БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.
Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.
М. Л. Титаренко.
Моцион
Моцио'н (от лат. motio, родительный падеж motionis — движение), прогулки, совершаемые здоровыми людьми для укрепления здоровья, а больными — для выполнения лечебного режима. Особенно показан М. для страдающих некоторыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и печени, наклонностью к ожирению. На курортах с лечебной целью применяют терренкур .
Моча
Моча', продукт выделения (экскрет) животных и человека, вырабатываемый почками. С М. из организма выводятся вода, соли, конечные продукты обмена веществ, а также чужеродные вещества. М. человека в норме — прозрачная жёлтая жидкость (цвет М. зависит от присутствия ряда пигментов — преимущественно продуктов расщепления гемоглобина); удельный вес 1,010—1,025 г/см3 pH = 4,8—8,0 (при употреблении богатой белком пищи реакция М. кислая, при растительной пище — слабощелочная). М. содержит около 96% воды, 1,5% солей и 2,5% органических продуктов обмена (мочевина , мочевая кислота и др.). В М. содержатся те же соли, что и в плазме крови, в основном NaCl, а также сульфаты, фосфаты и карбонаты калия, магния и аммония. За сутки взрослый человек выделяет 1200—1600 мл М. Количество и состав М. зависят от питьевого режима, характера пищи, температуры окружающей среды, функциональных нагрузок и др. факторов. Анализ М. даёт представление как о состоянии почек, так и об обмене в др. органах и тканях и организме в целом. См. также Выделение , Мочеобразование , Почки .
Лит.: Гулевич В. С., Анализ мочи, Л., 1945.
М. Я. Ратнер.
Мочалище
Мочали'ще, посёлок городского типа в Звениговском районе Марийской АССР. Расположен на р. Юшут (бассейн Волги), в 8 км от ж.-д. станции Суслонгер (на ветке Зеленодольск — Табашино).
Мочало
Моча'ло, лубяные волокна коры липы, отделённые от остальных её тканей путём длительной мочки коры в воде. Используется для изготовления рогож, кулей, кистей (для побелки), подвязки растений и пр., а также как мочалка для мытья.
Мочалов Павел Степанович
Моча'лов Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268—69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.
Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. — Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], М., 1953; Дмитриев Ю., Мочалов — актёр-романтик, М., 1961.
Т. М. Родина.
П. С. Мочалов в роли Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков.
П. С. Мочалов.
Мочальский Дмитрий Константинович
Моча'льский Дмитрий Константинович [р. 2(15).2.1908, Петербург], советский живописец и график, народный художник РСФСР (1969), действительный член АХ СССР (1973). Учился в Ленинграде в АХ (1929—1936). Преподаёт в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (с 1937; профессор с 1950). В период Великой Отечественной войны 1941—45 и в послевоенные годы выполнил ряд картин, посвященных советским солдатам и партизанам («Победа. Берлин, 1945 год», 1947), в 1949 — картину «После демонстрации» (оба произведения в Третьяковской галерее). С 1954 работает над сериями лирических жанровых сцен, посвящённых труду и быту советской молодёжи на целинных землях (циклы «Люди целины», «Целинники»). Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1967).
Лит.: Глобачёва С. И., Д. К. Мочальский, Л., 1962.
Мочевая кислота
Мочева'я кислота', 2,6,8-триоксипурин, бесцветные кристаллы, разлагаются ниже температуры плавления, плохо растворимы в воде. М. к. была открыта К. Шееле (1776) в составе мочи (отсюда название). Существует в двух формах:
У человека и приматов — конечный продукт обмена пуринов (см. Пуриновые основания ), образующийся в результате ферментативного окисления ксантина ; у остальных млекопитающих М. к. превращается в аллантоин . Небольшие количества М. к. содержатся в тканях (мозг, печень, кровь), а также в моче и поте млекопитающих и человека. При некоторых нарушениях обмена веществ происходит накопление М. к. и её кислых солей (уратов) в организме (камни в почках и мочевом пузыре, подагрические отложения). У птиц, ряда пресмыкающихся и большинства наземных насекомых М. к. — конечный продукт не только пуринового, но и белкового обмена. Система биосинтеза М. к. (а не мочевины , как у большинства позвоночных) в качестве механизма связывания в организме более токсичного продукта азотистого обмена — аммиака — развилась у этих животных в связи с характерным для них ограниченным водным балансом (М. к. выводится из организма с минимальным количеством воды или даже в твёрдом виде). Высохшие экскременты птиц (гуано) содержат до 25% М. к. и служат источником её получения. Обнаружена она и в ряде растений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.