БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВО)" читать бесплатно онлайн.
Обострённый интерес гуманистов к античности, критическое отношение к средневековой и церковной традиции, бурный процесс становления национальных языков — всё это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итальянские), пользуясь приёмами филологической критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классической латыни. Наряду с «возрождением» классической латыни, пришедшей в сочинениях гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреческого, древнееврейского и других древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Валла — самый блестящий знаток классической латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и многие другие итальянские гуманисты; вне Италии — Гийом Бюде, крупнейший знаток греческого языка во Франции, основатель (1530) «Коллежа трех языков» (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин — в Германии, Эразм Роттердамский и др.
Характерные черты гуманистического мировоззрения эпохи В. нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в педагогической практике лучших учебных заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоятельному мышлению, формирующее высокие нравственные качества — в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только латынь, но и греческий язык, античную художественную литературу и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практической жизни знаниями, умениями и навыками, — математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В. заботились и о физическом развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итальянских гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, французских гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих педагогических идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи общественного воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном языке), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи В. был итальянский гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить педагогические гуманистические идеи в организованной им в 1424 школе, получившей название «Дом радости». Однако школа Витторино да Фельтре и некоторые другие были исключением (школы 15—16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистических школах к 16 в. основным содержанием обучения всё более становились формалистическое изучение грамматики и подражание стилю Цицерона («цицеронианство»). В Германии гуманистические педагогические идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значительно слабее, чем в Италии и Франции. Педагогические идеи эпохи В. оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.
Литература В. неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художественная мысль В., как и его философия, тяготеет к «совпадению противоположностей», рациональные начала сливаются в ней с поэтической фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения «живого духа» целого. Две традиции — народной поэзии и книжной античной учёности — органически сочетаются в наиболее значительных художественных памятниках эпохи, особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» (1535—1556) Рабле — подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В.; в «Дон Кихоте» (1605—55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В., начиная с «Декамерона» (1350—53) Дж. Боккаччо, устные народные рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне античной прозы. Итальянская фантастическая поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языческому чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным «украшением», как позднее в классицизме). Через всю литературу В. проходит образ шута, в «мудром безумии» которого сходятся народный здравый смысл и просвещённое свободомыслие.
Основные этапы и жанры литературы В. связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. Для литературы Раннего В. характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и др.), с антиклерикальной антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое В. отмечено расцветом героической поэмы: в Италии — жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно героическая — М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии—«конкистадорская» поэма («Араукана», 1569—89, А. Эрсильи-и-Суньиги и «Лузиады», 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление В. о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героическим поэмам 14—16 вв.), всесторонней картиной общества В. и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развиваются пасторальные жанры романа и драмы («Аркадия», 1504, Я. Саннадзаро и «Аминта», 1580, Т. Тассо в Италии; «Диана», 1558—59, Х. Монтемайора и «Галатея», 1585, М. Сервантеса в Испании; «Аркадия», 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирический бытовой плутовской роман с новым героем «прозаических авантюр» частной жизни. Высший взлёт Позднего В. — драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.
В эпоху В. возникают первые национальные — по языку и значению — литературы, в отличие от сословной литературы средних веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически обосновывается литературный язык нации (трактат «Защита и прославление французского языка», 1549, Ж. Дю Белле).
В Италии уже творчество Данте на рубеже 13—14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность внутреннего мира личности, динамику эмоциональной жизни, а его патриотические канцоны («Моя Италия» и др.) — внесословный характер нового гражданского сознания. Расцвет итальянской литературы в 14—16 вв. — лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этические и политические трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто и Тассо и др. — наряду с расцветом изобразительного искусства — выдвигают итальянскую культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и «классическую» для других стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная по духу — во вкусе искусства маньеризма — поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1580).
Расцвет литературы В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовительную и начальную стадию Реформации (1-я четверть 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европейского гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластической и антиклерикальной сатире («Корабль дураков», 1494, С. Бранта, «Похвала глупости», 1511, Эразма, «Письма тёмных людей» , 1515—17, «диалоги» Гуттена).
Во Франции ренессансная литература, помимо влияния античности и итальянской культуры, опирается на народную «галльскую» традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (середина 15 в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й половины 16 в. Вершины расцвета — роман Рабле и гармоническая чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление французской поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героическими иллюзиями эпохи являются во 2-й половине 16 в. (период религиозных войн) «Опыты» (1580—88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастических преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринуждённой манерой анализа они положили начало жанру эссе в европейской литературе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВО)", комментарии и мнения людей о произведении.