БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать бесплатно онлайн.
Метленд Фредерик Уильям
Ме'тленд (Maitland) Фредерик Уильям (1850—1906), английский историк; см. Мейтленд Ф. У.
Метлица
Метли'ца, метла (Арега), род однолетних травянистых растений семейства злаков. Соцветие — метёлка из многочисленные одноцветковых вальковатых колосков. Колосковые чешуи перепончатые, неравные; нижняя цветковая чешуя более плотная, с длинной извилистой остью. 3 вида; встречаются в Европе и западной Азии, в том числе и в СССР. Наиболее распространена М. полевая (A. spicaventi) — обычный сорняк в посевах ржи, ячменя, пшеницы, картофеля, клевера; растет также на песчаных поймах рек и на сорных местах; созревает раньше хлебных злаков, зерновки её легко осыпаются и засоряют почву. Пригодна для окраски шерсти в зелёный цвет.
Метнер Николай Карлович
Ме'тнер Николай Карлович [24.12.1879(5.1.1880), Москва, — 13.11.1951, Лондон], русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909—10, 1915—21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества М. — камерная, прежде всего фортепианная, музыка. Он создал жанр сказки — небольшой фортепианной пьесы лирико-повествовательного характера. Для композиторского стиля М. характерны сосредоточенность мысли, склонность к интеллектуализму. М. был выдающимся исполнителем собственных произведений и интерпретатором классической музыки (в особенности Л. Бетховена). Для М.-пианиста типичны глубокое постижение авторского замысла, внешне сдержанная манера игры. М. принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром (1918, 1927, 1943), 14 фортепианных сонат, «Сказки» (10 циклов); произведения для скрипки и фортепиано, в том числе 3 сонаты; многочисленные циклы романсов (в т. ч. на слова А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева). В СССР издано Собрание сочинений в 12 тт. (1959—63).
Соч.: Муза и мода, Париж, 1935; Повседневная работа пианиста и композитора, М., 1963.
Лит.: Долинская Е. Б., Н. Метнер, М., 1966; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «Советская музыка», 1972, № 7.
Н. К. Метнер.
Метод
Ме'тод (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве М. могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. В философии под её М. понимается способ построения и обоснования системы философского знания. Для марксистско-ленинской философии в качестве М. выступает материалистическая диалектика .
Своими генетическими корнями М. восходит к практической деятельности. Приёмы практических действий человека с самого начала должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности, с объективной логикой тех вещей, с которыми он имел дело. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности выступали в качестве источников М. мышления, а развитие и дифференциация последних (особенно в связи с развитием науки) в конечном счёте привели к учению о М. — методологии .
Основное содержание М. науки образуют прежде всего научные теории, проверенные практикой: любая такая теория по существу выступает в функции М. при построении др. теорий в данной или даже в иных областях знания или в функции М., определяющего содержание и последовательность экспериментальной деятельности. Поэтому фактически различие между М. и теорией носит функциональный характер: формируясь в качестве теоретического результата прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт и условие последующих исследований.
Хотя проблема М. обсуждалась уже в античной философии (которая впервые обратила внимание на взаимозависимость результата и М. познания), однако систематическое развитие М. познания и их изучение начинаются лишь в новое время, с возникновением экспериментальной науки: именно эксперимент потребовал строгих М., дающих однозначный результат. С этого времени развитие, совершенствование М. выступает как важнейшая составная часть всего прогресса науки.
Современная система М. науки столь же разнообразна, как и сама наука. Этому соответствует множество различных классификаций М. Говорят, например, о М. эксперимента, М. обработки эмпирических данных, М. построения научных теорий и их проверки, М. изложения научных результатов (членение М., основанное на членении стадий исследовательской деятельности). По другой классификации М. делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Ещё одна классификация опирается на различие М. качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение М. в зависимости от форм причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные М. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и М. одних наук всё более широко используются в других, относительно менее развитых науках (например, применение физических и химических М. в биологии и медицине); это порождает проблему М. междисциплинарного исследования. Повышение уровня абстрактности современной науки выдвинуло важную проблему интерпретации результатов исследования, особенно исследования, выполненного с широким применением средств формализации; в этой связи специально разрабатываются М. интерпретации научных данных.
Столь широкое многообразие М. науки и сама творческая природа научного мышления делают крайне проблематичной возможность построения единой теории научного М. в строгом смысле слова — теории, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных М. Поэтому реальным предметом методологического анализа является не создание подобной теории, а исследование общей структуры и типологии существующих М., выявление тенденций и направлений их развития, а также проблема взаимосвязи различных М. в научном исследовании. Один из аспектов этой последней проблемы образует вопрос о роли философского М. в научном познании. Как показывает опыт развития науки, эти М., не всегда в явном виде учитываемые исследователем, имеют решающее значение в определении судьбы исследования, т. к. именно они задают общее направление исследования, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. Как показывает история познания, особенно современного, адекватными философскими М. являются лишь диалектика и материализм. Методологическая роль материализма заключается в том, что он срывает завесу сверхъестественности со сложных явлений природы, общества и человеческого сознания и ориентирует науку на раскрытие естественных, объективных связей, обязывает учёного оставаться на почве надёжно установленных фактов. Диалектика же является научным М. материалистической философии и всей науки в целом, т. к. она формулирует наиболее общие законы познания. Диалектика как М. есть реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Будучи сознательно положенной в основу теоретического мышления, материалистическая диалектика освобождает учёного от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности; в диалектике все проблемы приобретают исторический характер, а исследование развития становится стратегическим принципом современной науки. Наконец, диалектика ориентирует на раскрытие и способы разрешения противоречий как в познании, так и в самой действительности.
Философские М. «работают» в науке обычно не непосредственно, а опосредуясь другими, более конкретными М. Например, принцип историзма как универсальный М., разрабатываемый философией, преломился в биологии в виде эволюционного учения — методологической основы современных биологических дисциплин; в астрономии этот же принцип породил совокупность космогонических гипотез. В социальном познании исторический материализм выполняет функции М. для всех общественных наук. М., имеющие общенаучный характер: сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и т. д. — также конкретизируются в каждой отдельной науке. Важная особенность современного этапа развития науки заключается в существенном возрастании роли конструктивных моментов в научном познании: характер задач современной науки таков, что она всё чаще не просто отражает те или иные аспекты реальности, но и проектирует реальность в соответствии с определёнными целями. Это ведёт к необходимости осуществлять и широкое конструирование М. познания, особенно формальных, в частности математических М. Соответственно расширяется и специальное изучение логической структуры формальных М. Одним из конкретных выражений усиления конструктивности познания является быстро растущее распространение М. моделирования , который вообще может служить ярким примером подлинно эвристической роли М. познания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.