БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать бесплатно онлайн.
Соч.: Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек, т. 1—2, СПБ, 1841—42; Архив братьев Тургеневых, в. 2, 4, 6, СПБ — П., 1911—21; Хроника русского. — Дневники (1825—1826), М.— Л., 1964.
Лит.: Пугачев В. В., Из истории русской общественной мысли начала XIX в., «Уч. зап. Горьковского университета», 1962, в. 57.
Тургенев Иван Сергеевич
Турге'нев Иван Сергеевич [28.10(9.11).1818, Орёл, — 22.8(3.9).1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в Петербурге], русский писатель. Мать — В. П. Лутовинова; отец — С. Н. Тургенев, офицер, участник Отечественной войны 1812. Детские годы Т. провёл в имении матери — село Спасское-Лутовиново Орловской губернии, где культура «дворянского гнезда» разительно контрастировала с крепостническим произволом. В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произведение Т. — драматическая поэма «Стено» (написана в 1834, опубликована 1913), посвящена герою демонического склада. К середине 30-х гг. относятся ранние стихотворные опыты Т. Первое увидевшее свет произведение — рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), в 1838 в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Т. «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1838—40 (с перерывами) Т. продолжал образование за границей. В Берлинском университете он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений (1842—44). В 1843 Т. познакомился с французской певицей П. Виардо. Дружеские отношения с ней и её семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Т. за границей. Чрезвычайно важным для Т. было знакомство в конце 1842 с В. Г. Белинским; вскоре Т. сблизился с его кружком, с петербургскими литераторами (в том числе с А. И. Герценом), деятельность которых развёртывалась в русле идей западничества. Критика и убеждения Белинского способствовали укреплению Т. на антикрепостнических и антиславянофильских позициях; в некоторых очерках Т. из «Записок охотника» («Бурмистр» и «Два помещика») есть следы прямого влияния «Письма к Гоголю», написанного Белинским во время совместного пребывания с Т. за границей (1847).
В 1843 вышла в свет поэма Т. «Параша», высоко оцененная Белинским; вслед за ней опубликованы поэмы «Разговор» (1845), «Андрей» (1846) и «Помещик» (1846) — своего рода «физиологический очерк» в стихах, определивший место Т. в кругу писателей гоголевского направления. В поэзии Т. два героя — мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутренней тревоги, неясных надежд, и — скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному «скитальцу», тоска о высоком, идеальном, героическом — основное настроение поэм Т. В прозаических произведениях этих лет — «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бреттёр» (1847) — Т. продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. Эпигон Печорина, скептик во 2-й половине 40-х гг. не представлялся Т. значительным, напротив, он сочувствует сейчас личности непосредственной и свободной в проявлениях своей воли и чувства. В это время Т. выступает и с критическими статьями, с рецензиями (на перевод «Фауста» М. Вронченко, пьесы Н. В. Кукольника, С. А. Гедеонова), в которых выразилась эстетическая позиция писателя, близкая взглядам Белинского на высокое общественное назначение литературы.
В драматических произведениях Т. — жанровых сценах «Безденежье» (1846), «Завтрак у предводителя» (1849, опубликован 1856), «Холостяк» (1849) и социальной драме «Нахлебник» (1848, поставлена 1849, опубликована 1857) — в изображении «маленького человека» сказались традиции Н. В. Гоголя и связь с психологической манерой Ф. М. Достоевского (образ Кузовкина). В пьесах «Где тонко, там и рвется» (1848), «Провинциалка» (1851), «Месяц в деревне» (1850, опубликована 1855) выражены характерные для Т. неудовлетворённость бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции, предощущение нового героя — разночинца. От драмы униженного крепостническими порядками человека Т. приходит к глубокой психологической разработке столкновений разных социальных групп, различных воззрений (например, дворянства и разночинцев). Драматургия Т. подготавливала социальные пьесы А. Н. Островского и предваряла психологическую драму А. П. Чехова с её скрытым лиризмом и острым ощущением разорванности мира и человеческого сознания.
Цикл очерков «Записки охотника» (1847—52) — самое значительное произведение молодого Т. Оно оказало большое влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европейские языки и уже в 50-е гг., находясь фактически под запретом в России, выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «...положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» (Собр. соч., т. 9, 1970, с. 459). В центре очерков — крепостной крестьянин, умный, талантливый, но бесправный. Т. обнаружил резкий контраст между «мёртвыми душами» помещиков и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой, таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью «Записок охотника» о глубине и значительности народного сознания Т. в самой художественной манере изображения крестьян делает шаг вперёд в сравнении с предшествующей и современной литературой. Яркая индивидуализация крестьянских типов, изображение психологической жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крестьянине личности тонкой, сложной, глубокой, как природа,— открытия Т., сделанные в «Записках охотника».
Тургеневская концепция народного характера имела большое значение для развития прогрессивной общественной мысли в России. К книге Т. обращались передовые люди как к убедительному аргументу в пользу отмены крепостного права в России. В 70-е гг. «Записки...» оказались близки народникам как признание нравственной высоты крестьянина и бедственного его положения. Они оказали заметное влияние на изображение народа в русской литературе (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Чехов). С «Записок охотника» началось участие Т. в некрасовском «Современнике», в кружке которого он вскоре занял видное место.
В феврале 1852 Т. написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, назвав его великим писателем, который «...означил эпоху в истории нашей литературы» (Полн. собр. соч., т. 14, 1967, с. 72), что послужило предлогом для ареста и ссылки Т. под надзор полиции в село Спасское на полтора года. Истинная причина этой акции — критика крепостничества в «Записках охотника». В этот период Т. написал повести «Муму» (опубликована 1854) и «Постоялый двор» (опубликована 1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к «Запискам охотника».
В 1856 в «Современнике» появился роман «Рудин» — своеобразный итог раздумий Т. о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 40-х гг. Если в повестях «Два приятеля» (1854) и «Затишье» (1854) с неодобрением был дан портрет человека неустойчивого, рефлектирующего, то в рассказах «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856) раскрывалась трагедия «лишнего человека», его мучительный разлад с миром и людьми. Точка зрения Т. на «лишнего человека» в «Рудине» двойственна: признавая значение рудинского «слова» в пробуждении сознания людей 40-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь пропаганды высоких идей в условиях русской жизни 50-х гг. Как всегда, Т. «сверял» своего героя с чутко уловленными требованиями современности, ожидавшей передового общественного деятеля. Рудин принадлежал к поколению, которое готовило для него почву. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (в эти годы) готовы были поддержать протест против крепостнической действительности, заключающийся во многих психологических чертах «лишнего человека».
В романе «Дворянское гнездо» (1859) остро поставлен вопрос об исторических судьбах России. Герой романа Лаврецкий «обыкновеннее» Рудина, но он ближе к народной жизни, лучше понимает нужды народа. Он считает своим долгом облегчить участь крестьян. Однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется её нравственное чувство. Уход Лизы в монастырь — это своеобразный протест и пусть пассивное, но всё же неприятие жизни. Образ Лизы окружен «светлой поэзией», которую Салтыков-Щедрин отмечал в «каждом звуке этого романа». Если «Рудин» — испытание идеалиста 40-х гг., то «Дворянское гнездо» — это осознание его ухода с исторической сцены.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)", комментарии и мнения людей о произведении.