БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДИ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Латышев В. В., Очерк греческих древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Deubner L., Attische Feste, В., 1956.
Аттическая амфора с изображением сцены Дионисий. Лувр. Париж.
Дионисий Галикарнасский
Диони'сий Галикарна'сский (греч. Dionýsios Halikarnasséus) (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий историк и ритор второй половины 1 в. до н. э. Родился в Галикарнасе (Малая Азия). С 30 жил в Риме, где написал на греческом языке свой главный труд — «Римские древности», охватывающий период с мифических времён до начала 1-й Пунической войны (из 20 книг сохранились полностью первые 9 книг, в значительной части 10 и 11-я книги, от остальных — фрагменты; в сохранившихся книгах изложение доведено до 442 до н. э.). По своим политическим воззрениям Д. Г. был близок к сенаторским аристократическим кругам. Для Д. Г. характерно некритическое отношение к источникам. Был также автором ряда сочинений по риторике («О сочетании слов», «О древних ораторах» и др.).
Соч.: Opuscula, v. 1—2, Lipsiae, 1899—1904; Dionysii Halicarnassensis Antiquitatum Romanorum quae supersunt, ed. C. Jacoby, Bd 1—5, Lpz., 1885—1925; в рус. пер., в кн.: Античные теории языка и стиля, М. — Л., 1936.
Дионисий Глушицкий
Диони'сий Глуши'цкий (1362, близ Вологды, — 1437, похоронен в Сосновецком монастыре, на территории Вологодской области), русский живописец, резчик по дереву, книгописец. Игумен ряда монастырей, основанных им на берегу р. Глушица, на Вологодчине. Д. Г. приписываются иконы «Успение» и «Предтеча в пустыне» (обе в Вологодском областном краеведческом музее), а также икона-портрет «Кирилл Белозерский» (1424, Третьяковская галерея).
Дионисий Глушицкий. Икона-портрет «Кирилл Белозерский». 1424. Третьяковская галерея. Москва.
Дионисий (правители Сиракуз)
Диони'сий (греч. Dionýsios). В Сиракузах: Д. I Старший (около 432—367 до н. э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408—405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр; Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. рождения и смерти не установлены), тиран в 367—357 и в 346—344 до н. э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II — Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему; сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете.
Лит.: Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3; Stroheker K., Dionysios I. Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958.
С. С. Соловьёва.
Дионисий (русский живописец)
Диони'сий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Бо'льшая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.
Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482—531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.
Н. К. Голейзовский.
Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.
Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03.
Дионисий (русский церк. деятель)
Диони'сий (светские фамилия и имя — Зобниковский Давид Фёдорович) (1570 или 1571, Ржев, — 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель; в 1605—10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610—18, 1619—33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611—12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья.
Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М. — Л., 1955.
Дионисия философа восстание 1611
Диони'сия Фило'софа восста'ние 1611, антитурецкое восстание в Греции под руководством митрополита Ларисы Дионисия (Dionýsios), прозванного Философом за свою образованность. Дионисий ещё около 1600 подготовлял антитурецкое выступление, но вынужден был покинуть Грецию. Оказавшись в Западной Европе, Дионисий установил связи с испанским правительством, обещавшим ему военную помощь. Вернувшись в Эпир, Дионисий в 1611 поднял восстание. В сентябре того же года отряды восставших были разбиты при попытке овладеть крепостью г. Янина. Дионисий был захвачен в плен и казнён.
Диоп Бираго
Дио'п (Diop) Бираго (р. 1906, Сенегал), сенегальский писатель и фольклорист. Пишет на французском языке. Его книги «Сказки Амаду Кумба» (1947), «Новые сказки Амаду Кумба» (1958) и «Сказки и лаваны» (1963) — изящные литературные обработки фольклора. Они направлены против власть имущих, ненавистных трудовому народу, против жадности, корысти, паразитизма, лени. Д., однако, свойственна известная идеализация патриархального уклада Африки и её анимистских верований. Стихи объединены в сборнике «Отблески и проблески» (1960).
Соч. в рус. пер.: Сказки Амаду Кумба. Послесловие Е. Л. Гальпериной, М., 1961; [Стихи], в сб.: В ритмах там-тама. Вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1961; Голоса африканских поэтов, [пер. с англ. и франц., М., 1968].
Лит.: Михайлов М., Новые сказки Б. Диопа, «Восточный альманах», 1963, в. 6; Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДИ)", комментарии и мнения людей о произведении.