БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать бесплатно онлайн.
Грузоподъёмная машина
Грузоподъёмная маши'на, устройство для подъёма груза и людей в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (лифты — грузовые и пассажирские, подъёмники — шахтные, скиповые, строительные и пр.). Термин «Г. м.» объединяет различные по конструкции и кинематическим схемам машины. К Г. м. относятся и такие простейшие устройства, как домкраты , тали, вороты , полиспасты , и такие сложные, как самоходный стреловой полноповоротный кран, или автопогрузчик . Г. м. в зависимости от назначения может быть стационарной, самоходной или передвижной, прерывного или непрерывного действия, с электроприводом, с приводом от двигателя внутреннего сгорания или с каким-либо другим. Грузоподъёмность машин колеблется от нескольких кг до нескольких сотен т . Многие Г. м. обеспечивают не только подъём, опускание груза и удержание его на заданной высоте, но и перемещение в горизонтальной плоскости (различного рода краны). При одновременном включении механизмов подъёма и горизонтального перемещения груз можно передвигать в пространстве по любой траектории. Основные части Г. м.: остов, механизм подъёма, грузонесущий (грузозахватный) орган. Самоходные Г. м. снабжаются также механизмом передвижения, а поворотные — механизмом поворота. Грузозахватные приспособления Г. м., как и конструкция самой машины, зависят от размеров, веса и свойств перемещаемого груза, а также от технологии производственного процесса. Для подъёма и опускания людей используют клети и кабины, для штучных грузов — различные крючья и специальные захваты, а для сыпучих грузов — бадьи, ковши, грейдеры и пр.
Э. И. Ридель.
Грузоподъёмность
Грузоподъёмность транспортного средства (вагона, автомобиля, судна, самолёта), масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства. Для сухопутных транспортных средств (вагон, автомобиль) расчётная Г. определяется допустимой нагрузкой на ось подвижного состава и на 1 м пути; у морских судов — при погружении по грузовую марку , для судов внутреннего плавания — при нормальной или максимальной осадке.
Г. 4-осных ж.-д. вагонов составляет 62—65 т , 8-осных — 125 т . Номинальная Г. автомобилей разных марок (для условий эксплуатации на дорогах с твёрдым покрытием) составляет от 0,5 до 14 т , автосамосвалов до 28 т и более, специальных. автомобилей для горнорудных разработок, строительства и внутризаводских нужд — 40—100 т и более. Различают Г. судна: полную — дедвейт , и чистую — масса собственно груза. Морские транспортные суда для перевозки штучных и лесных грузов имеют Г. в зависимости от района плавания, назначения и др. условий от 0,1 до 25 тыс. т . Г. крупных морских танкеров достигает 300 тыс. т , судов внутреннего плавания — 7 тыс. т (составных 16 тыс. т и более). Современные транспортные самолёты имеют Г. от 1,5 (Ан-2М) до 26 т (Ил-62); Ан-22 может перевозить до 80 т Груза.
Е. С. Сергеев.
Грузско-Зорянское
Гру'зско-Зо'рянское, посёлок городского типа в Донецкой обл. УССР, в 14 км к Ю.-В. от Макеевки. Ж.-д. станция Рясное. Добыча угля.
Грузско-Ломовка
Гру'зско-Ло'мовка, посёлок городского типа в Донецкой обл. УССР, в 6 км от ж.-д. станции Рясное. Добыча угля.
Грулович Никола
Гру'лович (Груловић) Никола (4.12.1888, г. Бешка, Срем, — 19.2.1959, Белград), югославский политический деятель. По профессии сапожник. В 1904 вступил в социал-демократическую партию Сербии. Во время 1-й мировой войны, попав в плен, оказался в России (1915). В начале 1918 организовал Югославский отряд Красной Гвардии. Осенью 1918 комиссар 1-го югосл. коммунистического полка в Царицыне. В ноябре 1918 был член федерации иностранных коммунистических групп при ЦК РКП(б). Зимой 1918 входил в состав руководства Югославской коммунистической группы при ЦК РКП(б). В феврале 1919 возвратился на родину. Участник Объединительного съезда (апрель 1919) компартии Югославии (КПЮ). В 1920 депутат Народной скупщины от КПЮ. Г. — делегат 3-го конгресса Коминтерна (1921). В 1935 член Краевого комитета компартии Сербии. Участвовал в народно-освободительной войне народов Югославии 1941—45. В 1949—1959 член ЦК Союза коммунистов Сербии; в 1956—59 председатель Республиканского веча Народной скупщины Сербии.
Грум
Грум (англ. groom), слуга, сопровождающий верхом всадника либо едущий на козлах или на запятках экипажа; также мальчик-лакей.
Грумант
Гру'мант, древнерусское название архипелага Шпицберген .
Грум-Гржимайло Владимир Ефимович
Грум-Гржима'йло, Грумм-Гржимайло Владимир Ефимович [12(24).2.1864, Петербург, — 30.10. 1928, Москва], советский металлург, член-корреспондент АН СССР (1927). Брат Г. Е. Грумм-Гржимайло . Родился в семье экономиста. По окончании Петербургского горного института (1885) работал на уральских металлургических заводах. С 907 адъюнкт, а с 1911 по 1918 ординарный профессор Петербургского политехнического института, затем до 1924 профессор Уральского горного института. Последние годы жизни (с 1924) Г. работал по проектированию металлургических и др. заводских печей, создав в Москве Бюро металлургических и теплотехнических конструкций.
Г. доказал экономическую целесообразность т. н. русского бессемерования (см. Бессемеровский процесс ), дал ему правильное теоретическое обоснование, показав, что благодаря перегреву горение углерода в чугуне начинается с первых минут продувки (при английском типе бессемерования горение углерода протекает только после выгорания кремния и марганца). В 1908 Г. первым применил законы физической химии (закон о равновесном состоянии системы в зависимости от изменения температуры и закон действия масс) к объяснению процессов, происходящих в бессемеровском конвертере и в стальной ванне мартеновской печи.
В 1910 Г. предложил теорию расчёта пламенных печей, применив законы гидравлики к движению печных газов. Изучая свойства огнеупорных материалов, в особенности динаса, Г. создал «теорию перерождения динаса», являющуюся до сих пор основой технологии его обработки. В работе «Прокатка и калибровка» Г. впервые научно объяснил методы калибровки валков, державшиеся в секрете старыми мастерами. Эта книга положила начало теоретическому изучению калибровки.
Под руководством Г. создавались проекты различных нагревательных печей: методических — для нагрева слитков перед прокаткой, кузнечных — для термической обработки металлов, сушильных, отжигательных, а также мартеновских.
Соч.: Собрание трудов, под ред. И. П. Бардина, М. — Л., 1949.
Лит.: Кучин А. В., Выдающийся русский металлург Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, Хар. — М., 1951.
В. Е. Грум-Гржимайло.
Грумм-Гржимайло Григорий Ефимович
Грумм-Гржима'йло, Грум-Гржимайло Григорий Ефимович [5(17).2.1860, Петербург, — 3.3.1936, Ленинград], советский географ, исследователь Средней и Центральной Азии, заслуженный деятель науки РСФСР (1928). В 1920—31 вице-президент Географическуого общества СССР. Брат В. Е. Грум-Гржимайло . Родился в семье экономиста. В 1884 окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Читал курс страноведения Азии в вузах Ленинграда. В 1884—87 путешествовал по Алаю, Памиру, Тянь-Шаню, Кашгарии, Каракоруму. Результатом исследований явились работы: «Очерк Припамирских стран» (1886), «Памир и его лепидоптерологическая фауна» (1890) и др. В 1889—90 возглавлял экспедицию в Центральную Азию, результаты этого путешествия обобщил в «Описании путешествия в Западный Китай» (т. 1—3, 1896—1907), где дал также историко-этнографическую характеристику исследованных областей. Во время этой экспедиции были открыты горы Бэйшань и установлена отрицательная отметка Турфанской впадины ( — 130 м, по современным данным, — 154 м ). В 1903—14 совершил ряд поездок и экспедиций в Западную Монголию, Туву (тогда Урянхайский край), на Дальний Восток и в др. районы. Среди многочисленных работ Г. выделяются комплексные монографии «Описание Амурской области» (1894), «Западная Монголия и Урянхайский край» (Т.1—3, 1914—30), труды по политической, исторической географии и этнографии Монголии и других стран Центральной Азии. Именем Г. назван перевал на Сихотэ-Алине, один из открытых им ледников на Памире и ледник на массиве Богдо-Ула.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ГР)", комментарии и мнения людей о произведении.