БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать бесплатно онлайн.
И. Д. Серебряков.
Лит.: Литературы Индии, М., 1958; Драматургия и театр Индии, М., 1961; Поэзия народов Индии, М., 1962; Современная индийская проза, М., 1962; Культура современной Индии, М., 1966; Рабинович И. С., Сорок веков индийской литературы, М., 1969; История индийских литератур, пер. с англ., М., 1964: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Литература Древнего Востока, М., 1971; Winternitz М., A history of Indian literature, v. 1—2, Calcutta, 1927—33; Literatures in modern Indian languages, Delhi, 1957; Kane P. V., History of Sanskrit poetics, Delhi, 1961; Srinivasa Iyengar K. R., Indian writing in English, N. Y., 1962; Chatterji S. K., Languages and literatures of modern India, Calcutta, 1963; Krishnamoorthy K., Essays in Sanskrit criticism, Dharwar, 1964; Derrett М. E., The modern Indian novel in English, Brux., 1966; Fiction and the reading public in India, Mysore, 1965; Literary criticism: European and Indian traditions, Mysore, 1968; The novel in India, ed. by T. W. Clark, L., [1970].
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Истоки индийской художественной культуры восходят к возникшим на берегах рр. Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития художественной культуры Пакистана . К периоду высокоразвитой цивилизации Хараппы (середина 3-го — примерно середина 2-го тыс. до н. э. ) относятся крупные города Сангхол (обнаруженный в районе Патиалы) и Лотхал (на полуострове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича, бассейны для общественных омовений. Найдены расписные керамические сосуды, каменные и терракотовые статуэтки и печати-амулеты со знаками письменности и изображениями животных.
О культуре Северной И. середины 2-го — середины 1-го тыс. до н. э. позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. — центрам образовавшихся в середине 1-го тыс. до н. э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны . Этот принцип расселения в городе сохранялся в И. вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного сохранения в И. художественных традиций было существование с глубокой древности цеховых строительных организаций-«шрени» (закрепленных кастовой системой) и единой системы канонов и правил строительного дела и прикладного искусства — «Шилпашастры».
Искусство И. достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья (4—2 вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов (дворец царя Ашоки в Паталипутре, 3 в. до н. э.) и других сооружений.
Распространение буддизма при Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое строительство храмов — чайтья , монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие «вихару» (квадратный в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений — ступ и столбов-стамбха . К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа № 1 в Санчи (3—2 вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченный в горах Барабара (3 в. до н. э.). Характерные памятники скульптуры эпохи Маурья — капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха («Львиная капитель», около 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник; вероятно, 2 в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.
Во 2—1 вв. до н. э. наивысшего расцвета искусство И. достигает в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере И. К этому времени относятся крупные комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение — чайтья в Карли (1 в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей утверждения жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-«торана» ступы в Бхархуте (2 в. до н. э.) и воротах ступы № 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н. э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные.
В первых веках н. э. на С.—З. И. существовало Кушанское царство , с которым было связано искусство школы Матхуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений Будды.
С образованием в северном и центральном районах И. мощного государства Гуптов (4—6 вв.) искусство И. рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников — ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм № 17, 5 в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе — 5 в.).
Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, 6—12 вв.; Раштракутов, 8—10 вв.), юга (Паллавов, расцвет в 7 в., существовало по 9 в.) и севера И. (Харши, 7 в.). Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствовавших идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Около 6 в. появились скальные брахманские и джайнскне храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.
Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре . Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 в. до н. э. — 7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни И., создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (созданные между 6—10 вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов — пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).
В 6—7 вв. определились 2 основных типа наземного храма: северный (индо-арийский) и южный (дравидийский). Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем завершение — «шикхара» в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных — шикхара параболических очертаний с диском-«амалака» наверху. Принципы храмовой архитектуры Южной И. были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы-«ратхи» — прототипы святилища и надвратной башни-«гопурам» южноиндийского храма, а также шедевр южноиндийской скульптуры — гигантский многофигурный барельеф «Нисхождение Ганга» (7 в.). В Канчипураме был сооружен храмовый комплекс (Кайласанатха, 1-я половина 8 в.), который лег в основу развития композиции южноиндийского храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для молящихся — «мантапам». Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (середин. 8 в.). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с его многоколонными залами, галереями, монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.
Начиная с 10—11 вв., с укреплением феодализма в И., быстро растут города, развёртывается храмовое строительство. Градостроительство и архитектура этого времени развивались, следуя в основном принципам, изложенным в «Шилпашастре». Гражданские постройки не сохранились, так как они сооружались главным образом из недолговечных материалов — дерева, кирпича, тростника, глины и т. д. Архитектура храмов становится более пышной и декоративной, объёмно-пространственные композиции более сложными, планы более вычурными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимает декоративный характер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИН)", комментарии и мнения людей о произведении.