БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать бесплатно онлайн.
Качественные особенности и формы Н. т. определяются уровнем развития общественного производства в каждой данной социально-экономической формации. В условиях первобытнообщинного строя при крайне низкой производительности труда практически весь труд был необходимым и обеспечивал лишь самые минимальные, скудные средства к жизни.
В антагонистических формациях различия в формах принуждения к труду и присвоения прибавочного продукта определяются, прежде всего, уровнем развития производительных сил. Но во всех этих формациях Н. т. занимает лишь часть рабочего дня. Остальную его часть составляет прибавочный труд , результат которого присваивается эксплуататорскими классами. Соотношение между прибавочным трудом и Н. т. выражает степень эксплуатации, её норму. Эксплуататорские классы стремятся в рамках рабочего дня сократить Н. т. и увеличить прибавочный труд, снизить жизненный уровень трудящихся и увеличить за счёт этого свои доходы. При рабовладельческом строе труд раба разделялся на необходимый и прибавочный, однако, это деление было скрыто, замаскировано. Весь продукт, созданный рабом, поступал в распоряжение рабовладельца, и поэтому весь труд раба представлялся прибавочным. При феодализме деление труда крестьянина на необходимый и прибавочный выступало в открытой форме: в течение необходимого рабочего времени крестьянин работал в своём хозяйстве, обеспечивая существование собственное и своей семьи. В течение прибавочного времени крестьянин работал в хозяйстве феодала, создавая прибавочный продукт, который безвозмездно присваивался феодалом в форме земельной ренты. При капитализме деление труда наёмного рабочего на необходимый и прибавочный маскируется формой заработной платы , которая выступает на поверхности явлений как оплата всего труда. Следы разделения рабочего дня на необходимое и прибавочное рабочее время стираются, неоплаченный труд выступает как оплаченный. Фактически заработная плата соответствует лишь части стоимости продукта, созданного рабочим, а именно — части созданной Н. т.; её величина колеблется вокруг стоимости рабочей силы, определяемой издержками производства и воспроизводства самого рабочего, т. е. суммой необходимых средств к жизни, потребляемых рабочим и его семьей систематически, из года в год (см. там же, т. 26, ч. 1, с. 14).
При социализме сохраняется деление труда на необходимый и прибавочный, но с уничтожением капиталистической формы производства устраняется антагонизм между ними, и Н. т. расширяет свои рамки. Основной экономический закон социализма обусловливает неуклонное повышение благосостояния народа, что обеспечивается как за счёт роста абсолютных размеров необходимого продукта, создаваемого Н. т. и идущего в личное потребление работников производства, так и за счёт увеличения прибавочного продукта, создаваемого прибавочным трудом и идущего на удовлетворение потребностей всего общества, а значит, и каждого его члена.
Н. С. Маслова.
Неогвельфизм
Неогвельфи'зм, либерально-католическое движение в Италии в 1-й половине 19 в., в период Рисорджименто, подхватившее идею средневековых гвельфов (см. Гвельфы и гибеллины ) о папстве как защитнике Италии. До 1843 Н. — литературное течение, призывавшее к союзу католицизма с прогрессом и свободой. В 1843 с выходом книги В. Джоберти «О духовном и гражданском первенстве итальянцев» Н. приобрёл политический характер и политическую программу: это призыв к союзу национально-освободительного движения с католической церковью и духовенством и к созданию федерации итальянских государств во главе с папой.
В 1846 с вступлением на папский престол «либерального» папы Пия IX неогвельфы встали под его знамена. Н. приобрёл сторонников не только среди католического духовенства и либерального дворянства и буржуазии, но и в широких слоях народа. Во время итальянской революции 1848—49, после того как 29 апреля 1848 Пий IX публично выступил против начавшейся национально-освободительной войны с Австрией, а затем открыто перешёл в лагерь контрреволюции, миф о либеральности папы и его патриотизме был развеян. Н. стал политически бессилен.
Неогегельянство
Неогегелья'нство, течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы.
В Великобритании, США и Нидерландах Н. возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным гегельянством , которое приобрело популярность в этих странах в 70—80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями.
В Великобритании процесс перерастания гегельянства в Н. представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом. Основными моментами этого процесса были: а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом — как религиозного, как «теоретической формы» христианства (Э. Керд); б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения «чувственности», «вещественности» для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей «абсолютного идеализма» Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и «радикальном персонализме» Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности: г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма («абсолютного историзма») наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как «феноменологический» (в смысле «феноменологии духа») способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.
В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Н. у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму .
В Нидерландах Н., связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как «начало и завершение классического периода мышления», в частности гегелевскую логику — как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Н. с «правым» гегельянством 1830—40-х гг. в Германии.
В Италии Н., возникшее на рубеже 19—20 вв., имело двойственный характер, его основоположники — Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой. Размежевание внутри итальянского Н. шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному — Кроче и тоталитарному — Джентиле). В эволюции итальянского Н. отчётливо вырисовываются два основных этапа. Первый этап — от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914—18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом «обновления идеализма» и реставрации гегелевской концепции государства. Второй этап — с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939—1945, отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся политическим расколом итальянского Н. на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в «абсолютном историцизме». Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (НЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (НЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.