БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать бесплатно онлайн.
С начала 15 в. в каталанской литературе формируются идеи Возрождения. Под влиянием итальянской поэзии писали А. Фебрер (1-я половина 15 в.), Дж. Фогассот, Дж. де Сант-Джорди (умер около 1449), крупнейший поэт А. Марк (1397—1459), создатель каталанского литературного языка. Реализмом и сатирической направленностью отличалось творчество валенсианских поэтов Дж. Ройса (умер 1500 ?), Дж. Газуля (ум. около 1508), мальоркинского поэта и прозаика А. Турмеды (около 1352 — около 1430) и др. Дж. Мартурель и Дж. де Гальба создают ренессансный рыцарский роман «Тирант Белый» (1490); Дж. Ройг (умер 1478) написал сатирический роман в стихах «Книга о женщинах» (опубликован 1531). С конца 15 в. в каталанской литературе наступает длительный спад. Ренессансные традиции развивали валенсианские поэты-сатирики А. М. Пинеда (начало 16 в.), Г. Герау де Монмажор (умер 1600), Ф. Мулет (1624—1675), Ф. В. Гарсиа (1582—1623). Только в конце 18 в. под влиянием деятельности просветителей А. де Кампаня (1742—1813), Масдеу (1744—1817) и др., а позднее под воздействием революционных событий в И. началось возрождение каталанской литературы. Поэты-романтики Б. К. Арибау (1798—1862), Дж. Рубио-и-Орс (1818—99), А. Бланк (1832—87), А. де Бофаруль (1821—92), Дж. Росельо (1827—1902), А. Камс-и-Фабрес (1822—1882) и др. обращались преимущественно к исторической теме; лишь Дж. Соль-и-Падрис (1816—1855) воспевал людей труда. Лирические и патриотические произведения поэтов-романтиков В. Балагера (1824—1901) и Дж. Вердагера (1845—1902) оказали большое влияние на поэзию 20 в.
В прозе на смену романтическому историческому роману А. де Бофаруля и др. приходят бытоописательные произведения. Э. Вилановы (1840—1905), А. Карета и др. С социально-критическими реалистическими романами выступили: Дж. Пин-и-Солер (1842—1927), Н. Ольер (1846—1930). Реалистическую драму создали крупнейший каталанский драматург А. Гимера (1847—1924), С. Русиньоль (1861—1931), И. Иглезиас (1871—1928). Для романов Р. Казельяса (1855—1910), П. Короминеса (1870—1939) и Катарины Альберт [псевдоним — В. Катала (1873 — г. смерти неизвестен)] характерны натуралистические приёмы.
Поэты-«модернисты» — Дж. Марагаль (1860—1911), Г. Аломар (1873—1941), Дж. Карнер (р. 1884) и др., находясь под влиянием европейского декаданса, вместе с тем стремились к созданию национально-самобытной каталанской литературы. Верность реализму сохранили поэты Э. Гуаньябенс (1860—1941), Дж. М. де Сагарра (р. 1894), К. Риба (1893—1959) и др.
В 1920-х гг. выдвинулась группа поэтов-«авангардистов» — А. Эсклазанс (р. 1895), Дж. Фойш (р. 1894) и др. Народные и реалистические традиции характерны для поэзии Т. Гарсеса (р. 1901), К. Сальвадора (р. 1893), сатирика Дж. Оливера (р. 1899, псевдоним — П. Кварт), прозы Дж. Руйра (1858—1939), Дж. Э. М. Феррандо (р. 1891), П. Бертрана (1867 — около 1942), Дж. Пла (р. 1897) и др. После победы фашизма в И. каталанская литература оказалась под запретом. Лишь с конца 1950-х гг. начали вновь публиковаться книги на каталанском языке в современной литературе существуют два направления: «неомодернистское», представленное творчеством экзистенциалистов М. де Педроло (р. 1918), Б. Бонета (р. 1926) и др., и реалистическое, к которому принадлежат поэт и прозаик С. Эсприу (р. 1913), поэты Дж. Сарсанедес, Дж. Серда (р. 1920), М. Аримань, Г. Ферратер (р. 1922), Ф. Вальверду (р. 1935), народный певец Раймон (р. 1940) и др., романисты Дж. М. Эспинас (р. 1927), Б. Порсель (р. 1937), Э. Торрес и др.
Лит.: Шишмарев В.Ф., Очерки по истории языков Испании, М.—Л., 1941; Díaz Plaja G., De literatura catalana. Estudis i interpretaciones, Barcelona, [1956]; Nonell L., Antología de la prosa catalana (de Llul a Josep Pla), Barcelona, [1957]; Ruiz i Calonja J., Historia de la literatura catalana, Barcelona, [1954]; Tasis i Marca R., Un segle de poesia catalana (1833—1953), Barcelona, [1968].
З. И. Плавскин.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники искусства на территории И. относятся к эпохе палеолита. Это живо и точно написанные изображения зверей на стенах пещер Альтамира и др. в Кантабрийских горах. От эпохи неолита сохранились в пещерах на востоке И. схематичные сцены охот и войн, а также найденные повсеместно вылепленные от руки примитивные керамические изделия. Гончарное искусство достигает расцвета в эпоху бронзы (см. Колоколовидных кубков культура), к которой также относятся выложенные каменными плитами подземные гробницы с крытыми коридорами (дромосами) и прямоугольные в плане жилища из камня. От искусства иберов сохранились остатки сложенных насухо циклопических каменных стен Таррагоны (6 в. до н. э.) и др. городов, а также отмеченные греческим и финикийским влияниями скульптура («Дама из Эльче», 2-я половина 5 в. до н. э.) и расписные керамические вазы. От времени господства римлян дошли (большей частью в руинах) театры, храмы, акведуки, мосты. Наиболее ранние памятники искусства феодальной эпохи принадлежат художественной культуре государства вестготов; это тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661; Санта-Комба де Банде близ Оренсе, 7 в.; Сан-Педро де ла Наве в провинции Самора, около 700, капители в нефе — 9—10 вв.), а также украшения «полихромного стиля» с яркой эмалью и цветными камнями («вотивная корона» короля Рецесвинга, 7 в., Музей Клюни, Париж). Значительное влияние на развитие средневекового искусства И. оказали замечательные произведения мавританского искусства (дворец Альгамбра и др.).
Формирование собственно испанской художественной культуры протекало в условиях Реконкисты. С её продвижением к Ю. различные по своим истокам местные художественные традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на искусство И. наложили аскетизм и фанатичное благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной борьбы, которая велась под знаменем католической церкви. В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации и ставшая традицией в южных областях И., проникала на С. с притоком туда беженцев-христиан (мосарабы). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и некоторую непоследовательность эволюции средневекового искусства И. (особенно архитектуры). Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесленных посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из заглохших римских или цветущих мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца городских стен с воротами, от которых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом; города Андалусии с её устойчивым «мавританским» колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома, с внутренним двориком (патио) и галереями, плоской глиняной или несколько покатой черепичной крышей, с отделкой внутренних стен полихромными керамическими плитками (асу-лехо), получил в средние века распространение почти по всей И., видоизменяясь в зависимости от местных климатических условий, бытовых традиций и наличного материала. Лишь каменные дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют каменные башнеобразные жилища или фахверковые с каменным заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей.
Создатели каменных крепостей и замков И. (в том числе известных с 14 в. замков Кастилии) использовали строительный опыт Франции и крестоносцев. Со 2-й половины 15 в. замки превращаются в парадные резиденции, их композиция и внутреннее убранство становятся богаче и живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, 15 в.).
В церковном зодчестве северных районов И. ещё в 8—9 вв. продолжали развиваться местные вестготские традиции (небольшие каменные церкви в так называемом астурийском стиле близ Овьедо, щедро украшенные внутри резьбой и росписью: Сан-Хуан де лос Прадос, около 830; Сан-Мигель де Линьо, около 848). Но уже в 10—12 вв. мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры: выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пеньяльба близ Леона, около 920). В рано отвоёванной Каталонии, тяготевшей к Италии и к южной Франции, к началу 11 в. возводятся 3-нефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020—32), близкие церквам романского стиля. Французским образцам следуют и создатели первых романских церквей (Сан-Висенте в Авиле, начата в 12 в.), построенных по заказу монашеского ордена клюнийцев, и важнейшего сооружения эпохи — церкви в Сантьяго-де-Компостела (около 1080—1211). Но одновременно вырабатываются местные особенности романской архитектуры: простота и слабая расчленённость композиции, отсутствие в храме хора, нарядная башня с куполом (симборио) над средокрестием (соборы в Саламанке, 1160; Саморе, 1154—74, и др.). Скульптура романских храмов отличается богатством пластического языка и многообразием композиционных решений (рельефы клуатра церкви Санто-Доминго де Силос в Бургосе, конец 11—12 вв.; статуи и рельефы портала церкви Санта-Мария в Риполе, середина 12 в.). В фигурах «Портика славы» собора в Сантьяго-де-Компостела (1168—88, мастер Матео) намечаются самые ранние в Европе черты перехода к образной системе готики. В романский период появляется и раскрашенная деревянная скульптура. В сравнительно многочисленных росписях этого периода преобладает наивная достоверность, наглядность рассказа (стенопись 12 в. в церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), которая присутствует и в образах (фронталях), написанных непосредственно на алтарях, и в книжной миниатюре 10—12 вв.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИС)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИС)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИС)", комментарии и мнения людей о произведении.