» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИР)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИР)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИР)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИР)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (ИР)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИР)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИР)" читать бесплатно онлайн.








  Несмотря на значительные сдвиги в развитии национальной промышленности, в ней по-прежнему численно преобладают мелкие предприятия полукустарного типа. В 1970/71 в И. насчитывалось 580 тыс. частных и государственных предприятий (на которых было занято 1,5 млн. чел.), из них лишь 4,5 тыс. предприятий с числом рабочих 10 и более человек и только 20 с числом рабочих свыше 1 тыс. чел. Более 1/3 всех государственных промышленных предприятий сосредоточено в Центральном остане. Значительное развитие получила промышленность в остане Исфахан. Главный район нефтяной промышленности — Ю.-З. страны.

  Горнодобывающая промышленность. По добыче нефти И. занимает (1972) 3-е место в капиталистическом мире (после США и Саудовской Аравии). Ведущую роль в нефтяной промышленности играет Международный нефтяной консорциум (МНК), в котором 40% акций принадлежат американскому капиталу, 40% — английскому, 14% — англо-голландскому и 6% — французскому; на долю МНК приходится свыше 90% всей добываемой в И. нефти. В соответствии с соглашением, заключённым в феврале 1971 между странами организации стран — экспортёров нефти (ОПЭК) и нефтяными монополиями, МНК должен выплачивать правительству И. за получаемую нефть около 58% доходов от её реализации. Отчисления нефтяных компаний правительству И. возросли с 207,8 млн. долл. в 1957/58 до 1143,5 млн. долл. в 1970/71. Иранская национальная нефтяная компания (создана в 1951) фактически добывает самостоятельно лишь 0,2—0,3% общей добычи нефти в стране. Кроме МНК, иностранный капитал действует в рамках смешанных компаний, в которых Иранской национальной компании принадлежит 75% и более прибылей. Общая добыча нефти И. с 1964 по 1971 возросла с 84,2 млн. до 225 млн. т, её экспорт увеличился с 64,6 млн. т в 1964 до 197,5 млн. т в 1971.

  Использование природного газа внутри страны ограничено. Завершение в 1970 строительства (при техническом сотрудничестве СССР) трансиранского газопровода Гечсаран — Астара позволило начать экспорт газа в СССР. В 1971 было использовано 14,4 млрд. м3 газа. Прочие отрасли горнодобывающей промышленности развиты слабо. В 1969/70 добыто (тыс. т): угля 379,9; хромитов 118,3; свинцовых и цинковых руд 199,6; медной руды 12,9; марганцевой руды 15,6; железной руды 7,4.

  Энергетика. В И. насчитывается свыше 470 электростанций, из которых 12 наиболее крупных принадлежат государству, среди частных преобладают мелкие. Установленная мощность всех электростанций (1969/70, млн. квт) 1,5, в том числе гидростанций — 0,5, тепловых — 0,4, дизельных — 0,5 и газовых — 0,1. Общая протяжённость основных высоковольтных линий электропередач 1,6 тыс. км.

  В обрабатывающей промышленности наряду с развитием традиционных отраслей важное значение имеет нефтеперерабатывающая промышленность. Имеются 3 нефтеперерабатывающие завода — в Абадане (контролируется МНК, производительность 24 млн. т в год), Тегеране и Керманшахе и 3 отдельные установки по отгонке лёгких фракций нефти. В 1969/70 в Тегеране вступил в строй завод по производству смазочных масел. На базе нефти и природного газа возникла и получила заметное развитие химическая и нефтехимическая промышленность. С участием американского капитала построены 3 крупных нефтехимических комплекса — в Абадане (пластмассы, моющие средства, каустическая сода), на о. Харк (сера, сжиженный газ и др.) и один из крупнейших на Среднем Востоке комплекс в Бендер-Шахпуре (сера, аммиак, серная и фосфорная кислоты). На долю пищевкусовой промышленности приходится свыше 1/3 общей стоимости промышленной продукции. Наиболее развита сахарная промышленность (34 предприятия, в том числе 14 государственных); около 1/2 сахара производится в остане Хорасан. В мукомольной и рисоочистительной промышленности преобладают мелкие предприятия. В 60-е гг. значительное развитие получило производство растительных масел, колбасных изделий, макарон, мясных, фруктовых и овощных консервов и др. видов продовольствия. Около 90% чая производится в остане Гилян. Повсеместно изготовляются сухофрукты. Табачная промышленность (3 предприятия, в том числе 2 государственных).

  Текстильная промышленность, на долю которой приходится около 16% стоимости промышленной продукции, является самой развитой из традиционных отраслей. Основные центры: Исфахан, Йезд, Тегеран. В глубинных районах важное значение имеет кустарное и полукустарное производство; в стране свыше 60 тыс. ручных ткацких станков. Широко распространено ручное ковроткачество. Значительное развитие получило производство стройматериалов, прежде всего — цемента.

  Из новых отраслей выделяются чёрная металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, на долю которых приходится около 1/5 стоимости валовой промышленной продукции. При содействии СССР завершается строительство (1972) первого крупного металлургического завода близ Исфахана мощностью 500—600 тыс. т стали в год (в декабре 1971 завод дал первую плавку чугуна). С участием капитала США и ФРГ в Ахвазе построены 2 сталепрокатных завода и завод прямошовных труб мощностью 360 тыс. т стали в год. В Зраке завершается (1972) строительство первого алюминиевого завода (с участием пакистанских и американских фирм).

  Наиболее развитой отраслью машиностроения и металлообработки является сборка автомобилей, осуществляемая на 13 предприятиях в Тегеране и его окрестностях (с участием капитала США, ФРГ, Италии, Великобритании, Швеции), производство тракторов (завод в Тебризе, построенный с помощью Румынии). Завершено (1972) строительство 2 машиностроительных заводов в Эраке (при содействии СССР) и в Тебризе (при содействии Чехословакии). В Тебризе построены два и заканчивается (1972) строительство третьего завода дизельных двигателей.

О производстве основных видов промышленной продукции см. табл. 3.

  Табл. 3. — Производство основных видов промышленной продукции

Виды продукции 1948/1949 1962/1963 1970/1971 Нефть, млн. т 25,31 63,52 225,03 Электроэнергия, квт ч 0,7 7,0 Автомобили, тыс. шт. - 3,0 44,9 Радиоприёмники и телевизоры, тыс. шт. - 10,0 288,0 Холодильники, тыс. шт. - 1,0 160,0 Цемент, млн. т 0,1 0,7 2,6 Ткани, хл.-бум. и из синтетич. волокон, млн. м 30,0 304,0 477,0 Ткани шерстяные, млн. м 3,2 11,6 Сахар, тыс. т 35,0 211,0 659,0 Растительное масло, тыс. т 65,0 145,5

  1 1948. 2 1962. 3 1971.

  Транспорт. Общая протяжённость железных дорог около 4,5 тыс. км (1972). Самая длинная — трансиранская железная дорога (1440 км). На её участок между Тегераном и Хорремшехром приходится около 70% грузооборота железных дорог. На автомобильный транспорт падает 86% внутренних грузоперевозок. Общая длина автодорог около 40 тыс .км, в том числе асфальтированных — 11 тыс. км. К началу 1972 парк автомобилей составлял (тыс. шт.) 396, в том числе легковых — 322, грузовых — 55, автобусов — 18,5.

  Морской транспорт играет решающую роль во внешнеторговых грузоперевозках. До 85% внешнеторговых грузов проходит через порты Хорремшехр и Бендер-Шахпур. Другие главные порты: на Ю. — Бушир и Бендер-Аббас, на С. — Пехлеви, Ноушехр. Основная масса внешнеторговых грузов перевозится на иностранных судах. Грузоподъёмность торгового сухогрузного флота 150 тыс. т, наливного флота — 172 тыс. брутто рег. т. Основные порты по вывозу нефти — Харк, Бендер-Махшехр и Абадан.

  Воздушные перевозки осуществляются государственной авиакомпанией «Иран эйр». В Тегеране, Абадане, Бендер-Аббасе и Ширазе — аэропорты международного значения.

  Внешние экономические связи. Внешнеторговый оборот (исключая нефть и нефтепродукты, в млрд. риалов) возрос с 56,7 (импорт 47,1, экспорт 9,6) в 1961/62 до 150,9 (соответственно 129,5 и 21,4) в 1969/70. Рост произошёл в основном за счёт импорта. Резкий дефицит внешнеторгового баланса покрывается за счёт поступлений от нефти, иностранных займов и кредитов. Основные статьи импорта в 1969/70 (в %; в скобках — 1961/62): машины и оборудование 39,6 (32,6), металлы и металлические изделия 21,4 (14,6), химикаты и медикаменты 10,6 (9,7), потребительские товары 12,3 (25,8), оборудование и приборы бытового назначения 4,2 (4,8), каучук и изделия из него 2,4 (3,7). В экспорте (без нефти) во 2-й половине 60-х гг. заметную роль стали играть готовые изделия и полуфабрикаты промышленного производства (в 1969/70 — около 13% ; в 1961/62 — около 6%). Основные статьи экспорта (без нефти) в 1969/70 (в %; в скобках — 1961/62): ковры 24,2 (22,8), хлопок 20,2 (25,3), сухофрукты и орехи 15 (17,4), кожевенное сырьё 6,9 (4,5), руды металлов 4,8 (3,1), трикотажные изделия 2,5 (0), икра 2,4 (1,9), мыло и моющие средства 2,1 (0), масла растительные 1,7 (0). около 85% общего экспорта страны составляет вывоз нефти (1970/71). В импорте И. доля развитых капиталистических стран достигает 80—86%; на них приходилось (1969/70) до 90% всех ввозимых в И. машин и оборудования, 85% чёрных металлов и изделий из них, до 90% химикатов и медикаментов. В национальном экспорте И. ведущую роль играют социалистические страны, они закупают около 90% вывозимого И. хлопка, 75% сушёных абрикосов, 65% миндаля, 60% изюма, 60% металлических руд, 98% трикотажных изделий, 1% стирального порошка, 87% обуви. Основные торговые партнёры И. в 1969/70 (в %; в скобках — 1961/62): в импорте — ФРГ — 20 (20), США — 14(18), Великобритания — 12(16), Япония — 11(9), СССР — 8(3), Франция — 6(5), Италия — 4(4); в экспорте — СССР — 24(14), ФРГ — 15(15), США — 10(9), Великобритания — 4(12), Япония — 4(1).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИР)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИР)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИР)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.