БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Грумм-Гржимайло А. Г., Дела и дни Г. Е. Грумм-Гржимайло (путешественника и географа). 1860—1936, М., 1947 (имеется библ.); Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860—1936), в кн.: Отечественные физикогеографы и путешественники, М., 1959.
Путешествия и экспедиции Г. Е. Грумм-Гржимайло.
Г. Е. Грум-Гржимайло.
Грумм-Гржимайло ледник
Грумм-Гржима'йло ледни'к, долинный ледник на Памире. Берёт начало у основания пика Революции (6974 м ). Площадь 160 км2 , длина 36,7 км, ширина от 3 до 0,5 км, конец ледника на высоте 3620 м. Даёт начало р. Танымас (бассейн Бартанга). Открыт в 1887 экспедицией Г. Е. и М. Е. Грумм-Гржимайло.
Грундиг Леа
Гру'ндиг (Grundig; урожденная Лангер, Langer) Леа (р. 23.3.1906, Дрезден), немецкая художница-график. Жена Х. Грундига . В 1923—26 училась в АХ в Дрездене. С 1926 член компартии Германии. При фашистском режиме была лишена права создавать и выставлять свои произведения, в 1936 и 1938 подвергалась арестам, в 1939 эмигрировала. В 1949 вернулась в Дрезден, с 1950 профессор Высшей школы изобразительного искусства, с 1961 член Германии. АХ. В 1964—70 председатель Союза художников Германии. Творчество Г. тесно связано с рабочим движением, борьбой против фашизма и милитаризма, социалистическим строительством в ГДР; оно то полно острой психологической экспрессии, гневного протеста (циклы «Под свастикой», офорт, 1933—38, «Никогда больше!», рис., 1944—50, «Борьба против атомной смерти», офорт, 1957—58), то проникнуто светлым и ясным жизнеутверждением, гордостью за трудовые успехи ГДР (циклы «Уголь и сталь для мира», литография, 1951, «Шведт», рис., 1967). Лауреат Национальной премии ГДР (1958 и 1967).
Соч.: Gesichte und Geschichte, 4. Aufl., В., 1961.
Лит.: Леа Грундиг. Выставка произведений. Каталог выставки, [М., 1967]; Нütt W., Lea Grundig, Dresden, [1969]; см. также лит. при ст. Грундиг Х.
Л. Грундиг. «Кристель Бехам, убитый в Бухенвальде». Офорт из цикла «Под свастикой». 1936.
Грундиг Ханс
Гру'ндиг (Grundig) Ханс (19. 2.1901, Дрезден, — 11.9.1958, там же), немецкий живописец и график. Учился в АХ в Дрездене (1922—26), испытал влияние экспрессионизма и О. Дикса . С 1926 член компартии Германии, один из основателей Ассоциации революционных художников Германии в Дрездене (1929). При фашистском режиме был лишён права создавать и выставлять свои произведения, в 1936 и 1938 был арестован, в 1939—44 находился в концлагере Заксенхаузен. В 1946—47 профессор и ректор Высшей школы изобразительного искусства в Дрездене. Страстное, политически активное искусство Г. посвящено революционной борьбе нем. пролетариата («Собрание ячейки компартии», 1932, Национальная галерея, Берлин). В обличении преступлений фашизма достигает трагического пафоса; зловещие образы фашистского господства подчас приобретают характер фантастических символов (цикл офортов «Звери и люди», 1933—38; триптих «Тысячелетняя империя», 1935—38, и «Жертвам фашизма», 1946—49, — в Картинной галерее, Дрезден). Лауреат Национальной премии ГДР (1958, посмертно). Илл. см. также т. 6, табл. XV.
Соч.: Между карнавалом и великим постом. Воспоминания..., пер. с нем., М., 1964.
Лит.: Зернов Б., Выставка произведений Г. и Л. Грундиг, Л. — М., 1959; Frommhold Е., Hans und Lea Grundig, Dresden, [1956]; Zinserling L., Hans Grundig, B., 1967.
Х. Грундиг. Автопортрет. 1933. Национальная галерея. Берлин.
Грундман Эльза Яковлевна
Гру'ндман Эльза Яковлевна [4(16). 5.1891—30.3.1931, Москва], активная участница революционного движения, деятель органов госбезопасности. Член Коммунистической партии с 1906. Родилась в семье батрака-латыша в Курляндии. В революционном движении с 1905, 4 раза подвергалась арестам и тюремному заключению. Участвовала в Октябрьском вооруженном восстании 1917 и штурме Зимнего дворца. В 1918 комиссар особых отрядов 3-й армии Восточного фронта. С 1919 в Москве, была 2-м секретарём горрайкома партии. С июня 1919 по направлению ЦК РКП(б) — в Московской ЧК на оперативной работе, участвовала в ликвидации ряда контрреволюционных заговоров и организаций. С 1920 работала в Особом отделе ВЧК Юго-Западного фронта, затем в органах ВУЧК и ОГПУ Северного Кавказа. С 1930 на ответственной работе в центральном аппарате ОГПУ. Награждена орденом Красного Знамени.
Грундтвиг Николай Фредерик Северин
Гру'ндтвиг , Грунтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин (8.9.1783, Удбю, —2.9.1872, Копенгаген), датский писатель, историк. С 1861 епископ. Реформатор церкви и школы. Выразитель настроений консервативных кругов крестьянской демократии Дании. Создал «народные университеты» для воспитания молодёжи в национально-религиозном духе, распространившиеся по всем сканд. странам. Первые произведения Г. — комедия «Владелец школы» (1802), высмеивающая семинаристов, и поэтическая сатира «Бал-маскарад» (1808). Автор историко-мифологических работ, написанных с антирационалистических позиций: «Мифология Севера» (1808, переработанное изд. 1832), «Мировая хроника» (1812—17). Писал религиозно-моралистические сочинение За проповедь «Ответ церкви» (1825) приговорён к штрафу и пожизненной цензуре, снятой в 1838. Сборник «Песни, посвященные датской церкви» (1837—41) проникнут идеями консервативного романтизма. Г. оказал влияние на С. Кьеркегора .
Соч.: Vaerker i udvalg, udg. ved G. Christensen og H. Koch, bd 1—10, Kbh., 1940—49.
Лит.: Хольман И. Г., Высшая крестьянская школа в Дании и ее значение для развития датской народной культуры, 2 изд., П., 1919; Rønning F., N. F. S. Grundtvig, bd 1-4, Kbh., 1907-14; Borup J., N. F. S. Grundtvig, Kbh., 1943; Norrild S., Dansk litteratur fra Saxo til Kaj Munk, bd 1, Kbh., 1949; Koch H., N. F. S. Grundtvig, Kbh., 1959; Johansen S., Bibliografi over N. F. S. Grundtvigs skrifter, bd 1—4, Kbh., 1948—54.
Грунт (в живописи)
Грунт в живописи, промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.). Главным компонентом Г. является порошкообразное вещество (мел, гипс, известь, свинцовые или цинковые белила), связанное клеем, растительными маслами или масляными эмульсиями.
Г. подразделяются: в зависимости от основного компонента — на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости от связующего — на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с 19 в. — и цементные; в древней и средневековой станковой живописи и миниатюре — меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Г. в русской средневековой стенописи, в иконописи, а также в расписной или золочёной резьбе по дереву называется левкасом .
Г. в графике — кислотоупорный слой, наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (например, офорта, акватинты) на металлическую гравировальную доску с целью предохранить при травлении отдельные её участки от воздействия кислоты.
Лит.: Тютюнник В. В., Грунтованный холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи, 6 изд., М. — Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы, [пер. с чеш.], М., 1962.
В. В. Филатов, А. С. Зайцев.
Грунт (горные породы)
Грунт (польск, grunt, от нем. Grund — основа, почва), любые горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания (включая почвы) и являющиеся объектом инженерно-строительной деятельности человека. Г. могут быть использованы в качестве: оснований зданий и различных инженерных сооружений, материала для сооружений (дорог, насыпей, плотин), среды для размещения подземных сооружений (тоннелей, трубопроводов, хранилищ). Г. подразделяются на скальные и рыхлые [по классификации, принятой в строительных нормах и правилах (СНиП), — нескальные].
К скальным относятся изверженные, метаморфические и осадочные породы с жёсткой связью между зёрнами, залегающие в виде монолитного или трещиноватого массива.
Рыхлые (нескальные) Г.: крупнообломочные (несцементированные), содержащие более половины по массе обломков пород с размерами частиц более 2 мм, например щебенистые (при преобладании скатанных частиц — галечные), и более мелкие Г. — дресвяные (при преобладании скатанных частиц — гравийные); песчаные — сыпучие в сухом состоянии, не обладающие свойством пластичности и содержащие более 80% по массе частиц размером 2—0,05 мм (по классификации, принятой в СНиП, — менее 50% по массе частиц крупнее 2 мм ). Различают: песчаные Г. — гравелистые, крупные, средние, мелкие, пылеватые; лёссовые Г. (преобладают пылеватые частицы размером 0,05— 0,001 мм ), часто обладающие просадочностью, т. е. способностью дополнительно уплотняться при увлажнении без изменения передающихся на них усилий; глинистые Г., подразделяющиеся в зависимости от содержания глинистых частиц (размером менее 0,001 мм ) на супеси, суглинки и глины (в СНиП деление глинистых Г. на супеси, суглинки и глины производится в зависимости от пластических свойств). При увлажнении глинистые Г. набухают и становятся пластичными. В начальной стадии формирования глинистые Г., образовавшиеся в виде структурного осадка в воде при наличии микробиологических процессов и обладающие большой влажностью и пористостью, называются илами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ГР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ГР)", комментарии и мнения людей о произведении.