БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СВ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СВ)" читать бесплатно онлайн.
Свободные радикалы
Свобо'дные радика'лы, см. Радикалы свободные.
Свободные хлебопашцы
Свобо'дные хлебопа'шцы, вольные хлебопашцы, в России 19 в. бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803. По этому указу помещики получили право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землёй. Крестьяне за получение воли и земли должны были платить помещикам выкуп или выполнять различные повинности. При невыполнении этих условий крестьяне могли быть возвращены помещику. Широкого применения указ не получил. За время царствования Александра I в С. х. было превращено только 47 тыс. человек мужского пола (около 0,5% от всех крепостных крестьян). В разряд С. х. входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически С. х. близки к государственным крестьянам, в состав которых они и были включены в 1848.
Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой пол. XIX в., т. 1, СПБ, 1888.
Свободные художественные мастерские
Свобо'дные худо'жественные мастерски'е, Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 — начало 1920-х гг.). Были созданы на базе местных художественных училищ (в т. ч. в Москве, Петрограде, Казани, Саратове, Одессе, Харькове) с целью реформировать художественное образование, связать его с задачей строительства сов. художественной культуры. Наряду со сторонниками традиционных методов обучения в С. х. м. большую роль играли представители «левых» течений в искусстве и приверженцы производственного искусства. Педагогические принципы С. х. м. не успели сложиться в определённую систему. На основе московских С. х. м., созданных на базе Строгановского художественного училища (1-е ГСХМ) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ), в 1920 был образован Вхутемас.
Свободный вектор
Свобо'дный ве'ктор, см. Вектор.
Свободный (город в Амурской обл.)
Свобо'дный (до 1924 — Алексеевск), город областного подчинения, центр Свободненского района Амурской области РСФСР. Ж.-д. станция в 180 км к С. от Благовещенска. Порт на правом берегу р. Зея (приток Амура). 68 тыс. жителей (1975, в 1939 — 44 тыс., в 1959 — 56 тыс. жителей). Перевалочная база грузов с ж. д. на водный транспорт. Заводы: вагоноремонтный, «Автозапчасть», литейно-механический, высоковольтной аппаратуры, судоремонтно-судостроительный, строительных деталей; швейная фабрика. Техникумы: вечерний механический, ж.-д. транспорта, кооперативный; медицинское училище.
Свободный (пос. гор. типа в Саратовской обл.)
Свобо'дный, посёлок городского типа в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области РСФСР. Ж.-д. станция (Карабулак) на линии Аткарск — Вольск. Птицекомбинат. Совхоз по откорму крупного рогатого скота и свиней. Строится (1975) элеватор.
Свободный стиль
Свобо'дный стиль в музыке, полифонический стиль, характеризующийся свободой и разнообразием в построении мелодии, господством двух ладов — мажора и минора. См. Полифония.
Свободный стих
Свобо'дный стих, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи.
Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне «Северное море») и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар, Ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы.
Лит.: Жовтис А. Л., О критериях типологической характеристики свободного стиха. (Обзор проблемы), «Вопросы языкознания», 1970, №2; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Баевский В. С., О природе русского свободного стиха, в его кн.: Стих русской советской поэзии, Смоленск, 1972; От чего не свободен свободный стих?, «Вопросы литературы», 1972, №2; Hrushovski В., On free rhythmus in modern poetry, в кн.: Style in language, N. Y. — L., 1960; Czerny Ł., Le vers libre francais et son art structural, в сборнике: Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961.
В. С. Баевский, В. А. Сапогов.
«Свободный театр»
«Свобо'дный теа'тр» (Theâtre-Libre), французский драматический театр. Создан режиссером А. Антуаном в Париже. Работал в 1887—96. «С. т.» — первый в Европе некоммерческий театр — пропагандировал произведения современной ему отечественной и иностранной драматургии, ставил не допускавшиеся на казённую сцену пьесы. Значительными событиями в театральной жизни Парижа были спектакли «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1888), «Ткачи» Гауптмана (1893). В «С. т.» впервые во Франции поставлен ряд пьес Г. Ибсена, Б. Бьёрнсона, Дж. Верги, Ю. А. Стриндберга, И. С. Тургенева. По образцу «С. т.» возникали театры во Франции, а также в Германии, Великобритании, Дании и других странах.
Лит.: Гвоздев А. А., Западно-европейский театр, Л. — М., 1939.
Свободный член
Свобо'дный член, член уравнения, не содержащий неизвестного. Например, С. ч. уравнения 3х3 — 4x2 + 5 = 0 является 5.
Свободомыслие
Свободомы'слие религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. Термин «С.» (англ. freethinking) вошёл в употребление в 18 в. с появлением трактата английского деиста (см. Деизм) А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713).
В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм С. была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов (Ибн Сина, Ибн Рушд и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. нашло своё проявление в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18—19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы С. в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене «Союз монистов», который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СВ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СВ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СВ)", комментарии и мнения людей о произведении.