БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать бесплатно онлайн.
Д. Н. Зубарев.
Необратимые реакции
Необрати'мые реа'кции, см. в ст. Обратимые и необратимые реакции .
Необходимая оборона
Необходи'мая оборо'на, в уголовном праве обстоятельство, исключающее общественную опасность и противоправность деяния, в иных условиях являющегося преступным. Состояние Н. о. служит основанием для освобождения от уголовной ответственности. В СССР закон допускает Н. о. при защите государственных и общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства.
В основном суть Н. о. — пресечение преступных посягательств, но она возможна и при защите от невменяемых, малолетних и др. лиц, не подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Н. о. заключается в причинении вреда нападающему с тем, чтобы заставить его прекратить нападение; для признания действий лица Н. о. должны учитываться размер предотвращенного и причинённого вреда, а также степень и характер опасности, угрожающей обороняющемуся, и его возможности по отражению нападения (количество нападающих и обороняющихся, их возраст, физическое состояние, наличие оружия, место и время и т.п.). Если обороняющийся вследствие душевного волнения, вызванного внезапностью нападения, не был в состоянии точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты, он, как правило, не несёт ответственности и за более тяжкие последствия, причинение которых не вызывалось необходимостью.
Явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства квалифицируется как превышение пределов Н. о., но при определении меры наказания Н. о. рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
Необходимое рабочее время
Необходи'мое рабо'чее вре'мя, см. в статьях Необходимый продукт , Необходимый труд .
Необходимость и случайность
Необходи'мость и случа'йность, соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами. Необходимость (Н.) — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.
Случайность (С.) — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления Н. и дополнение к ней.
Выражая определенные связи и отношения объективной действительности, Н. и с. суть онтологические категории. В качестве ступеней познания они являются гносеологическими категориями. Будучи формами знания, в которых осуществляется процесс отражения объективного мира, они выступают в роли логических категорий. Характеризуя способ движения мышления от менее глубокого к более глубокому знанию, они выполняют методологическую функцию. Н. часто «образуется» из массы С., прокладывая себе дорогу через них, и имеет своё основание в существующих связях вещей, закономерно подготовлена предшествующим ходом развития. Необходимые явления при наличии соответствующих условий развиваются в определенном порядке, происходят именно так, а не по-другому. С. же в основном вытекает из внешнего для данного явления основания, в силу чего она может совершиться так или как-то по-другому.
В зависимости от причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. может быть подразделена на такие основные виды: внутренняя Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внешняя Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных объектов, которая выражается динамическими закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, которая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими закономерностями.
С. также подразделяется на ряд видов: внутренняя С., органически связанная с данной Н.; внешняя С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преимущественно побочными факторами; объективная С., которая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная С., порождаемая субъективизмом , волюнтаризмом , нарушением объективно действующих законов; благоприятные или неблагоприятные С., соответственно ускоряющие или тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.
Проблема Н. и с. разрабатывалась в философии начиная с древности. При этом существовало несколько линий в трактовке этих категорий. Отрицание случайности (Демокрит, Б. Спиноза, П. Гольбах) неизбежно приводило к фатализму . Некоторые философы-идеалисты утверждали, что Н. порождается, привносится сознанием (Д. Юм , неопозитивизм ), или, признавая Н. в природе, отвергали Н. в общественной жизни (неокантианство и др.). Метафизические материалисты и некоторые естествоиспытатели (К. Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи между Н. и с. и доводили их различие до абсолютной противоположности. Г. Гегель показал несостоятельность разрыва Н. и с., разработав диалектическую концепцию их взаимосвязи.
Ф. Энгельс подверг критике метафизическую позицию, согласно которой наука изучает только необходимые связи, а также противоположную точку зрения механического детерминизма , вообще отрицавшую случайность и объявлявшую абсолютно все явления необходимыми; в результате этого необходимость низводилась до уровня случайности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 532—36). Классики марксистской философии показали, что в объективной действительности Н. и с. не бывают в чистом виде (см. К. Маркс, там же, 2 изд., т. 23, с. 171: В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 241—42), что «... случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 174), что при определённых условиях эти категории тождественны, то есть случайное необходимо, а необходимое точно так же случайно (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 532—33), что в природе и обществе, где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчинённой внутренним, скрытым законам (см. там же, т. 21, с. 174—75; т. 20, с. 361). В реальной действительности всякое явление в одно и то же время, но в разных отношениях, и случайно и необходимо, «содержит» необходимые и случайные моменты в их взаимопроникновении. Так, появление именно данной выдающейся личности в определенной стране и в определенное время является С. Но если эта личность становится во главе движения и в своей деятельности начинает активно выражать его интересы, она необходима. Возникновение отдельной мутации — это Н., результат определенного физико-химического процесса. В то же время по отношению к организму и популяции она выступает как случайное явление.
Диалектическая взаимосвязь между Н. и с. по-разному проявляется на различных структурных уровнях материи, в природе и обществе. В природе действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются её законы, Н. В неживой природе Н. по существу имеет однозначное действие. При переходе от неживой к живой природе несколько расширяется поле проявления С. В объектах живой природы присутствует большее количество взаимодействующих закономерностей, что влияет на соотношение Н. и С. Здесь Н. в большей мере, чем в неживой природе, переплетается с С. В то же время совершенствование организмов в ходе развития органических систем свидетельствует о всё более возрастающем торжестве необходимости над случайностью.
В обществе действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Но в классово-антагонистическом обществе результаты деятельности людей зачастую оказываются противоположными их желаниям и целям, что связано с существованием частной собственности на средства производства и антагонизмом интересов, анархией общественного развития. Н. действует здесь главным образом в виде стихийной силы и обнаруживает себя лишь как конечный результат исторических действий людей, прокладывающей себе дорогу сквозь бесконечное множество С.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.