БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
Обыкновенный морской язык.
Морского флота институт
Морско'го фло'та институ'т Центральный научно-исследовательский (ЦНИИМФ), находится в Ленинграде. Создан в 1929, вначале как научно-исследовательский институт судостроения и судоремонта в системе Народного комиссариата путей сообщения. Исследует экономические и технические проблемы развития морского флота СССР, устанавливает требования к технико-эксплуатационным характеристикам судов, их энергомеханическому оборудованию, системам и отдельным техническим средствам судовождения и связи. Разрабатывает вопросы технической и коммерческой эксплуатации флота, обеспечения безопасности мореплавания, морского права, научной организации труда моряков. В составе института (1974) филиал во Владивостоке и экспериментально-производственные мастерские в Ленинграде. Институт имеет аспирантуру (с отрывом и без отрыва от производства) по техническим и экономическим специальностям. С 1955 издаёт «Труды», публикует монографии и справочно-информацнонные материалы по вопросам морского права и коммерческой эксплуатации флота.
Морского флота учебные заведения
Морско'го фло'та уче'бные заведе'ния, см. в статьях Водного транспорта высшие учебные заведения , Военно-учебные заведения , Транспортное образование .
Морское агентство
Морско'е аге'нтство, см. Агентство морское .
Морское блюдечко
Морско'е блю'дечко, морские брюхоногие моллюски, имеющие колпачковидную раковину и способные присасываться при помощи ноги к твёрдому субстрату, что объединяет их в особую жизненную форму . К М. б. относят представителей семейства Patellidae, Tecturidae (подкласс переднежаберных, точнее кругложаберных), Siphonariidae (подкласс лёгочных) и др.
Морское Большое озеро
Морско'е Большо'е о'зеро, Большое Морское озеро, Майнычин-Анкаватан, озеро в Якутской АССР, на С.-В. Колымской низменности. Площадь 205 км 2 . Берега низменные, малоизрезанные. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в конце сентября, вскрывается в июне. Из М. Б. о. берёт начало р. Анкаваам (приток р. Большая Чукочья). Вблизи М. Б. о. расположено Малое Морское озеро (Мокачен-Анкаватан), площадью 58,2 км 2 .
Морское право
Морско'е пра'во, в широком смысле слова — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в ходе осуществления торгового и военного мореплавания, рыболовства и морского промысла, добычи биологических и минеральных ресурсов морей, при проведении научных исследований и т. п.
Первые сборники более или менее развитого М. п. относятся к 11—14 вв., когда начали развиваться международные экономические связи. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что первый средневековый город (Амальфи), который вёл обширную морскую торговлю, выработал нормы М. п. — Амальфийские таблицы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 63). Известны сборники морских обычаев в различных странах: Новгородская Скра, Висбийские таблицы, Олеронские свитки , Барселонский «Морской судебник» и др.
В современную эпоху существуют три отрасли М. п.: национальное М. п.; международное морское публичное право (договоры и соглашения, заключённые государствами, а также установленные ими обычаи по вопросам регулирования разнообразных международных морских отношений) и международное морское частное право, в состав которого входят как коллизионные нормы внутреннего законодательства той или иной страны, так и нормы международных соглашений, участницей которых является та или иная страна.
М. п. СССР регулирует вопросы торгового, военного и научного мореплавания, рыболовства и морского промысла, добычи морских минеральных и иных ресурсов, определяет режим различных морских акваторий, находящихся под суверенитетом СССР внутренних и территориальных вод, прилежащих зон (часть открытого моря, прилегающая к территориальным водам ), их дна и континентального шельфа .
В основе советского М. п. лежат декреты СНК 1918—21, в том числе о национализации торгового флота от 23 января 1918, декларация о создании Отдела водных сообщений для управления торговым морским и речным флотом и водными сообщениями от 27 февраля 1918, декрет об установлении 12-мильной ширины территории вод Советского государства от 28 мая 1918, о морском транспорте от 30 мая 1921. Принципы советского М. п. нашли дальнейшее закрепление и развитие в Кодексах торгового мореплавания СССР 1929 и 1968, нормативных актах Совета Министров СССР, Министерства морского флота, Министерства рыбного хозяйства и др., а также в многочисленных международных соглашениях по вопросам мореплавания, рыболовства, морского промысла и др., участником которых является СССР.
Сотрудничество СССР и других социалистических стран в области судоходства регулируется специально разработанными в рамках СЭВ нормами (например, «Общие условия взаимного предоставления морского тоннажа и внешнеторговых грузов стран — членов СЭВ», 1972).
Под международным морским публичным правом понимается совокупность международных договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием Мирового океана. В основе современного международного морского публичного права лежит принцип свободы открытого моря , согласно которому все государства и народы имеют равное право на пользование Мировым океаном, а также принцип сочетания прав прибрежных и неприбрежных государств (см. также Океан ).
Наиболее крупными актами международного М. п. являются Устав ООН, Женевские конвенции 1958 (О территориальном море и прилежащей зоне; Об открытом море; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря), Брюссельская 1910 и Лондонская 1960 конвенции по оказанию помощи и спасанию на море, конвенции 1954, 1969, 1972 о предотвращении загрязнения моря нефтью и другими веществами.
Международное частное М. п. регулирует отношения государственных органов, физических и юридических лиц с иностранными государственными органами, физическими и юридическими лицами в связи с вопросами торгового мореплавания (вопросы договора морской перевозки грузов, фрахтования судов по тайм-чартеру, морской перевозки пассажиров, морской буксировки, операций по обслуживанию портами морских судов и клиентуры морского транспорта, вопросы общей и частной аварии , возмещения убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного разбирательства морских претензий и исков и др.). Правовые нормы, составляющие международное морское частное право, содержатся во внутреннем законодательстве некоторых государств и в международных соглашениях.
Расхождение между морским законодательством различных государств, неполнота правовых норм, регулирующих отношения, связанные с торговым мореплаванием, постоянно диктуют необходимость международной унификации норм М. п. Как правило, эта унификация достигается межгосударственными соглашениями (например, Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 с последующими дополнениями 1960; Йорк-Антверпенские правила ).
Лит.: Волков А. А., Морское право, М., 1969; Актуальные проблемы современного международного морского права, М., 1972; Новое в международном морском праве, М., 1972.
М. И. Лазарев.
Морское шило
Морско'е ши'ло, змеевидная морская игла (Nerophis ophidion), рыба семейства морских игл (Syngnathidae). Тело очень тонкое, длиной до 29 см, округлое в сечении. У взрослых особей отсутствуют хвостовой и грудные плавники. Водится в Балтийском и Чёрном морях. Обитает в зарослях морской травы (главным образом взморника) и водорослей. Питается планктоном. О потомстве заботится только самец.
Морской бой
Морско'й бой, организованные боевые действия кораблей, частей и соединений флота с целью уничтожить противника на море или подавить его способность к сопротивлению. М. б. состоит из тактических ударов, атак и контратак, выполняемых по единому замыслу командования. На протяжении истории войн формы и способы ведения М. б. изменялись под влиянием развития оружия, боевой техники и корабельного состава флота (см. Военно-морское искусство ). В М. б. могут участвовать самостоятельно или в тактическом взаимодействии подводные лодки, авиация флота, надводные корабли, береговые ракетно-артиллерийские войска. Современный М. б. характеризуется огромной разрушительной мощью оружия, высокой манёвренностью участвующих в нём сил, скоротечностью, большим пространственным размахом, быстрыми и резкими изменениями обстановки. В зависимости от характера боевых задач и цели действий М. б. может быть встречным, наступательным или оборонительным; различают бой в море, в прибрежном районе, бой за высадку морского десанта и при отражении морского десанта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.