БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЛО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЛО)" читать бесплатно онлайн.
Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. — Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескьё и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.
Соч.: Works, 10ed., v. 1—10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. C. Fraser, v. 1—р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. W. Gough, L., 1946; Locke's educational writings, ed. by J. W. Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус пер. — Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1—2, М., 1960.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—47; там же, т. 23 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892; С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, «Вопросы философии», 1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gibson J., Locke's theory of knowledge and its historical relation, Camb. — N. Y., 1917; Gough J. W., John Locke's political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. — Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956; Cronston М. W., John Locke; a biography, N. Y., 1957.
А. Л. Субботин.
Дж. Локк.
Локкарт Роберт Гамильтон Брюс
Ло'ккарт (Lockhart) Роберт Гамильтон Брюс (2.9.1887—1970, Лондон), агент английской дипломатической службы, журналист. В 1912 — сентябре 1917 вице-консул и генерал консул Великобритании в Москве. С января по сентябрь 1918 глава специальной британской миссии при Советском правительстве. Разоблачен ВЧК как организатор шпионажа и антисоветского заговора международных империалистов (см. Локкарта заговор). В августе 1918 был арестован и в октябре 1918 выслан из Советской России. С 1928 профессиональный журналист (газета «Ивнинг стандард»). В начале 2-й мировой войны 1939—45 Л. — один из руководителей отдела политической разведки английского МИД (1939—40), английский представитель при временном чехословацком правительстве в Лондоне (1940—41) и директор Комитета по делам политической войны, ведавшего вопросами пропаганды и разведки (1941—1945). Автор ряда книг, в том числе воспоминаний о пребывании в Советской России.
Локкарта заговор
Ло'ккарта за'говор, заговор «трёх послов», контрреволюционный заговор, организованный в 1918 дипломатическими представителями Великобритании, Франции и США в Советской России с целью свержения рабоче-крестьянской власти. Основные участники заговора: от Великобритании — начальник специальной британской миссии Р. Локкарт (организатор), морской атташе Кроми, лейтенант разведывательной службы С. Рейли; от Франции — посол Ж. Нуланс, генеральный консул Гренар, глава военной миссии Лавернь, капитан разведывательной службы А. Вертимон; от США — посол Д. Фрэнсис и резидент шпионской сети К. Каламатиано. Дипломатические заговорщики вовлекли в заговор русских контрреволюционеров и платных шпионов, подготавливали восстание в Москве (а также в др. городах) и арест членов Советского правительства. Заговор был раскрыт и ликвидирован ВЧК 31 августа — 1 сентября 1918. Верховный революционный трибунал 3 декабря 1918 приговорил Каламатиано и его помощника А. В. Фриде к расстрелу, 8 подсудимых к разным срокам заключения, а Локкарта, Гренара и бежавших от правосудия Рейли и Вертимона объявил вне закона.
Лит.: Из истории ВЧК. 1917—1921 гг. Сб. документов, М., 1958; Софинов П. Г., Очерки истории ВЧК, М., 1960; Кравченко В. Ф., Под именем Шмидхена, [М., 1970]; Голинков Д. Л., Крах вражеского подполья, М., 1971.
Д. Л. Голинков.
Локня
Ло'кня, посёлок городского типа, центр Локнянского района Псковской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Новосокольники — Дно, в 205 км к Ю.-В. от Пскова. Маслосыродельный завод, леспромхоз, инкубаторно-птицеводческая станция.
Локомобиль
Локомоби'ль (франц. locomobile, от лат. locus — место и mobilis — подвижной), паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла, поршневой паровой машины и вспомогательных устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного типа, мощность паровой машины 8,5—55 квт (12—75 л. с.). Л. работают насыщенным или перегретым паром с давлением 1—1,2 Мн/м2 (10—12 кгс/см2) а выхлопом в атмосферу; применяются преимущественно в сельском хозяйстве. Стационарные Л. (рис.) предназначены для небольших промышленных предприятий и обычно служат для привода генераторов электрического тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрической топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара около 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2); мощность машин 90—580 квт (125—800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологических целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2 (3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки, костра, щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства Л. — надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы, простота монтажа на месте. Недостатки — невысокая экономичность и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 60-х гг.; они заменяются более эффективными электрическими двигателями и двигателями внутреннего сгорания.
Лит.: Гарькуша Г. Н., Юшина А. Г., Теория, конструкция и расчёт локомобиля, М., 1952; Бобровский Г. С., Локомобиль и его обслуживание, 6 изд., М. — Л., 1954.
Стационарный локомобиль СК-125: 1 — топка; 2 — цилиндр паровой машины; 3 — маховик; 4 — паровой котёл.
Локомотив
Локомоти'в (франц. locomotive, от лат. loco moveo — сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально Л. назывались только паровозы, в дальнейшем это понятие распространилось на все виды железнодорожных тяговых средств.
В зависимости от вида первичного источника энергии современные Л. делятся на тепловые и электрические. Тепловые Л. — паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы — автономны, имеют собственные силовые установки для выработки энергии. На паровозе — это паровая машина, на паротурбовозе — паровая турбина, на тепловозе и мотовозе — двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе — газовая турбина. К электрическим Л. относятся контактные и аккумуляторные электровозы. Контактные электровозы своих источников энергии не имеют и получают её через электрическую контактную сеть. Аккумуляторные электровозы имеют аккумуляторные батареи, которые периодически заряжаются от постоянных источников тока. Кроме основных типов Л., существуют различные комбинированные Л.: дизель-электровозы, теплопаровозы, контактно-аккумуляторные электровозы и др., которые широкого распространения не получили. Функции Л. выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поездов, турбопоездов и электропоездов, а также авто- и мотодрезины. В отличие от Л., моторные вагоны и дрезины имеют места для пассажиров и багажа.
По роду выполняемой работы Л. разделяются на магистральные и промышленные. Магистральные Л., эксплуатируемые на ж. д. общего пользования, в свою очередь, подразделяются на грузовые, пассажирские — для тяги поездов, и маневровые — для работы на станциях. Промышленные Л. используются для перевозок на внутризаводских путях, в рудниках, шахтах и т. п. (см. Промышленный транспорт). Выпускаются Л. для широкой и узкой рельсовой колеи.
Все виды Л. характеризуются номинальной мощностью, силой тяги, скоростью и кпд; электровозы, кроме того, — родом тока и напряжением, тепловозы и газотурбовозы — типом передачи.
Первые Л. — паровозы были построены в начале 19 в. в Великобритании (1803, 1814), позднее, в 1834, — в России. На протяжении почти всего 19 в. этот тип Л. был единственным тяговым средством ж. д. Увеличение веса поездов, возрастающие скорости движения вызывали необходимость в повышении мощности и тяговых усилий Л., что вело к совершенствованию конструкции паровоза, росту его кпд. Последний тип магистрального грузового паровоза имеет мощность около 1800 квт (2400 л. с.), конструкционную скорость до 80 км/ч, а пассажирский паровоз развивал мощность до 1900 квт и скорость до 125 км/ч. Наиболее совершенные паровозы имели кпд до 9%, среднеэксплуатационный кпд — около 4%. В начале 20 в. паровозы стали вытесняться новыми, более экономичными Л., обладающими большей единичной мощностью и более высоким кпд, — тепловозами и электровозами. Идея создания Л. с двигателем внутреннего сгорания возникла ещё в конце 19 в. в России. Однако первый в мире магистральный тепловоз мощностью 750 квт (1000 л. с.) с электрической передачей был построен только в 1924 (СССР). Позднее для регулирования тягового усилия и скорости на тепловозах была применена гидравлическая передача. Мощность отечественных двухсекционных грузовых тепловозов составляет в секции 2200 квт (3000 л. с.), конструкционная скорость — 100 км/ч, пассажирские тепловозы развивают скорость до 160 км/ч. Максимальный кпд современных тепловозов 29—32%, среднеэксплуатационный — 20—21%.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЛО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЛО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЛО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЛО)", комментарии и мнения людей о произведении.