БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать бесплатно онлайн.
Е. Д. Табакеев.
Лит.: Italy; ed. М. Millet, [Roma, 1970]; Guareschi I., La chemica in Italia dal 1750 al 1800, Suppl. annuale, all'enciclopedia di chimica scientifica tecnologica e industriale, v. 25, Torino, 1909, p. 413; Storia delle scienze, v. 1—3, Torino, 1965; История философии, т. 1—2, М., 1940—41; История философии, т. 1, 3, 5, М., 1957—61; Гарин Э., Хроника итальянской философии 20 в. (1900—1943), пер. с итал., М., 1965; Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968; Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 1—4, Messina, 1917—23; Sciacca M. F., La philosophic italienne contemporaine. P., [1953]; Saitta G., II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v. 1—3, Bologna, 1949—51; La filosofia contemporanea in Italia, v. 1—2, Roma, 1958; Garin E., L'umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961; его же, Storia della filosofia italiana, [2 ed.], v. 1— 3, Torino, 1966; его же, Cronache di filosofia italiana. 1900—1943, [Bari], 1966 (Quindici anni dopo 1945—1960, v. 1-2); Lombardi F., La filosofia italiana negli ultimi cento anni, Roma, [1959]; Marciano F. E., Storia della filosofia italiana, Roma, 1959; Ваинштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. — Л., 1964; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968; Croce В., Storia della storiografia italiana..., 2 ed., v. 1—2, Bari, 1930; Maturi W., Interpretazioni del Risorgimento, Torino, 1962; La storiografia italiana negli ultimi vent'anni, V.1—2, Mil., 1970; Fanfani A., Le origini dello spirito capitalistico in Italia, Mil., 1933: Un secolo di progresso scientifico italiano. 1839—1939, v. 1—6, Roma, [1939].
XII. Печать, радиовещание, телевидение
Выходит (1972) 81 ежедневная газета, 74 иллюстрированных еженедельника. Самые влиятельные буржуазные газеты (по данным 1972): «Коррьере делла сера» («Corriere della Sera»), газета ломбардских промышленников, с 1876, тираж 600 тыс. экземпляров, выходит в Милане; «Стампа» («Stampa»), с 1866, тираж 450 тыс. экземпляров, принадлежит концерну «ФИАТ», выходит в Турине; «Мессаджеро» («Messaggero»), выходит в Риме с 1878, тираж 350 тыс. экземпляров; «Джорно» («Giorno»), с 1956, тираж 270 тыс. экз., связана с объединением «ЭНИ», выходит в Милане; «Национе» («Nazione»), с 1859, тираж 220 тыс. экземпляров, выходит во Флоренции.
Компартия издаёт с 1924 газету «Унита» («Unita») в двух изданиях (в Риме и Милане), тираж около 300 тыс. экземпляров; журналы «Ринашита» («Rinascita»), с 1944, «Критика марксиста» («Critica Marxista»). Местные федерации компартии издают еженедельные или двухнедельные газеты.
Орган Итальянской социалистической партии — газета «Аванти!» («Avanti!»), с 1896, тираж около 50 тыс. экземпляров, выходит в Риме.
Орган Христианско-демократической партии — газета «Пополо» («Popolo»), с 1944, тираж 25 тыс. экземпляров, выходит в Риме.
Широкое распространение в Риме имеет «Паэзе сера» («Paese sera») — вечерняя прогрессивная газета, с 1949, тираж около 150 тыс. экземпляров
Радиовещание осуществляется с 6 октября 1924, когда вступила в строй радиостанция в Риме. Телевидение начало транслировать свои передачи по национальной программе в 1954 и по 2-му каналу — в 1961; передачи ведутся на итальянском языке. В И. четыре радио- и телевизионных центра — в Риме, Милане, Неаполе и Турине.
Внутри И. радиовещание ведётся на итальянском языке (имеются три основные программы, не считая местных); кроме того, есть передачи на немецком языке — для меньшинства, проживающего в области Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль), и на словенском языке (для областей, прилегающих к Триесту). На заграницу вещание ведётся на 22 языках. Радиовещание и телевидение находятся в ведении акционерного общества «Радио э телевизионе итальяна» («РАИ-ТВ»), контролируемого государством.
А. Л. Адамишин.
XIII Литература
Ранний фольклор в И. не сохранился. Средневековая литература И. возникла после падения Римской империи и в период между 6 и 12 вв. создавалась на латинском языке (преимущественно религиозные гимны, легенды и хроники). Быстрое развитие городов способствовало появлению литературных памятников на национальных диалектах в конце 12 — начале13 вв. (повествовательная религиозная поэзия, светская и религиозная лирика). В 1-й половине13 в. возникла сицилийская поэтическая школа (Якопо да Лентини, умер 1233, и др.), подражавшая прованским трубадурам. В Тоскане в связи с внутригородской борьбой развивалась политическая лирика (Гвиттоне д'Ареццо, около 1230 — около 1294, и др.), а также аллегорико-дидактическая поэзия (Брунетто Латини, около 1220 — около 1294).
Лучший образец прозы 13 в. — анонимный сборник новелл на тосканском диалекте «Новеллино».
В конце 13 в. возникла философская поэзия «Дольче стиль нуово», которая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюблённого (болонский поэт Г. Гвиницелли, между 1230 и 1240—1276, и флорентийские поэты Г. Кавальканти, 1255 или 1259—1300, молодой Данте и др.). Антисословность и возвеличение человеческого чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения.
Создатель единого литературного языка — Данте Алигьери (1265—1321), «... последний поэт средневековья и... первый поэт нового времени» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Главные его произведения — повесть «Новая жизнь» (1292), воспевавшая его любовь к Беатриче, и поэма «Комедия» (закончена в 1321; названа в конце 14 в. «Божественной») — один из величайших памятников мировой литературы, в которой ставятся актуальные проблемы времени, моральные, богословские, политические, и с огромной художественной силой изображены чувства и страдания людей.
Литература Возрождения (14—16 вв.) в И., бывшей его колыбелью, подготовлена экономическим развитием городов, оживлёнными торговыми связями с другими странами, общим ростом светской культуры литературе Возрождения присущи гуманистическое мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеческой личности, увлечение античностью. Поэт Ф. Петрарка (1304—74) — родоначальник лирики Возрождения. В его стихотворном сборнике «Канцоньере» (1470) воспевается земная любовь к Лауре и тонко выявлены оттенки любовного чувства. Дж. Боккаччо (1313—1375) в поэтических и прозаических произведениях, особенно в проникнутом антиклерикализмом сборнике новелл «Декамерон» (изд. 1471) и повести «Фьяметта» (изд. 1472), утверждал новую гуманистическую мораль, прославлял свободного активного человека и отрицал аскетизм. В 15 в. идеи Возрождения получили развитие в сочинениях т. н. учёных-гуманистов — филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших на латинском языке: Дж. Ф. П. Браччолини (1380—1459), автор фацетий, Л. Б. Альберта (1404—72), Л. Балла (1407—57) и др. Попытку сблизить «учёный гуманизм» с народной поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: Лоренцо Медичи (1449—1492), правитель Флоренции; А. Полициано (1454—94; лирическая драма «Сказание об Орфее», пост. 1480) и особенно Л. Пульчи (1432—84; комическая поэма «Большой Моргант», 1480). Гуманистическим мироощущением проникнуты незаконченная рыцарская поэма М. Бояр до (1441—94) «Влюблённый Роланд» (издание 1495) и пасторальный роман «Аркадия» (1504) неаполитанца Я. Саннадзаро (1455—1530), оказавший влияние на развитие европейской пасторали 16—17 вв. 1-я половина 16 в. знаменует собой расцвет итальянского Возрождения. Установился единый литературный язык. В конце 16 в. под влиянием начавшегося экономического и политического упадка, общей феодальной и католической реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший на содержание литературы.
Развиваются различные жанры. Феррарец Л. Ариосто (1474—1533) написал продолжение поэмы Боярдо — поэму «Неистовый Роланд» (1516), проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются средневековые понятия, фантастические мотивы переплетаются с иронией. Ариосто — создатель итальянской бытовой комедии («Шкатулка» и др.). В сатирическом направлении комедию развивали Н. Макиавелли (1469—1527; «Мандрагора»), П. Аретино (1492—1556) и философ Дж. Бруно (1548—1600; «Подсвечник», 1582). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, представляли Т. Тассо (1544—95; «Аминта», 1573) и Б. Гваринн (1538—1612; «Верный пастух», постановка 1590) — основоположники этого нового жанра.
Художественная проза 16 в. представлена сочинением «Придворный» (1528) Б. Кастильоне (1478—1529), мемуарами Б. Челлини (1500—71) и новеллистикой (А. Фиренцуола, 1493—1543; М. Банделло, около 1485—1561, и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословность. В лирике господствовали возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (1470—1547) эпигоны Петрарки. Эпическую поэзию продолжал Т. Тассо, ощущавший трагические противоречия между близкими ему гуманистическими идеалами и религиозно-аскетической идеологией. Гуманистические принципы, пронизывающие ряд эпизодов его поэмы «Освобожденный Иерусалим» (1575), сталкиваются с проповедью аскетизма, а понятие общественного долга приобретает религиозную окраску.
В 17 в. контрреформация и феодальная реакция, господство испанцев над значительной частью итальянских земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис литературы. Барочная поэзия Дж. Марино (1569—1625; поэма «Адонис», 1623) и его последователей отмечена вычурностью и стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьябрера (1552—1638) и поэт А. Тассони (1565—1635; героико-комическая поэма «Похищенное ведро», 1622). Из прозы 17 в. выделяется сборник итальянских сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Базиле (1575—1632), — «Сказка о сказках», или «Пентамерон» (1634—36). Литературная академия Аркадия (в конце 17 в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в 18 в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло, 1665—1727, и Ш. Маффеи, 1675—1755), так и галантной поэзии рококо (П. Ролли, 1687—1765, и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио (1698—1782), создателя многочисленных мелодрам («Покинутая Дидона», 1724, «Катон в Утике», 1728, и др.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИТ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИТ)", комментарии и мнения людей о произведении.