БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СВ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СВ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 2, отд. 2, гл. 2, отд. 3; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, гл. 5; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 3; его же, Государство и революция, там же, т. 23; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Милль Дж. Ст., О свободе, пер. с англ., СПБ, 1901; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 8, М. — Л., 1935; Ламонт К., Свобода должна быть свободой на деле, пер. с англ., М., 1958; Янагида К., Философия свободы, пер. с япон., М., 1958; Аптекер Г., О сущности свободы, пер. с англ., М., 1961; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Гоббс Т., О свободе и необходимости, Избр. произв., т. 1, М., 1964; Коммунисты и демократия, (Материалы обмена мнениями), Прага, 1964; Николаева Л. В., Свобода — необходимый продукт исторического развития, М., 1964; Ниринг С., Свобода: обещание и угроза, пер. с англ., М., 1966; Ойзерман Т. И., Марксистско-ленинское понимание свободы, М., 1967; Давидович В., Грани свободы, М., 1969; Баллер Э., Человек и свобода, М., 1972; Fromm Е., Escape from freedom, N. Y, — Toronto, 1941; Sartre J.-P., L'existentialisme est un humanisme, P., 1946; Dobzhansky Th. G., Biological basis of human freedom, N. Y., 1956; Adier М. J., Idea of freedom, v. 1—2, N. Y., 1958; Gurvitch G., Determinismes sociaux et liberte humaine, 2 ed., P., 1963; Skinner B. F., Beyond freedom and dignity, 7 ed., N. Y., 1972; Beyond the punitive society, S. F., 1973.
Э. А. Араб-оглы.
Свобода союзов
Свобода союзов, см. Право ассоциаций.
Свобода торговли
Свобода торговли, см. Фритредерство.
Свободная демократическая партия
Свободная демократическая партия (СвДП) в ФРГ (Freie Demokratische Partei, FDP), либерально-буржуазная партия. Создана в 1948. Выражает интересы либеральных кругов крупной буржуазии, средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, зажиточного крестьянства и ремесленников. СвДП активно участвовала в конституировании ФРГ; её лидер Т. Хейс был первым президентом ФРГ (1949—59). Неоднократно создавала правительственные коалиции совместно с ХДС/ХСС. В 1956—61 и 1966—69 находилась в оппозиции. С 1969 в коалиции с СДПГ; имеет в правительстве 4 министерских поста, в том числе пост министра иностранных дел. Представитель СвДП занимает также пост вице-канцлера (в 1969—74 В. Шеель, с 1974 Х. Д. Геншер). Вместе с СДПГ предприняла шаги к разрядке напряжённости в Европе, улучшению отношений с СССР и др. социалистическими странами на основе заключённых в 1970—73 договоров между ФРГ и СССР. ПНР, ЧССР и ГДР. В 1974 Шеель (председатель партии в 1968—74) избран президентом ФРГ. Численность СвДП 70 тыс. членов (август 1974). председатель СвДП (с октября 1974) — Х. Д. Геншер.
Свободная конкуренция
Свобо'дная конкуре'нция, см. Конкуренция.
«Свободная Франция»
«Свобо'дная Фра'нция» («La France libre»), официальное наименование (до июля 1942) сложившегося во время 2-й мировой войны 1939—45 по призыву генерала Ш. де Голля движения, ставившего целью борьбу за освобождение Франции от немецко-фашистских захватчиков и их ставленников. В июле 1942 в связи с активизацией антигитлеровской борьбы приняло название «Сражающаяся Франция». Руководящий центр движения «С. Ф.» был в Лондоне.
Свободная энергия
Свобо'дная эне'ргия, один из потенциалов термодинамических; то же, что изохорно-изотермический потенциал, или Гельмгольцева энергия. С. э. определяется как разность между внутренней энергией термодинамической системы (U) и произведением её энтропии (S) на температуру (Т). Величину ST, вычитаемую при нахождении С. э. из значения внутренней энергии, иногда называется связанной энергией.
Свободного хода механизм
Свобо'дного хо'да механи'зм, механизм, в котором передача вращения от ведущего звена к ведомому возможна лишь при определённом направлении их относительного вращения. Принцип действия С. х. м. аналогичен принципу действия обгонной муфты, в качестве которой он часто используется.
Лит. см. при ст. Муфта.
Свободное воспитание
Свобо'дное воспита'ние, концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в. — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с педагогическими взглядами Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, которая в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.
В конце 19 — начале 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма — П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос по С. в., которое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей С. в. в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.
В России идеи С. в. развивал Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.
В период Революции 1905—07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии учащихся и их родителей; учебные занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и учащихся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в «Доме свободного ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18).
Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части буржуазной интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др.
Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования всесторонне развитой личности.
Лит.: Кей Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. — М., 1923; его же; Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. — М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. — П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М. — Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СВ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СВ)", комментарии и мнения людей о произведении.