БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ПИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ПИ)" читать бесплатно онлайн.
В романе «Тысяча душ» (1858) — самом значительном своём произведении — П. создал обширную картину русской жизни предреформенной поры, в частности «деловых» отношений между людьми. Драма «Горькая судьбина» (1859, постановка 1863) — одна из лучших пьес русской драматургии. Точность социальных характеристик сочетается с глубоким раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крестьянской семье.
В 1857—-60 П. совместно с А. В. Дружининым, а в 1860—63 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В этот период в фельетонах (псевдоним — Никита Безрылов) и в романе «Взбаламученное море» (1863) он выступил с грубыми нападками на революционное движение. Осуждённый прогрессивной общественностью, П. ушёл из журнала. В романе «Люди сороковых годов» (1869) антинигилистическая тенденция несколько приглушена. Событиям 60-х гг. посвящен и роман «В водовороте» (1871); П. не отказался в нём от убеждения, что подлинные революционеры — наивные одиночки, но их нравственное благородство для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого (см. Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 273). Главной темой П. в конце жизни становится буржуазное стяжательство: пьесы «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений», роман «Мещане» (1877). П. принадлежит также исторический роман «Масоны» (1880).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—24, СПБ — М.. 1895—96; Собр. соч. [Вступ. ст. М. П. Еремина], т. 1—9, М., 1959; Письма, М. — Л., 1936.
Лит.: Чернышевский Н. Г.,«Очерки из крестьянского быта» А. Ф. Писемского, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Писарев Д. И., Писемский, Тургенев и Гончаров, Соч., т. 1, М., 1955; Иванов И. И., Писемский, СПБ, 1898; Евнин Ф., А. Ф. Писемский, М., 1945; Мартынов И. А., Писемский, в кн.: История русской литературы, т. 8, ч. 1, М. — Л., 1956; Пустовоит П. Г., А. Ф. Писемский в истории русского романа, М., 1969; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. — Л., 1962.
М. П. Еремин.
А. Ф. Писемский.
Писистрат
Писистра'т (Peisístratos) (6 в. до н. э., Афины), афинский тиран, правил с 560 по 527 (с перерывами). Проводил политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса, против родовой знати. По-видимому, раздавал сельской бедноте земли, конфискованные у евпатридов, организовал государственный кредит на льготных условиях. Большое общественное строительство при П. обеспечивало работой бедноту; были установлены государственные пособия инвалидам войны. На основе расширившихся разработок Лаврийских рудников и захваченных П. серебряных и золотых Пангейских рудников стала чеканиться государственная монета (тетрадрахма П.). При П. создано наёмное войско. Сохранялась конституция Солона, но должности замещались ставленниками П. В период его правления Афины превратились в культурный центр Греции: воздвигнуты храмы Афины Паллады и Аполлона Пифийского на Акрополе, Деметры — в Элевсине, построены новый рынок, водопровод-эннеакрунос (служивший вплоть до 18 в.), продолжалось строительство гавани Пирей.
Лит.: Хвостов М. М., О социальном характере афинской тирании VI в., в кн.: Сборник статей в честь Д. А. Корсакова, Каз., 1913; Никольская Р. А., Ранне-греческая тирания, «Уч. зап. Белорусского гос. университета. Сер. ист. », 1953, в. 16; Скржинская М. В., Устная традиция о Писистрате, «Вестник древней истории», 1969, № 4.
Л. М. Глускина.
Пискарёвский летописец
Пискарёвский летопи'сец, русская летопись начала 17 в., содержащая сведения от начала Древнерусского государства до 1615. Хранится в собраниях Д. В. Пискарёва Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. П. л. стал составляться, вероятно, в царствование В. И. Шуйского и был закончен вскоре после 1615 в Н. Новгороде. Его автор в благоприятном свете показывает роль Шуйских в государственных делах в 16 — начале 17 вв., очернив при этом царя Ивана IV, его наследников и возможных претендентов на русский престол. По своему составу П. л.— компиляция, составленная из различных источников: летописей, повестей, официальных документов, личных воспоминаний автора, рассказов его старших современников, слухов, легенд. Наиболее ценны сведения П. л. об опричнине, Ливонской войне, борьбе с нашествиями крымских татар, об интервенции польско-литовских и шведских феодалов и крестьянской войне начала 17 в.
Лит.: Пискаревский летописец, в кн.: Материалы по истории СССР, т. 2, М., 1955; Тихомиров М. Н., Пискаревский летописец как исторический источник о событиях XVI — начала XVII в., «История СССР», 1957, №3.
В. И. Буганов.
Пискарёвское кладбище
Пискарёвское кла'дбище в Ленинграде, мемориальное кладбище — основное место массовых захоронений ленинградцев, умерших во время блокады города (1941—42), и воинов Ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Находится в северо-восточной части города (на Выборгской стороне). На П. к. покоится в братских могилах 470 тыс. чел., главным образом гражданское население. 9 мая 1960 на кладбище открыт архитектурно-скульптурный мемориальный ансамбль, композиционным центром которого является бронзовая скульптура, символизирующая «Родину-мать». Авторы памятника: архитектор А. В. Васильев и Е. А. Левинсон; скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит («Родина-мать» и рельефы на торцах боковых стен), М. А. Вайнман, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и М. М. Харламова (горельефы на центральной стеле). На фризах павильонов и на центральной стеле помещены стихи поэтов О. Ф. Берггольц и М. А. Дудина. У входа на П. к. находятся два павильона, в которых размещена музейная экспозиция, посвященная героической обороне Ленинграда; возле них на гранитной площадке горит вечный огонь. П. к.— место торжественно-траурных церемоний в памятные дни Великой Отечественной войны. Над П. к. звучит траурная музыка.
Лит.: Памятник героическим защитникам Ленинграда. Пискаревское мемориальное кладбище-музей, Л., 1964; Петров Г. Ф., Пискаревское кладбище, Л., 1971.
В. И. Канатов.
Пискатор Николас Иоаннис
Писка'тор (Piscator) Николас Иоаннис [собственно — Висхер (Visscher) Клас Яне Младший] (около 1586, Амстердам,— 19.6.1652, там же), голландский издатель и гравёр. Среди изданий П.— карта Московии (1631) и «Лицевая библия» («Theatrum biblicum», 1650, и др. изд.) с резцовыми гравюрами по рисункам нидерландских художников. «Лицевая библия» во 2-й половине 17 — начале 18 вв. использовалась в русских и украинских гравюрах и стенных росписях как иконографический источник, а также служила учебным пособием.
Лит.: Сачавец-Федорович Е. П., Ярославские стенописи и библия Пискатора, в сборнике: Русское искусство XVII в., Л., 1929, с. 85—108.
Пискатор Эрвин
Писка'тор (Piscator) Эрвин (17.12. 1893, Ульм,— 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), немецкий режиссёр. В 1919 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кенигсберге театр «Трибунал», в 1920—1921 — в Берлине «Пролетарский театр», поставил в нём написанную совместно с труппой пьесу «День России» (1920), призывавшую к поддержке Советской России. В 1923—24 руководил Центральным театром, где поставил «Мещан» Горького, «Настанет время» Роллана (обе в 1923); по заданию Коммунистической партии создал политические обозрения «Ревю Ротер Руммель» (1924) и «Несмотря ни на что» (1925). В 1924—27 режиссёр театра «Фольксбюне», осуществил постановки «На дне» Горького (1927) и пьес прогрессивных немецких драматургов: «Кто плачет о Юкенаке» Рефиша (1925), «Пьяный корабль» Цеха (1926), «Буря над Готландом» Велька (1927). Открыл в Берлине Театр Пискатора (работал в 1927—1932 с перерывами), в репертуар которого вошли антиимпериалистические и антивоенные пьесы Э. Толлера, Ф. Вольфа, В. Н. Билль-Белоцерковского и др.
В 30-е гг. член исполнительного комитета Международного рабочего театрального союза, в 1934 — его президент. Деятельность П. имела большое значение для развития революционного театра и антифашистской драматургии 20-х — 30-х гг. Он один из первых выдвинул и осуществил идею политического театра, призванного стать боевым оружием в борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-исторических явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определило новые режиссёрские приёмы. П. вводил в спектакль кинохронику, фотомонтаж, разворачивал действия одновременно на нескольких площадках, используя новые сценические конструкции — движущиеся дорожки, сегментную сцену и др. После прихода к власти нацистов (1933) П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем во Франции, США; с 1947 ставил спектакли в Мангейме, Мюнхене и др. городах. С 1962 художественный руководитель театра «Фрайе фольксбюне» (Западный Берлин). Среди постановок: «Наместник» Хоххута (1963), «По делу Роберта Оппенхаймера» Кипхардта (1965), «Дознание» Вайса (1965), «Восстание офицеров» Кирста (1966) и др. Автор инсценировки романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, поставленной им в нескольких немецких театрах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ПИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ПИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ПИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ПИ)", комментарии и мнения людей о произведении.