БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
В. С. Мамчиц.
Морской вокзал
Морско'й вокза'л , здание или комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, обработки багажа и грузов в морских портах . По характеру основных операций М. в. подразделяют на пассажирские и грузопассажирские, по месту расположения на морских линиях — на конечные и промежуточные.
Здания М. в. возводят на прибрежных участках, в том числе на молах или на площадках с искусственным основанием. При их проектировании учитывают назначение и типы используемых судов, колебания горизонта воды, условия рациональной организации потоков пассажиров и посетителей, доставки багажа и грузов.
В М. в. размещаются пассажирские, административно-служебные, багажные, подсобно-вспомогательные, технические и другие помещения.
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения М. в. весьма разнообразны. Наибольшее распространение получили 2—3-этажные здания М. в. Для грузопассажирских М. в. характерно расположение грузовых складов на уровне причалов , а пассажирских помещений — над ними, на уровне 2 или 3 этажа. Так, например, решены М. в. в Одессе и Владивостоке (СССР), в Гавре, Булони, Кале, Дьепе (Франция), в Хельсинки (Финляндия), Океанский вокзал в Саутхемптоне (Великобритания) и др. В этих М. в. применены специальные посадочные устройства (в т. ч. подъёмно-поворотные и крытые телескопические трапы) для удобства прохода пассажиров на судно над грузовыми площадками, автомобильными проездами и ж.-д. путями.
Для одновременного обслуживания нескольких крупных судов здания многих М. в. имеют значительную протяжённость (например, длина Океанского вокзала в Саутхемптоне 550 м, Атлантического вокзала в Гавре — около 575 м ); нередко устраивают протяжённые галереи вдоль причалов, либо пирсы , располагаемые перпендикулярно к фронту причальной набережной (М. в. Нью-Йорка и Филадельфии в США, Монреаля в Канаде и др.).
Сооружают также М. в., выдвинутые в море (на сваях), например в Ла-Рошели и Булони (Франция), Сухуми (СССР). Отдельные устройства М. в. иногда располагают на плавучих платформах, как, например, в порту Тилбери-Лондон (Великобритания).
Большинство М. в. служат пунктами массовой пересадки пассажиров с морских судов на сухопутный транспорт (и наоборот), а также для перевалки грузов. Поэтому крупные грузопассажирские М. в., как правило, имеют развитые ж.-д. и автомобильные подъездные пути. Некоторые М. в. сооружают в комплексе с ж.-д. вокзалами в целях организации наиболее удобной транспортировки грузов и пересадки пассажиров (например, во Владивостоке).
М. в. являются, как правило, уникальными объектами общегородского значения. Для современных М. в. характерны: крупные зальные помещения для обслуживания пассажиров; значительные площади остекления фасадов, раскрывающие внутреннее пространство М. в. в сторону моря; использование навесов и балконов для пассажиров и посетителей. При сооружении М. в. учитывают их композиционную взаимосвязь с планировкой и застройкой припортовых районов, а также условия зрительного восприятия комплекса М. в. — своеобразного морского фасада города — как со стороны привокзальной площади, так и со стороны моря. См. также Вокзал .
Лит.: Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967.
Г. Е. Голубев.
Морской вокзал в Баку.
Морской Генеральный штаб
Морско'й Генера'льный штаб, высший орган управления военно-морскими силами некоторых государств. Был образован под различными названиями: в Японии — Морской командный департамент (1893), в кайзеровской Германии — Генеральный морской штаб (1899), во Франции — М. г. ш. (1902), в Италии — Главный штаб флота (1907), в США — Главное управление оперативной части флота (1909), в Великобритании — Штаб морской войны (1912). В современных ВМС иностранных государств имеются Главные штабы или Штабы ВМС.
В России М. г. ш. был образован 24 апреля (7 мая) 1906. Он занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота, изучением иностранных флотов; направлял деятельность военно-морского отдела Николаевской морской академии, Лиги обновления флота и других общественных флотских организаций. Во время 1-й мировой войны 1914—18 М. г. ш. состоял из 8 отделений: трёх оперативных (по морским театрам), организационно-тактического, статистического, воздушного и подводного плавания, службы тыла и исторического, имея по штату 35 офицеров и 23 унтер-офицера и матроса. Начальниками М. г. ш. были Л. А. Брусилов (1906—08), А. А. Эбергард (1908—11), А. А. Ливен (1911—1914), А. И. Русин (1914—17), М. А. Кедров и А. П. Капнист (1917). После Октябрьской революции 1917 организация М. г. ш. неоднократно изменялась. В 1919 он состоял из 5 отделов общей численностью 113 чел. Начальниками М. г. ш. были: Е. А. Беренс (1917—19), А. Н. Мелентьев (с 1919). В августе 1921 М. г. ш. был упразднён, и его функции перешли к оперативному управлению Морского штаба Республики.
Морской геологии и геофизики институт
Морско'й геоло'гии и геофи'зики институ'т Всесоюзный научно-исследовательский (ВНИИМОРГЕО), институт министерства геологии СССР. Организован в 1967 в Риге в составе собственно института, Геленджикского отделения (с базой в Геленджике) и Тихоокеанской экспедиции (с базой в Южно-Сахалинске). В 1972 Геленджикское отделение с его 7 отделами, объединяющими 18 секторов и лабораторий, совместно с Тихоокеанской экспедицией было преобразовано в научно-производственное объединение ЮЖМОРГЕО. В составе ВНИИМОРГЕО (1973): 8 отделов, объединяющих 16 лабораторий и секторов, 2 специализированные лаборатории, Балтийская опытно-методическая экспедиция и Координационный центр по координации работ стран — членов СЭВ по исследованиям морей и океанов с целью использования их минерально-сырьевых ресурсов. Основные задачи: комплексное изучение геологического строения и распределения полезных ископаемых, поиски нефтеносных структур и месторождений твёрдых полезных ископаемых в морских акваториях СССР, разработка и усовершенствование аппаратуры и методики морских геолого-геофизических исследований, анализ экономической эффективности разработки выявленных месторождений.
Результаты работ института публикуются в сборниках «Морская геология и геофизика», «Вопросы четвертичной геологии Прибалтики» и монографических трудах, а также в виде тематических обзоров, аннотированных указателей литературы и т. п.
Морской гидрофизический институт
Морско'й гидрофизи'ческий институ'т АН УССР (МГИ), научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся работы в области физики моря. Создан в Москве в 1948 в системе АН СССР на базе Морской гидрофизической лаборатории АН СССР. В 1961 передан в АН УССР, а в 1963 перебазирован в Севастополь. Основные направления работ (1973): исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, динамики поверхностных, приливных и внутренних волн, циркуляции вод, турбулентности, мезо- и микроструктуры физических полей океана — температуры, солёности, плотности, скорости и направления течений, оптических и акустических свойств, магнитного и гравиметрического полей, изучение рельефа дна, химия и геохимия океана, а также создание новой измерительной гидрофизической аппаратуры. После 1970 выполнены теоретические исследования процессов развития поверхностных и внутренних волн, в частности Цунами , разработаны теории и методы расчёта на ЭВМ течений для различных районов океана и др.; проведены обширные комплексные экспедиционные исследования по международным и национальным программам на научно-исследовательских судах МГИ «Михаил Ломоносов» и «Академик Вернадский».
Научные работы МГИ публикуются в издаваемых институтом ежеквартальных сборниках «Морские гидрофизические исследования» и других периодических изданиях.
А. Г. Колесников.
Морской голубок
Морско'й голубо'к, тонкоклювая чайка (Larus genei), птица семейства чаек. Длина тела около 45 см, весит 270—350 г. Спина и крылья светло-серые, концы крыльев чёрные, остальное оперение белое. М. г. встречается в Северной Африке, Южной Европе и Юго-Западной Азии; в СССР — на морских побережьях, солёных и солоноватых озёрах от устья Днестра до Балхаша. На зиму частично откочёвывает (до Сенегала, Канарских островов и Красного моря). Гнездится колониями, чаще на островах. В кладке 2—3 яйца. Насиживают самец и самка. Питается саранчовыми и другими насекомыми, рачками, мелкой рыбой.
Морской десант
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.