» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (ТУ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать бесплатно онлайн.








  С конца 4—1-й половины 3 вв. до н. э. в южных районах Т. сложился локальный вариант восточно-эллинистической культуры (см. Парфянское царство, Маргиана); искусство северных районов развивалось в русле художественной культуры Древнего Хорезма.

  Искусство 5 — начало 20 вв. В 5—7 вв. на территории Т. развивалась раннефеодальная культура. Строились (из сырцового кирпича и пахсы) многочисленные феодальные укрепленные усадьбы, 2-этажные замки (кёшки) на искусственной платформе и с гофрированными стенами (Кыз-Кала в Мерве); в поселениях — замкнутые по периметру жилые дома с внутренними дворами. Из культовых сооружений известны остатки христианской церкви Хароба-кошук (Мервский оазис) и монастыря в Мерве. Многочисленные оссуарии из некрополей Мерва и Хорезма, очевидно, воспроизводят формы ранне-средневековой погребальной архитектуры — купольные, иногда с порталом (Мерв) и шатровые или сводчатые (Калалы-гыр) постройки. Некоторое представление о ранне-средневековом изобразительном искусстве дают скульптурные живописные изображения на оссуариях, а также сюжетная роспись на керамической вазе из Мерва.

  Период развитого средневековья (особенно 11—12 вв.) отмечен высоким расцветом феодальной культуры. Развивались города, хорошо укрепленные, с типичной средневековой стихийной застройкой. За стенами собственно города с дворцом, мусульманскими культовыми зданиями, административными и торговыми сооружениями разрастались торгово-ремесленные пригороды-рабады с караван-сараями, культовыми комплексами и жилыми кварталами (городища Султан-Кала в Мерве, Мешеди-Мисриан, Шах-Сенем в Хорезме). Наряду с сырцом и пахсой широко применяли жжёный кирпич. Разрабатывали разнообразные сводчато-купольные конструкции. В архитектурном декоре использовали узорную кладку из кирпича, резной стук, орнаментальные росписи: с 12 в.— поливные облицовочные кирпичи и плитки. В гражданском строительстве в южных районах некоторое время (9—10 вв.) сохранялся тип кёшка с гофрированными стенами; в 11—12 вв. преобладали многокомнатные 2-этажные дома с крестовидным в плане центральным залом. В северных районах был распространён тип укрепленной сельской усадьбы. О дворцовой архитектуре дают представление руины дворца в Мерве с 4-айванной центрально-дворовой композицией. В строительстве караван-сараев утвердился прямоугольный план с 1-, 2-, нередко 4-айванными внутренними дворами, обстроенными галереями и помещениями (Даяхатын); хорезмские караван-сараи отличались круглым планом и имели в центре внутреннего двора цистерну для воды (Талайхан-ата). В культовом зодчестве были выработаны типы — пятничной мечети с прямоугольным в плане двором, обведённым навесами на сырцовых столбах или кирпичных колоннах и с молитвенным помещением (айван, 3-нефный зал или купольный киоск с айваном); кругло-ствольного минарета с поясами узорной кирпичной кладки; в 11—12 вв. — загородной мечети-«намазга». Большое развитие получило строительство мавзолеев: в Хорасане — центрально-купольных (султана Санджара мавзолей) и портально-купольных (Абу-ль-Фазла в Серахсе); в Прикаспии — круглых и 8-гранных в плане, с пирамидальным и коническим куполом (Фахреддина Рази и Текеша в Дрвнем Ургенче). В архитектуре 14 в. усложнились объёмно-пространственные композиции, выделился парадный портал (пештак); архитектурный декор обогатился резными наборными керамическими мозаиками (мавзолей династии Суфи, так называемый Тюрабек-ханым, в Древнем Ургенче). Архитектура 15 в. в основном представляла собой провинциальный отголосок тимуридского зодчества (городище Абдуллахан-Кала в Мерве). Исключение составляют 2 уникальных памятника: мечеть в Аннау и 2-портальное здание у могил 2 асхабов (арабских военачальников) в Мерве. Поздние сооружения (мечеть Ходжа-Юсуфа в Мерве, 16 в.; мавзолей Султаната в Древнем Ургенче, 18 в.; комплекс Исмамутата в Ташаузской области, 18 — начало 20 вв.) демонстрируют снижение качества строительной техники и повторяют традиционные типы.

  Народное жилище оседлого населения в основном сложено из пахсы; перекрытия преимущественно балочные (реже сводчатые). В прикопетдагских районах преобладали 2—3-комнатные жилые дома с двором, хозяйственными постройками и лёгким колонным айваном на фасаде. Богатые усадьбы текинцев и полуоседлых иомудов строились в виде небольших крепостей. Жилища пограничных с Узбекистаном районов сочетали черты туркменской и узбекской народной архитектуры (усадьба с 2 внутренними дворами и айванами на деревянных колоннах). Жилище кочевых племён — юрта, покрытая войлоком и стянутая ткаными узорными полосами.

  Из художественных ремёсел широкое распространение получила керамика — неполивная со стилизованным растительным штампованным или налепным орнаментом (8 в.), поливная (с 8 в.) одноцветная (10—12 вв.), пятнистая, украшенная гравировкой или полихромной росписью (12 в.). В 12 в. появились тонкостенные сосуды из белой силикатно-керамической массы — кашина, с изящным гравированным или ажурным прорезным узором; встречаются керамические изделия Иранского типа (например, с росписью люстром). Орнаментация штампованной керамики и художественных изделий из металла (Данданкан, Шах-Сенем, Куня-Уаз) 12—13 вв. близка иранской. Из письменных источников известно о развитии художественного ткачества и ковроделия. 14 в. отмечен новым расцветом архитектуры (резные мозаики) и бытовой художественной керамики, которая в 15 в. испытывала влияние дальневосточного фарфора.

  В период позднего средневековья в среде туркменских племён было высоко развито древнее искусство ковроделия, в котором народное представление о красоте гармонично соединялось с функциональным и смысловым назначением. Узоры на коврах и ковровых изделиях 18 — начале 20 вв. (текинских, салорских, иомудских, эрсаринских и др.) — это отработанные веками традиционных композиции с ярко выраженными племенными признаками. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. В родоплеменных знаках-гелях (8—4-угольные медальоны с повторёнными, как в зеркальном отражении, 2—4-кратными геометрическими растительными и зооморфными мотивами) и иных племенных отличиях коврового орнамента отразился процесс тюркизации населения Т. в период средневековья. Туркменский ковёр в целом отличает строгий, графически чёткий геометризованный рисунок и господствующий красно-коричневый глубокий цвет фона. С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление крупноузорных войлочных ковров-кошм. Народная туркменская вышивка обычно имеет вид мелкоузорной многополосной каймы с геометризованными мотивами (некоторые находят прототипы в древнем и средневековом искусстве) и оформляет детали национального костюма, неотъемлемой частью которого являются также ювелирные украшения. Художественное своеобразие произведений туркменских ювелиров — в соединении массы серебра с мягко светящимися зёрнами сердолика или горящими глазками цветного стекла в центре гравированных или штампов, крупных стилизованных цветов или пальметт (иногда с золочением и зернью), а также в завершении основной композиции изделия «бахромой» или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет.

  После присоединения Т. к России возникли новые города (Красноводск, Асхабад, Чарджуй, Байрам-Али, Кизыл-Арват), построенные по регулярному плану, с учётом рельефа местности и стратегических задач. Преобладала 1-этажная сырцовая застройка с облицовками жжёным кирпичом; уровень благоустройства был низким. Архитектура дореволюционной Т. представляла собой провинциальный вариант русского зодчества 2-й половины 19 в.

  С конца 1870-х гг. в Т. начали приезжать русские художники (Н. Н. Каразин, Л. Е. Дмитриев-Кавказский), которые создавали путевые эскизы, этюды, рисунки и картины, посвященные туркменской природе, архитектуре, быту, истории. В 1880— 1890-е гг. развивалось творчество первого профессионального туркменского художника-передвижника Назара Иомудского. В начале 20 в. в Т. работал русский пейзажист К. С. Мишин, с 1915 — художники А. П. Владычук, Р. М. Мазель, М. В. Либаков.

  Искусство Советского Т. Главным фактором советского градостроительства Т. стало развитие промышленности (Ашхабад, Мары, Чарджоу и др.). Лучший образец промышленной архитектуры Т. конца 1920-х гг. — текстильная фабрика в Ашхабаде (1925—27, под руководством В. М. Келдыша), построенная в духе советского конструктивизма с учётом местных условий. В 1930-е гг. заметную роль в градостроительстве Т. начали играть местные архитекторы («Туркменгоспроект»). Разрабатывался тип многоквартирного секционного жилого дома, отвечающего природным условиям республики; делались попытки связать каждую квартиру с озеленённым участком двора посредством террас и лестниц (Ашхабад, Небит-Даг). В тех же принципах в конце 1930-х — начале 40-х гг. разрабатывались генеральные планы посёлков Дарган-Ата, Дейнау, Керки и др. Застройка городов и посёлков велась комплексно; наряду с жилыми домами строились школы, детские сады, больницы, клубы, магазины. В архитектуре 1930—40-х гг. широко использовались элементы русского классицизма и формы среднеазиатского зодчества. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в Т. ускоренными темпами велось промышленное и жилищное строительство.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.