БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать бесплатно онлайн.
Деятельность Т. в области литературы, науки и искусства была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Т. степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880), Т. участвовал в чтениях в пользу общества любителей российской словесности. В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его овациями.
Творчество Т. ознаменовало новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Т. своеобразной летописью русской действительности 40—70-х гг. 19 в. Особенно велики его заслуги в развитии русского романа. Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму «биографического», или «персонального», романа, романа героя. В центре внимания автора — судьба одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и объективное исследование типа «лишнего человека», получившее дальнейшее развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. Анализ характера героя, оценка его с общественно-исторической точки зрения определяют композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих лиц. Главный герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того, насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с главным героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера.
Особое место в прозе Т. занимают женские образы. В женской, натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т. даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центральное место в композиции романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как трагедии человеческой жизни, анализ «трагического значения любви» имеют у Т. концепционное значение. В несоединимости общественного долга и счастья, выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом в крепостнической России, невозможности свободного проявления человеческой личности. Глубокое освещение основного жизненного конфликта и характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в общественный идеал соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот исторический период. Отсюда и двойственность в отношении автора к главному герою: уважение к его высоким нравственным качествам и сомнение в правильности избранной им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирическая атмосфера, возникающая вокруг героя, которому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения, и героини, стремящейся к активному добру.
Пейзаж в произведениях Т. — не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Т. воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую» (см. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481). Природа у Т. проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека — источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.
Т. — мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна, он часто приобретает обобщённое, символическое звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (например, сцена у Авдюхина пруда в «Рудине», гроза в «Накануне» и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.
В создании психологического и сатирического портрета Т. — последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости «...быть психологом, но тайным»— там же, т. 4, 1962, с. 135). Напряжённость душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана в её внешних проявлениях — в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми как бы угадываются недостающие звенья единой психологической цепи. Дело великих предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер языка, сливший в своей прозе книжную культуру русского слова с богатствами живой народной речи.
Созданная Т. художественная система оказала заметное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа 2-й половины 19 в. Она во многом послужила основой для «интеллектуального» романа Л. Толстого и Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Традиции Т. развиваются и в творчестве многих советских писателей (А. Н. Толстой, К. Г. Паустовский и др.). Его пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара советских театров. Многие произведения Т. экранизированы.
Советские литературоведение с первых лет революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество трудов, посвященных жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в русском и мировом литературном процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле и бывшем имении его матери Спасском-Лутовинове.
Соч.: Собр. соч., т, 1—12, М., 1953—58; Полн. собр. соч. и писем, т. 1—28, М. — Л., 1960—68; Литературное наследство, т. 73, кн. 1—2, М., 1964; т. 76, М., 1967.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 301; т. 16, с. 43—44; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; т. 10, М., 1956; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 6, М. — Л., 1963; Герцен А. И., Собр. соч., т. 18, М., 1959; Писарев Д. И., Соч., т. 2, М., 1955; Луначарский А. В., Статьи о литературе, М., 1957; Овсянико-Куликовский Д. Н., Этюды о творчестве И. С. Тургенева, 2 изд., СПБ. 1904; Сакулин П. Н., На грани двух культур. И. С. Тургенев, М., 1918; Алексеев М. П. И. С. Тургенев и музыка, К., 1918; Бродский Н. Л., И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах, ч. 1—2, М., 1924; его же, И. С. Тургенев, М., 1950; И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников, М. — Л., 1930; Клеман М. К., Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева, М. — Л., 1934; его же, И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества, Л., 1936;Тургенев в русской критике, М., 1953; Тургенев и театр, М., 1953; «Записки охотника» И. С. Тургенева [1852—1952]. Сб. ст., Орел, 1955; Цейтлин А. Г., Мастерство Тургенева-романиста, М., 1958; Творчество И. С. Тургенева. Сб. ст., М., 1959; Богословский Н., Тургенев, 2 изд., М., 1961: Петров С., И. С. Тургенев. Творческий путь, М., 1961; Вялый Г. А., Тургенев и русский реализм, М. — Л., 1962; Крюков А., Тургенев и музыка, Л., 1963; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х гг. XIX в., [2 изд., М., 1965]; Шаталов С. Е., Проблемы поэтики И. С. Тургенева, М., 1969; И. С. Тургенев в воспоминаниях современников, т. 1—2, [М., 1969]; Б я л ы и Г. А. и Муратов А. Б., Тургенев в Петербурге, Л., 1970; Зильберштейн И. С., Розыскания о Тургеневе, М., 1970; Батюто А. И., Тургенев-романист, Л., 1972; Курляндская Г. Б., Художественный метод Тургенева-романиста, Тула, 1972; Маркович В. М., Человек в романах И. С. Тургенева, Л., 1975; Ефимова Е. М., И. С. Тургенев. Семинарий, Л., 1958; Библиография литературы о И. С. Тургеневе. 1918—1967, Л., 1970; Тургенев и Орловский край. Библиографич. указатель, Орел, 1971; Granjard Н., Ivan Tourguenev et les courants politiques et sociaux de son temps. P., 1954; Magarshack D., Turgenev. A life, L., 1954; I. S. Turgenev und Deutschland. Materialien und Unter-suchungen, Bd 1, B., 1956.
Э. М. Румянцева.
И. С. Тургенев. «Муму». Гравюра с рис. В. И. Табурина.
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Илл. Е. М. Бем. 1883.
И. С. Тургенев.
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Картина В. Г. Перова по мотивам романа. 1874.
Тургенев Николай Иванович
Турге'нев Николай Иванович [12(23).10.1789, Симбирск, ныне Ульяновск, — 29.10(10.10).1871, Париж], русский государственный деятель, декабрист, экономист. Родился в дворянской семье. Слушатель Московского (1806—07) и Гёттингенского (1808—11) университетов. В 1813 русский комиссар административного департамента союзников в Германии. С 1816 — в России, помощник статс-секретаря Государственного совета, с 1819 служил в министерстве финансов. В 1818 издал работу «Опыт теории налогов», положившую начало русской финансовой науке. Выступал за ликвидацию крепостной зависимости крестьян при сохранении земли у помещиков, за применение вольнонаёмного труда в помещичьем хозяйстве. С 1817 член литературного кружка «Арзамас». В 1818 вступил в «Союз благоденствия» и стал одним из его идеологов; выступал за республику. В 1821 председатель Московского съезда «Союза благоденствия». Один из основателей Северного общества декабристов; стоял на позициях умеренного крыла общества. В 1824 Т. уехал за границу и в восстании 14 декабря 1825 не участвовал. Заочно судим и приговорён к пожизненной каторге. Один из первых русских революционных эмигрантов. За границей опубликовал в 1847 на французском языке книгу «Россия и русские», которая легла в основу либерально-буржуазной концепции истории декабризма. В 1857 был восстановлен в правах. Автор ряда брошюр, в которых разрабатывались проекты отмены крепостного права.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)", комментарии и мнения людей о произведении.