БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ДУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ДУ)" читать бесплатно онлайн.
В связи с тем, что в СССР церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), Д. у. з. не входят в государственную систему народного образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.
Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.—Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.
В. Г. Фуров.
Духовое ружьё
Духово'е ружьё, древнее оружие для охоты (главным образом на птиц), реже — военное оружие. Представляет собой трубку длиной 1,5—3 м, обычно вложенную в другую трубку большего диаметра. Миниатюрные стрелы, отравленные растительным ядом, выбрасываются под давлением воздуха, вдуваемого стрелком в противоположный конец трубки. Стрелы летят на расстояние 30—40 м. Д. р. применяется ещё в глубинных районах островов Суматра, Калимантан, в тропических лесах полуострова Малакка (см. Сумпитан) и Южной Америки (см. Сарбакан). В прошлом Д. р. имело более широкое распространение, было известно, например, у ряда племён на Ю.-В. Северной Америки.
Духовой оркестр
Духово'й орке'стр, оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии). Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42—56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определённой и без определённой высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.
Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижёров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.
Лит.: Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963; Матвеев В., Русский военный оркестр, М.—Л., 1965; Зудин Н., Составы военных оркестров и пути их усовершенствования, М., 1965. См. также лит. при ст. Военная музыка.
Х. М. Хаханян.
Духовщина
Духовщи'на, город, центр Духовщинского района Смоленской области РСФСР. Расположен в 23 км к С.-З. от ж.-д. станции Ярцево и в 70 км к С.-В. от Смоленска. Льнообрабатывающий и сыродельный заводы. Основан в 1777.
Духовые музыкальные инструменты
Духовы'е музыка'льные инструме'нты, семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звукоизвлечение в Д. м. и. осуществляется вдуванием в инструмент воздушной струи; см. Музыкальные инструменты.
Духонин Николай Николаевич
Духо'нин Николай Николаевич [1(13).12.1876 — 20.11(3.12).1917, Могилёв], русский военный деятель, генерал-лейтенант (1917). Из дворян Смоленской губернии. Окончил Александровское военное училище (1896) и Академию Генштаба (1902). Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал полком, был помощником (с декабря 1915) и генерал-квартирмейстером (с июня 1916) штаба Юго-Западного фронта. В июне—августе 1917 начальник штаба Юго-Западного, в августе—сентябре 1917 — Западного фронтов. С 10(23) сентября 1917 начальник штаба при верховном главнокомандующем А. Ф. Керенском. После Октябрьской революции и бегства Керенского с 3(16) ноября исполнял обязанности верховного главнокомандующего. Опираясь на контрреволюционные элементы Ставки, содействовал попыткам создания контрреволюционного правительства во главе с эсером В. М. Черновым. В связи с отказом выполнить приказ Совета Народных Комиссаров от 7(20) ноября 1917 о немедленном вступлении в мирные переговоры с австро-германским командованием, 9(22) ноября смещён с должности, а 20 ноября (3 декабря) арестован. Убит на вокзале толпой солдат и матросов, возбуждённых известием об освобождении им из тюрьмы в Быхове руководителей корниловщины (генерала Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.).
Дученто
Дуче'нто (итал. ducento — тринадцатый век, буквально — двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса. Бурное экономическое развитие в 12—13 вв. итальянских городов-коммун создало почву для постепенной ломки средневекового мировоззрения. Для искусства этого времени характерны возникновение многочисленных местных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных средневековых мастеров творческих индивидуальностей. Наряду с широким распространением так называемой византийской манеры, вызванным притоком греческих мастеров после взятия крестоносцами Константинополя (1204), и с расцветом иконописи искусству 13 в. свойственны рост реалистических тенденций в рамках традиционной византийской и готической иконографии, пробуждение интереса к реальному миру и наследию античности. Проторенессансные черты проявились в 13 в. в разной мере в работах скульпторов Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописцев Чимабуэ и Пьетро Каваллини и в особенности в формировавшемся на рубеже 13—14 вв. творчестве поэта Данте и живописца Джотто.
Дучич Йован
Ду'чич (Дучић) Йован (5.2.1874, Требине, Герцеговина, — 7.4.1943, Гэри, США), сербский поэт. Представитель символизма. Окончил Педагогическую школу в Сомборе. Для поэзии Д. (сборники «Стихи», 1901, 1908, 1911, «Стихотворения в прозе. Голубые легенды», 1908) характерны индивидуалистические настроения. Лирика Д. отмечена утончённым восприятием природы, изяществом формы, экспрессивностью поэтической речи. Д. — автор путевых очерков («Города и химеры», 1930), эссе на философские, моральные, эстетические темы («Сокровище царя Радована», 1932) и литературно-критических статей.
Соч.: Сабрана дjeла, књ. 1—6, Capajeвo, 1969; в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии XIX—XX вв., М., 1963.
Дучка
Ду'чка (в горном деле) (от польск. ducza — ямка), скат, устраиваемый в заложенном горными породами выработанном пространстве при подземной разработке угольных месторождений. Служит для спуска полезного ископаемого из вышележащих горизонтов, транспортировки закладки и крепёжных материалов, а также для сообщения между горизонтами. При разработке рудных месторождений Д. часто называют короткие подъёмы, пробиваемые из откаточного штрека или орта вверх с целью выпуска руды, отбиваемой в добычной камере.
Дуччо ди Буонинсенья
Ду'ччо ди Буонинсе'нья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255—1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-византийской живописи и французской готической миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отдельные черты искусства Проторенессанса. Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой («Мадонна со святыми», Национальная пинакотека, Сиена; «Мадонна Ручеллаи», 1285, Галерея Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В главном произведении — алтарном образе сиенского собора «Маэста» (двусторонний полиптих, 1308—11, основная часть — ныне в Музее собора, Сиена) с изображением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен «страстей» Христа на оборотной стороне — Д. ди Б., не порывая окончательно со средневековыми канонами, стремится придать бо'льшую жизненность и убедительность традиционным композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.—Л., 1939, с. 110—117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157—165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; Carli E., Duccio, Mil., 1962.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ДУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ДУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ДУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ДУ)", комментарии и мнения людей о произведении.