БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать бесплатно онлайн.
Собственно испанская философия в средние века была развита слабо: здесь почти не было крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с антитеологической тенденцией в испанской философии была связана с аверроизмом. Борьба с инакомыслящими — прежде всего с мусульманами — требовала определённой систематизации и рационализации схоластики; именно в И. в 13 в. началась деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия. Основным центром схоластической мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с зарождением гуманистического мировоззрения против церковной ортодоксии выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Антонио де Небриха. В своей борьбе со схоластикой испанские философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на традиции западноевропейского вольнодумства и гуманизма; крупнейшим испанским гуманистом 1-й половины 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию природы привело к созданию так называемой естественной философии (М. Сервет, Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем — к материализму, одним из основоположников которого в И. был Х. Уарте.
16 в. ознаменовался укреплением ортодоксальной церковной мысли. И. стала идеологическим оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три явления: широкое распространение новой формы христианской деятельности в миру (орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерковной мистики. Так называемую вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М. Кано, Д. Баньес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значительное место в испанской философии этого периода заняли вопросы христианской антропологии. Испанские католические богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса Молины — так называемый молинизм, со сторонниками которого спорили доминиканцы — Д. Баньес). В И. 16 в. чрезвычайно усилилась ортодоксальная линия в мистике, чему в значительной мере содействовали деятели кармелитского ордена Тереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С середины 17 в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса — квиетизм, не умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью признаны церковью и идеи в области нравственного богословия иезуита А. Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская философия развивалась в И. в значительной мере под влиянием французской философии 17—18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в И. 18 в. — Б. Х. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали философы-естествоиспытатели М. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й половине 19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, М. Мартель, Ларра и Марчена. Во 2-й половине 19 в. выразителями материалистических тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают распространение философия немецкого мыслителя К. Краузе (Санс дель Рио и др.), неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа мелкобуржуазного социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более позднему католическому модернизму (Ф. де Кастро и особенно М. Менендес-и-Пелайо). Католическую неосхоластику развивал Х. Бальмес. В конце 19 в. в И. усиливаются религиозно-мистические настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в 1876 так называемая полемика об испанской науке и её самобытности вылилась в спор о «проблеме И.» вообще, в ходе которого произошла поляризация течений — «традиционализма» с характерными для него представлениями об «испанском духе», «особом пути» и «великой миссии» И. и «авангардизма», видевшего главную задачу в том, чтобы «догнать Европу» и включиться в «мировой исторический процесс». «Проблема И.» обострилась после политического кризиса 1898, под знаком которого выросло так называемое «Поколение 1898 года», искавшее путей духовного возрождения. Х. Ортега-и-Гасет стремился приобщить испанскую мысль к европейской (главным образом немецкой) культуре. М. де Упамуно видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её, необходимо, по Унамуно, «испанизировать Европу», утратившую контакт с «подлинным бытием». На этом пути Унамуно пришёл к философии существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний период своей жизни — к христианской эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европейскую известность. Если основные темы Унамуно — история, личность, смерть, то в центре внимания Ортеги — проблемы культуры, истории, «массового общества». Ученики Ортеги — М. Г. Моренте, Х. Мариас и К. Субири придали испанскому экзистенциализму религиозный характер. В области эстетики значительное влияние приобрёл Э. д’Орс-и-Ровира, автор многочисленных эссе по теории и истории искусства. Распространение марксистской философской мысли началось в И. в последней трети 19 в., когда в стране появились социалистические организации. В числе первых пропагандистов марксизма в И. был один из основателей Испанской социалистической рабочей партии Хосе Меса (перевёл на испанский язык «Манифест Коммунистической партии», «Нищету философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и др.; в 1891 опубликовал биографию К. Маркса).
После установления в И. франкистского режима в стране усилилось влияние католической церкви и идеологии. Современная схоластика в И. представлена сторонниками Суареса — иезуитами (журнал «Pensamiento», с 1945), томистами-доминиканцами (журнал «La ciencia tomista», с 1911), сторонниками августинизма (журнал «La ciudad de Dios», с 1882), скотистами-францисканцами (журнал «Verdad у vida», с 1943, и «Estudios franciscanos», с 1907). Центрами буржуазной философской мысли являются институт гуманитарных наук, журнал и издательство «Revista de Occidente» (с 1923).
Растет влияние марксистско-ленинской философии, носителем которой является Коммунистическая партия Испании.
Лит.: История философии, т. 2—3, М., 1941—43; История философии, т. 1,3,5, М., 1957—61; Solana у González del Camino M., Los grandes escolásticos espanoles de los siglos XVI y XVII: sus doctrinas filosóficas у su significación en la historia de la filosofía, Madrid, 1928; Menéndez у Pelayo M. O., Historia de las ideas estéticas en Espana, 4 ed., t; 1—2, Madrid, 1928—29; его же, Historia de los heterodoxos espanoles, 2 ed., t. 1—7, Madrid, 1911—32; его же, La filosofía espanola, Madrid, 1955; Guy A., Les philosophes espagnols ďhier et ďaujourďhui, [v. 1—2], [Toulouse, 1956]; Cruz Hernández M., Historia de la filosofia espanola, t. 1—2, Madrid, 1957; Alfonso Lopez Quintas, Filosofia espanola contemporanea, Madrid, 1970.
Д. Претель.
Историческая наука. Во 2 в. до н. э. — 5 в. н. э. историческая наука И. была составной частью древнеримской историографии. Уроженец И. Павел Орозий (около 380 — около 420), ученик Августина, стремился истолковать с христианских позиций процессы упадка Римской империи и зарождения в её пределах варварских государств. Орозий и епископ Исидор Севильский (около 560—636) оставили ценные сведения о событиях, связанных с историей вестготского королевства. Ранний период Реконкисты представлен монастырскими хрониками и «Песней о Сиде», восходящей к середине 12 в. К 13 в. относятся своды по истории И. толедского епископа Родриго Хименеса де Рады и кастильского короля Альфонса Х, при дворе которого изучение истории велось не только кастильскими (в И. в 13 в. кастильский язык вытеснил в исторической литературе латынь), но и арабскими учёными. С именем хрониста Педро Лопеса де Аялы связаны блестящие, но крайне тенденциозные описания эпохи смут и гражданских войн середины 14 в. В 13—14 вв. успешно развивается каталонская историография, представленная рядом хроник. В 8—15 вв. несколько исторических школ и крупных историков (Ибн Хайян, Ибн Абд Раббихи, Ибн аль-Хатиб и др.) выдвинула арабская Испания. Центрами исторической науки в арабской И. были в 9—10 вв. Кордова, в 13—14 вв. Гранада. На рубеже 15—16 вв. в исторической науке появляются выразители абсолютистских тенденций: крупнейший из них — хронист Эрнан дель Пульгар. В 1-й половине 16 в. события, связанные с испанскими заморскими открытиями и колонизацией Нового Света, находят отражение в хрониках ряда испанских историков, например в трудах историка-гуманиста Бартоломе Лас-Касаса, выступившего с гневной критикой испанской колониальной системы. Крупнейшим представителем гуманистической историографии был философ и историк Хуан Луис Вивес. Однако в условиях реакции, начавшейся во 2-й половине 16 в., в стране получили преобладание феодально-архаические тенденции (Пруденсио Сандоваль, Хуан де Мариана и др.). В 17 в. на фоне общего застоя испанской общественной мысли заметный след оставила деятельность группы историков, предпринявших попытку разобраться в причинах прогрессировавшего упадка империи Габсбургов; среди них — историки так называемой экономической школы Мартинес де Мата, Санчо де Монкада, Альварес Осорио.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИС)", комментарии и мнения людей о произведении.