БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать бесплатно онлайн.
Н. Д. Арутюнова.
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Научные исследования в И. организуются и координируются Высшим советом научных исследований, организованным в 1939 и состоящим из членов Королевской испанской академии, представителей университетов, научных институтов, технических вузов, промышленности, армии и др. Научные учреждения и институты с близкой тематикой объединяются в патронаты. Из научных институтов, входящих в патронаты, наиболее известны: Институт зоологии им. Х. де Акоста, Институт микробиологии им. Х. Феррана, Математический институт им. Х. Хуана, Институт химии им. А. Алонсо Барбы, Институт физики им. А. де Санта-Крус, Институт научных приборов им. Л. Торреса Кеведо. Имеются также научные учреждения, подчиняющиеся непосредственно министерствам, в частности Объединение по ядерной энергии (1951). Научные исследования финансируются как государством, так и отдельными фирмами.
В И. имеется несколько академий: Королевская испанская (основана в 1713), Королевская национальная академия медицины (основана в 1732), Королевская академия наук и искусств в Барселоне (основана в 1764), Королевская академия фармации (основана в 1932) и др. Существует ряд научных обществ.
В. П. Визгин.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В И. выходит 205 газет общим тиражом 6,5 млн. экземпляров (здесь и далее тираж на 1970) и свыше 3 тыс. журналов и другие периодические изданий. Крупнейшие ежедневные газеты: «АБэСэ» («АВС»), изд. в Мадриде с 1905, тираж 213 тыс. экземпляров, и Севилье с 1929, тираж 67,6 тыс. экземпляров, орган монархических кругов; «Арриба» («Arriba»), с 1935, тираж 25 тыс. экземпляров, орган партии Национальное движение; «Вангуардия» («Vanguardia»), издается в Барселоне с 1881, тираж 206,6 тыс. экземпляров; выражает взгляды крупной каталонской буржуазии и чиновничества; «Иа» («Ya»), с 1935, тираж 139 тыс. экземпляров, орган католических кругов; «Мадрид» («Madrid»), с 1939, тираж 77 тыс. экземпляров, вечерняя газета, выражает взгляды либерального крыла религиозно-политической организации «Опус деи»; «Марка» («Магса»), спортивная газета, с 1938, тираж 130 тыс. экземпляров; «Нуэво диарио» («Nuevo Diario»), с 1967, тираж 60 тыс. экземпляров, связана с религиозно-политической организацией «Опус деи»; «Пуэбло» («Pueblo»), с 1940, тираж 242 тыс. экземпляров, вечерняя газета Испанской профсоюзной организации; «Солидаридад насьональ» («Solidaridad Nacional»), с 1936 (до 1939 — как еженедельник), тираж 50 тыс. экземпляров, орган партии Национальное движение; «Куадернос пара эль диалого» («Cuadernos para el Dialogo»), еженедельная газета, издается в Мадриде с 1963. Выражает взгляды левых католиков. Тираж 35 тыс. экземпляров
Органы Коммунистической партии И. (издаются нелегально): газета «Мундо обреро» («Mundo Obrero»), с 1931; журнал «Нуэстра бандера» («Nuestra Bandera»).
В Мадриде функционирует официальное Информационное агентство Испании (ЭФЭ — EFE — Editorial Falange Espanola, основано в 1939). Радиовещание в И. осуществляется с 1919. Имеется государственное радио — Национальное радио И. Работают 15 радиостанций — в Мадриде и в крупных провинциальных городах. Вещание ведётся по трём программам на собственно И., её владения, а также на страны Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы, Северной и Южной Америки (на 21 языке, в том числе на английском, испанском, французском, арабском).
Экспериментальные телепередачи в Мадриде велись с 1951, регулярные начались в 1956. В 1970 телепередачи велись по 2 программам 30 телестанциями, главные из которых расположены в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Бильбао, Гвадалахаре. Национальное радио И. и испанское телевидение находятся в ведении Главного управления радиовещания и телевидения Министерства информации и туризма.
Ю. К. Беленко.
XIII. Литература
Литература в И. развивается на испанском, или «кастильском», языке (испанская) и на языках национальных меньшинств — баскском (баскская), каталанском (каталанская) и на галисийском диалекте португальского языка (галисийская).
Испанская литература. Литература И. формировалась в средние века на основе народного творчества, а также под воздействием античной и арабской культуры (об арабской литературе на территории И. см. в ст. Арабская культура; посредниками между двумя культурами нередко выступали еврейские писатели). В период Реконкисты развивались народная лирика (отдельные её образцы созданы в жанрах, свойственных испано-арабской поэзии, — мувашшаха и др.) и героический эпос, повествующий о борьбе против мавров, о гегемонии Кастилии и междоусобной борьбе знати («Песнь о моём Сиде», создана около 1140, поэмы о Фернане Гонсалесе, о семи инфантах Лары и др.). Особое место в средневековой литературе И. занимала клерикально-рыцарская литература. Родоначальником «учёной» литературы на испанском языке был поэт Г. де Берсео (конец 12 в. — после 1246), автор сборника «Чудеса богоматери» и житий. Популярностью пользовались анонимные авантюрно-дидактические романы «Книга об Аполонии» (13 в.), «Книга об Александре» (13 в.), «Рыцарь Сифар» (около 1300). Важную роль в развитии прозы сыграли составленные под руководством Альфонса Х (1221—84) «Первая всеобщая хроника» и другие труды. Мотивы гуманизма характерны для крупнейших произведений «учёной» литературы 14 в.: сборника новелл-притч «Граф Луканор» (1328—35) Хуана Мануэля (1282—1348), стихотворной «Книги о благой любви» (1343) Хуана Руиса (1283 — около 1350) и «Поэмы о придворной жизни» (1385—1403) П. Лопеса де Аялы (1332—1407).
В 15 в. особое распространение получили народные романсы и сатирическая поэзия. Влияние народной поэзии ощущается и в творчестве И. Лопеса де Мендосы (маркиз де Сантильяна, 1398—1458), вместе с Х. де Меной (1411—56) и другими обратившегося впервые к опыту итальянской ренессансной поэзии. В «Строфах на смерть отца» (1476) поэта Х. Манрике (1440—79) мысль о всесилии смерти сочетается с прославлением честно прожитой жизни. В прозе наиболее известны Ф. Перес де Гусман (около 1377 — около 1460), А. Мартинес де Толедо (около 1398 — около 1470), Х. Родригес дель Падрон (1395? — 1452?) и Родригес де Лена (1-я половина 15 в.).
В конце 15 — начале 16 вв. испанская литература вступила в эпоху Возрождения. Крупнейшее произведение раннего Возрождения — роман-драма Ф. де Рохаса (около 1465—1541) «Трагикомедия о Калисто и Мелибее», известная под названием «Селестина». В поэзии (Х. Боска Альмогавер, около 1490—1542; Гарсиласо де ла Вега, 1503—36, и др.) утверждается «итальянская школа». Большой популярностью пользовался рыцарский роман (испанская версия «Амадиса Гальского» Г. О. Родригеса де Монтальво, 1508, и др.). Зрелое Возрождение в эпической поэзии представлено поэмами А. де Эрсильи (1533—94), Б. де Вальбуэны (1568—1627), Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562—1635) и др., а в лирической поэзии — «севильской» (Ф. де Эррера, 1534—97), «саламанкской» (Л. де Леон, 1527—91) школами. В 16 в. развивается поэзия «мистиков» (Х. де ла Крус, 1542—91; Тереса де Хесус, 1515—82). Для прозы этого периода характерны пасторальные романы (образец пасторального жанра — роман «Диана», кн. 1—7, 1558—59, Х. де Монтемайора, около 1520—61), «мавританские» повести, посвященные «неверным», сатирические плутовские романы, оказавшие большое влияние на формирование европейского реализма (анонимная повесть «Жизнь Ласарильо с Тормеса», 1554; роман «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче», 1599—1604, М. Алемана-и-де-Энеро, 1547 — около 1614, и более поздние романы Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, 1580—1645, Л. Белеса де Гевары, 1578—1645) и др. Идейной и художественной вершиной литературы Возрождения в И. было творчество М. де Сервантеса (1547—1616); его роман «Дон Кихот» (1605—15) оказал огромное воздействие на европейскую культуру. В 16 в. складывается ренессансная драма (Лопе де Руэда, 1505—65; Х. де ла Куэва, 1550—1610, и др.); её величайшие достижения связаны с творчеством Лопе Ф. де Вега Карпьо («Фуэнте Овехуна», около 1613, и др.), к школе которого принадлежало большинство драматургов эпохи. Х. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581—1639) развивал жанр комедии характеров, а Тирсо де Молина (1571 или около 1583—1648) создал религиозно-философские драмы и впервые драматизовал легенду о Дон Хуане (Жуане).
Как реакция на ренессансный гуманизм, осознание кризиса его идеалов возникла в 17 в. литература барокко, представленная творчеством прозаиков Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, связанного с концептизмом, Б. Грасиана-и-Моралеса (1601—58), а также поэта Л. де Гонгоры-и-Арготе (1561—1627), положившего начало гонгоризму, и драматурга П. Кальдерона де ла Барки (1600—81), в своих пьесах пытавшегося дать глубокое философское осмысление жизни. Во 2-й половине 17 в. в литературе И. торжествуют идеи феодально-католической реакции.
В просветительской литературе 18 в. развиваются классицистское и реалистическое направления. Идеи французского классицизма стремились утвердить в своих теоретических трудах И. де Лусан (1704—54) и его последователи; просветительскую эстетику пропагандировал Б. Х. Фейхоо (1676—1764). Классицистские трагедии создали Н. Фернандес де Моратин (1737—80), Х. Кадальсо-и-Васкес (1741—82), Н. Альварес де Сьенфуэгос (1764—1809), Г. де ла Уэрта (1734—87); в поэзии получил развитие жанр басни (Т. де Ириарте, 1750—91; Ф. М. Саманьего, 1745—1801). Принципы классицизма с традициями национальной драмы совмещал Л. Фернандес де Моратин (1760—1828), заложивший основы буржуазно-демократической просветительской драмы («Святоша», «Что означает “да” девушек» и др.). По пути просветительского реализма следовали романист Д. де Торрес-и-Вильярроэль (1693—1770), Х. Ф. де Исла (1703—81), автор антиклерикального романа «Херундио де Кампасас» (1758—68), Х. Кадальсо-и-Васкес, автор памфлета «Марокканские письма» (опубликовано 1789), крупнейший испанский просветитель Г. М. де Ховельянос (1744—1811), автор пьесы «Благородный преступник» (1774). Драматургия Р. Ф. де ла Круса (1731—94) развивает в малых жанрах демократические традиции испанской народной драмы. В поэзии Кадальсо, Ховельяноса и особенно Х. Мелендеса Вальдеса (1754—1817) звучат уже сентименталистские и предромантические мотивы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИС)", комментарии и мнения людей о произведении.