БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СИ)" читать бесплатно онлайн.
В сельском хозяйстве главная отрасль — производство зерна (пшеница и кукуруза); возделывают фасоль, подсолнечник, коноплю, расширяют посевы табака. Виноградарство; абрикосовые сады (1/3 абрикосовых насаждений страны). Разводят крупный рогатый скот (46 тыс. голов в 1973), овец (310 тыс. голов) и свиней (112 тыс. голов). К 1974 построена ж. д. Самуил — Силистра. Природный заповедник — оз. Сребырна в долине Дуная с многочисленными видами птиц.
Э. Б. Валев.
Силл
Силл (швед. syll, основное значение — лежень, подкладина), пластообразное тело интрузивных горных пород, залегающее согласно с вмещающими слоистыми породами. Длина С. достигает иногда нескольких десятков километров. Особенно часто встречаются С., сложенные основными и ультраосновными магматическими горными породами.
Силла
Си'лла, одно из трёх ранних государств (С., Когурё, Пэкче), возникших в результате разложения первобытнообщинного строя на Корейском полуострове (занимало его юго-восточную часть). Хотя летописная традиция относит возникновение С. к 57 до н. э., консолидация племён на Ю.-В. Корейского полуострова во главе с племенем саро (или силла) происходила в течение первых веков н. э., а процесс становления государства, видимо, затянулся до 6 в., когда на значительном пространстве утвердилось деление населения по территориальному признаку, были созданы органы государственного управления, а государственной религией стал буддизм. Усилившаяся с этого времени борьба между тремя государствами за господство на полуострове происходила при активном вмешательстве со стороны китайских династий. Союз С. с китайской династией Тан привёл к разгрому Пэкче (660) и Когурё (668), но попытки династии Тан укрепиться на Корейском полуострове вызвали народно-освободительную борьбу, в ходе которой С. объединила страну к Ю. от р. Тэдонган. Возникновение в конце 7 в. объединённого государства С. стало важным этапом в формировании корейской народности и развитии феодальных отношений. В С. значительных успехов достигли орошаемое земледелие, ремесло. Рост крупного землевладения и сепаратизм феодалов привели в 9 в. к распаду государства С. на многочисленные уделы.
М. Н. Пак.
Силлабема
Силлабе'ма (от греч. syllabe — слог),
1) слог, характеризующийся общими взаимопроникающими признаками, когда невозможно определить, принадлежит ли данный признак согласному или гласному (например, для праславянского языка реконструируется система фонологических противопоставлений, в которой признак твёрдости-мягкости принадлежит всему слогу, а не отдельных фонемам).
2) Слог как целостная фонологическая единица, аналогичная фонеме. Понятие С. используется в случаях, когда конкретная слоговая структура несущественна для целей исследования (например, в метрике).
3) Знак силлабического письма.
Силлабическое письмо
Силлаби'ческое письмо' (от греч. syllabe — слог), слоговое письмо; вид звукового (фонетического) письма, в котором знак (силлабема) передаёт звучание последовательностей согласных и гласных фонем или одних гласных (чаще звучание открытых слогов, см. Письмо). Чисто силлабические системы письма — т. н. кипрский силлабарий, ряд эфиопских, индийских письменностей (кхароштхи, брахми и происходящие от них системы, в том числе письменности Тибета, Индокитая, Индонезии), искусственно созданные системы письма чероки (Северная Америка), ваи (Либерия), менде (Сьерра-Леоне). Словесно-силлабические письменности (сочетания словесных письменных систем с силлабической) — японская, древне-корейская, поздняя клинопись (аккадская, хеттская, письмо Библа), иероглифическое лувийское письмо. Возможна интерпретация, в качестве С. п. древнеперсидской клинописи, протосемитского письма и некоторых египетских иероглифов.
Лит.: Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Cohen М., L'ecriture, P., 1953; Friedrich J., Geschichte der Schrift, Hdlb., 1966.
М. А. Журинская.
Силлабическое стихосложение
Силлаби'ческое стихосложе'ние основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском — на последнем слоге, в польском — на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется количеством слогов в строке. Соизмеримость многосложных размеров с трудом улавливается слухом, поэтому длинные строки обычно расчленяются на полустишия цезурой, имеющей ритмообразующее значение (в С. с. тюрко-язычных народов, в народном сербском и других встречаются стихи с двумя цезурами). В русской поэзии С. с. преобладало с середины 17 в. до 30-х гг. 18 в. Господствующие размеры — 13-сложник с цезурой на 7-м слоге и 11-сложник с цезурой на 5-м. После реформы Тредиаковского — Ломоносова (см. Силлабо-тоническое стихосложение) С. с. быстро вышло из употребления.
Лит.: Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Ахметов З. А., Казахское стихосложение, А.-А., 1964; Теория стиха. Сб. статей, Л., 1968; Verrier P., Le vers français, у. 1—3, P., 1931—32; Sylabizm, Wrocław, 1956.
В. Е. Холшевников.
Силлабо-тоническое стихосложение
Силла'бо-тони'ческое стихосложе'ние (от греч. syllabe — слог и tónos — ударение), одна из форм тонического стихосложения, основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры: двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, — хорей — È — È — È... (знаком — обозначается сильный слог, знаком È слабый; пример: Бу'ря мгло'ю не'бо кро'ет) и ямб È — È — È —... (Пора', пора', рога' трубя'т), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, — дактиль — È — È — È... (Вы'рыта за'ступом я'ма глубо'кая), амфибрахий È — È — È — È... (Идёт вдохнове'нный куде'сник) и анапест È — È — È —... (За вели'кое де'ло любви'). Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных — с другой, одинакова; отличаются они анакрусой — ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18—19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — È| — È| — È|... Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: È —¢| È —| È —| È —¢|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия È È и спондея — —, способных замещать основные. Так, в стихе «Зде'сь в ми'ре расширя'ть нау'ки» — — | È È | È — | È — | È первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая; однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще.
В русской поэзии С.-т. с. было введено в поэтическую практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с середины 17 в. силлабическое стихосложение. Русские поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонического стиха — вольный стих, преимущественно ямб, в котором неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И. А. Крылова; «Горе от ума» А. С. Грибоедова); в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи.
С.-т. с. в каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в немецком языке в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмическое разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В английском языке много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Например, в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабическим стихом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СИ)", комментарии и мнения людей о произведении.