульетта» Ф. Дилиуса, сочинения Г. Холста и Г. Бантока используются английские фольклорные мотивы. Важное значение имели исследования музыковеда-фольклориста С. Шарпа и его школы. В 1898 Шарп основал в Лондоне общество народной песни, занимавшееся пропагандой музыкального фольклора В. Главой английской национальной школы («английский музыкальный ренессанс») стал Р. Воан-Уильямс. Его стиль характеризуется сочетанием разработки фольклорных тем с новаторскими приёмами гармонического языка и современной инструментовки. Многие другие композиторы начала 20 в. стремились к обновлению содержания и стиля музыки В. через развитие национальных традиций: Дж. Айрленд, А. Бакс, Р. Боутон.
В начале 20 в. музыкальная жизнь В. интенсивно развивается, охватывая всё новые города, в которых создаются музыкальные школы, оркестры, хоровые общества, проводятся музыкальные фестивали и конкурсы (Бирмингем, Лидс, Норидж и Шеффилд и др.).
Творчество современных композиторов В. свидетельствует о наличии значительной национальной композиторской школы, в основном опирающейся на принципы тонального письма. Однако многие авторы стремятся к применению новых темброгармонических средств, использованию методов конструктивизма и др. авангардистских музыкальных течений. Особое место в музыкальном искусстве В. занимает получившее международное признание творчество Б. Бриттена. Среди прогрессивных музыкантов В. проявляется стремление приблизить музыкальное искусство к запросам народных масс. Во главе этого демократического движения — национальный музыкальный общественный деятель композитор А. Буш.
Большой вклад в музыкальную культуру В. внесли историки музыки Дж. Гров («Словарь музыки и музыкантов», 1-е изд. 1879), П. А. Сколе, Г. К. Коллес и Э. Блом. Среди исполнительских коллективов выделяются: лондонские филармонические и симфонические оркестры, симфонический оркестр Би-Би-Си (главный дирижёр М. Сарджент), оркестр Манчестера. Среди дирижёров: Дж. Барбиролли, А. С. Боулт и др. Крупные пианисты — Дж. Мур, М. Лимпани, Дж. Огдон, Дж. Лилл; скрипач А. Камполи. Популяризации старинной инструментальной музыки способствовала семья Долмеч. Среди певцов — У. Хайд, Дж. Мак-Кормак, П. Пирс; певицы — К. Новелло, Дж. Вивиен, Дж. Хаммонд, К. Шеклок. Большое значение для пропаганды оперного искусства В. имела деятельность Т. Бичема, главного дирижёра «Ковент-Гардена». В 1930-е гг. оперы и балеты композиторов В. ставились на сцене театра «Сэдлерс-Уэллс» (Лондон). В 1934 меценатом Дж. Кристи в его поместье Глайндборн (Суссекс) был построен театр, где стали проходить летние фестивали опер («Глайндборнские фестивали»). С 1940—1950-х гг. традиционные ежегодные фестивали проводятся в Эдинбурге, Олдборо, Батс, международные музыкальные конкурсы — в Лидсе.
Широкое развитие получила в 60-х гг. музыкальная эстрада, так называемая «поп-музыка»; особенно популярен был «Битлз» (The BeatIs) — вокально-инструментальный квартет молодых певцов, исполняющий характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), который вызвал подражания среди западноевропейской и американской молодёжи.
Среди современных музыкальных учебных заведений: Королевская академия музыки и колледж в Лондоне, музыкальные колледжи в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, Глазго, Эдинбурге и др. городах; музыкознание преподаётся в университетах (Оксфорд, Кембридж, Бирмингем и др.).
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. с нем., франц., итал., англ. яз., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Кабалевский Дм., Заметки о музыкальной жизни современной Англии, «Советская музыка», 1950, № 2; Шнеерсон Г. М., Современная английская музыка, М., 1945; Mason С., Music in Britain. 1951—1962, L., 1963; Mackerness E. D., A social history of English music, L., 1964.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.