БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВО)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВО)" читать бесплатно онлайн.
В искусстве В. в странах к С. от Альп было больше внутренней противоречивости, скованности, напряжённости, неравномерно развивались виды искусства; но очень рано здесь пробудились самостоятельные и смелые (хотя и не приведённые в столь цельную, как в Италии, систему) реалистические искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению, интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14—15 вв. в Бургундии, бывшей центром утончённого придворно-рыцарского готического искусства, выходцы из Нидерландов — живописцы Жан Малуэль, Анри Бельшоз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В 15 в. в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим путём пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его мира. Нидерландская живопись, теснее, чем итальянская, связанная с традициями готики, восприняла от неё интерес к единичным конкретным явлениям, которые не подчинены, однако, сверхчувственным началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной и гармоничной единой картины мира. Художники нидерландского В. (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистическому осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретических интересов и увлечения античной культурой. Но они успешно овладели передачей глубины пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтической одухотворённостью. Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итальянского искусства В. приняло в основном характер консервативного, аристократического, уводящего от жизни искусства — «романизма». Прогрессивное же развитие нидерландского искусства в конце 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и народной жизни, развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Йоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса к фольклору и народным образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция нидерландского реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили непосредственный переход от собственно В. к принципам искусства 17 в. Архитектура в Нидерландах, как и в других западноевропейских странах за пределами Италии, в 15 в. сохраняла традиционный готический облик, хотя структура зданий видоизменялась соответственно их связи с новым строем городской жизни. В 16 в. заимствование из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преимущественно декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, городские дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.
Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет искусства В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Южной Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно немецкое В. — необычайно яркая вспышка творческой энергии в конце 15 — 1-й четверти 16 вв. — отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния народных движений. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рационалистической правильности монументализированных идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагических эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранаха и в пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистический строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани немецкого В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистические народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий прошла и в немецкой архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург, Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, общественное, дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феодальная реакция быстро и трагически оборвала развитие немецкого В., дав дорогу упадочному маньеристическому искусству.
Во Франции развитию искусства В. благоприятствовали богатейшие традиции местной готики, знакомство с античной традицией (особенно на Ю. страны), систематические связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й половины 15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация национального государства. С середины14 в. работавшие во Франции нидерландские миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтическим восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи французского искусства 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Муленского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма французское В. достигает расцвета в проникнутом гуманистическим духом светском реалистическом искусстве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала, однако, и развитие маньеризма (так называемая школа Фонтенбло). Для французского В. характерно блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-«отеля», а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско, Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и техническими новшествами, творческим претворением итальянской ордерной системы. Самобытный сплав готических и ренессансных форм сменяется во 2-й половине 16 в. последовательным применением регулярной планировки и классических ордеров.
В Англии яркие и самобытные реалистические искания, проявившиеся уже в конце 14 и 15 вв. в религиозной и портретной живописи, были прерваны внутренними войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии Х. Хольбейна) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер); в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.
Чрезвычайно своеобразно развивалась культура В. на Пиренейском полуострове, где в условиях освободительной войны против арабов, завершённой лишь к концу 15 в., соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые ростки реалистического мировосприятия в искусстве Испании проявляются в 14 в. в живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи 14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие Италии и Нидерландов способствовало формированию национальной школы с её суровой аскетической выразительностью фигур и лиц и торжественной декоративностью целого. В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско , богатейшем синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластического убранства (Аннекин и Энрике де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале позднеготические, а позже итальянские классические формы. Усилившиеся итальянские влияния были творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо. Но во 2-й половине 16 в. в условиях феодально-церковной реакции эти влияния порождали уже холодный аскетизм построек Х. Б. де Эрреры и, с другой стороны, волну маньеристического субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В искусстве Португалии, развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим реализмом портретные образы «Алтаря св. Винцента» (15 в.), а в начале 16 в. — архитектурный стиль «мануэлино» (архитектор Боитак и др.), отличающийся от платереско мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой географических открытий. Черты В. Испании и Португалии были перенесены в искусство колоний этих стран в Америке и стали первыми вехами развития латиноамериканской художественной культуры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВО)", комментарии и мнения людей о произведении.




























