БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УР)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: World directory of national science policy – making bodies, v. 3 – Latin America, P., [1968]; Guide to world science, v. 12 – Latin America, L., 1970; La política científica en América Latina, P., 1969.
В. В. Щербаков.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
После государственного переворота в июне 1973 в стране введена строгая цензура печати, закрыто свыше 30 газет и журналов. В 1976 в У. легально издавались 4 ежедневные газеты, полностью находившиеся под контролем правительства: «Диа» («El Dia»), с 1886, тираж 40 тыс. экз., орган «Колорадо»; «Диарио» («El Diario»), вечерняя, с 1923, тираж 15 тыс. экз., орган «Колорадо»; «Маньяна» («La Manana»), с 1917, тираж 10 тыс. экз., орган «Колорадо»; «Паис» («El Pais»), с 1918, тираж 20 тыс. экз., орган «Бланке». Орган КПУ еженедельная газета «Карта семаналь» («Сагta Semanal») издаётся нелегально с марта 1974. Национальное управление связи (АНТЕЛ; государственная служба) контролирует радиовещание и телевидение страны. Правительственная радиокомпания СОДРЕ ведёт передачи по 4 радиостанциям и 2 телестанциям. В Монтевидео 25 коммерческих радиостанций, в департментах – 51. Телевидение с 1956. Имеется 4 коммерческих канала телевидения.
М. А. Шлёнова.
XIII. Литература
Литература У. развивается на исп. языке. Первые рукописные памятники появились в колониальный период: «Мемориал» (1779) Переса Кастельяно (умер 1815) – образец эпистолярной просветительской прозы. У истоков литературы – также поэзия классицистов Х. Прего де Оливера (1750–1814) и К. Вильядемороса (1777–1851); патриотическая пьеса Х. П. Мартинеса «Безупречная верность, или Отмщённый Буэнос-Айрес» (1808). В период борьбы за независимость патриотическая тема была основной в поэзии. Наиболее крупный представитель демократической («гаучистской») поэзии, уходящей корнями в устное творчество гаучо (жителей степей), – Б. Идальго (1788–1822) – автор 6 музыкальных куплетов и стихотворных диалогов, направленных против исп. колонизаторов и социальной несправедливости. Книжную поэзию, питавшуюся традициями европ. классицизма, представляли риторической оды, гимны, элегии, эклоги (трёхтомник «Уругвайский Парнас», 1835–37). Ф. Акунья де Фигероа (1790–1862) – автор национального гимна, эпико-сатирические поэмы «Маламбрунада» (1837), а также «Исторического дневника осады Монтевидео» (1812–14).
Романтизм в литературе У. начал складываться в 30–40-е гг. 19 в. под влиянием европ. романтизма. Романтики выступали за культурно-политическое единство лат.-амер. народов, призывали покончить с духовной зависимостью от Испании. А. Берро (1819–41) в поэмах «Яндумбайу и Лиропейа» (1840) и «Основание Монтевидео» воспел индейских вождей и первых испанских поселенцев. Характерный представитель уругвайского романтизма – А. Магариньос Сервантес (1825–93), автор стихов и романов «Селиар» (1852) и «Карамуру» (1848, опубл. 1865). Второе поколение романтиков – М. Лафинур (умер 1938), О. Мораторио (1852–98), Э. Регулес (1860–1929) и др. – группировалось вокруг творческого сообщества писателей и учёных «Атенеум». На их творчество, содержащее нападки на католичество и диктаторские формы правления, оказал влияние В. Гюго. Литераторам «Атенеума» противостоял писатель-католик Х. Соррилья де Сан-Мартин (1855–1931) – автор лирико-эпической поэмы «Табаре» (1888). Э. Асеведо Диас (1851–1924) – создатель исторических романов из эпохи борьбы за освобождение «Исмаэль» (1888), «Туземка» (1890), «Клич славы» (1893) в романтическо-патриотическом духе. Х. де Виана (1863–1925) в сборниках рассказов «Деревня» (1896), «Гури» (1901), «Сухие дрова» (1911), в отличие от романтической трактовки образа гаучо, нарисовал мрачную натуралистическую картину их жизни. Романы «Беба» (1894), «Племя Каина» (1900) К. Рейлеса (1868–1938) также тяготеют к натуралистическому изображению жизни. Модернистской поэзии, возникшей на рубеже 19 и 20 вв. (Х. Эррера-и-Рейсиг, 1875–1910; сборники «Пасха времени», 1900, «Ночные молитвы», 1902, «Башня сфинксов», 1909), противостояла поэзия Х. Алонсо-и-Трельеса (1857–1924) и Ф. Сильва Вальдеса (р. 1887), связанная с деревней и вдохновлявшаяся фольклором гаучо. Дельмира Агустини (1886–1914), выступившая против буржуазной морали, Хуана де Ибарбуру (р. 1895), воспевавшая родную природу, – сторонницы женской эмансипации. Выдающуюся роль сыграла философская поэзия К. Сабата Эркасти (р. 1887), в центре которой – человек с его «вечными проблемами и исканиями». Писатель-эссеист Х. Э. Родо (1871–1917) в эссе «Ариэль» (1900) выступил с идеей духовно-культурной общности стран Латинской Америки, противостоящей цивилизации США.
К началу 20 в. относится творчество основоположника уругв. драматургии Ф. Санчеса (1875–1910), автора реалистических драм «Мой сын – доктор» (1903), «Гринга» (1904) и др. Выдающийся новеллист О. Кирога (1878–1937) в сборниках «Рассказы о любви, безумии и смерти» (1917), «Сказки сельвы» (1918), «Анаконда» (1921), «Изгнанники» (1926) показал борьбу человека с враждебной ему тропической природой. С середины 20-х гг. под влиянием Октябрьской революции 1917 в России и растущего революционного и демократического движения в У. возросла общественная роль литературы. Наряду с поэтами субъективно-лирической и религиозной направленности (Ф. Переда, р. 1900; Э. де Касерес, р. 1903; С. де Ибаньес, р. 1910) выдвинулись поэты, демократическое творчество которых содержит критику буржуазного общества: Х. Ортис Саралеги (1907–59), И. Переда Вальдес (р. 1899), П. Л. Ипуче (р. 1889), Л. Фалько (1906–1955). Реалистическая направленность заметна в драмах и художественных хрониках Х. Савалы Муньиса (р. 1898). Отчётливее социальные мотивы выражены в прозе Э. Аморима (1900–60), нарисовавшего беспощадную картину социальных противоречий У. в романах «Тангарупа» (1925), «Поселянин Агилар» (1934), «Лошадь и её тень» (1941). Герои его романов «Девять лун над Неукеном» (1956) и «Корраль Абиерто» (1956) – сознательные борцы против капитализма. Теме политического пробуждения простых тружеников посвящены романы «Границы, открытые ветру» (1951), «От страха к гордости» (1959) А. Гравины (р. 1913). Глубоким психологизмом отмечено творчество Х. К. Онетти (р. 1909). В романах М. Бенедетти (р. 1920) «Передышка» (1960) и особенно «Спасибо за огонёк» (1965) исследуются острые социальные проблемы, содержится резкая критика буржуазной морали. В поэзии Х. Куньи (р. 1910) верность национальным темам сочетается с высоким гуманизмом и философичностью. Социальным пафосом отмечена поэзия А. Беренгера (р. 1922), И. Витале (р. 1924), М. Бианчи (р. 1928), Х. Медины Видаля (р. 1930), У. Хиордано (р. 1940) и др.
Лит.: Хесуальдо С., О литературе Уругвая, «Иностранная литература», 1956, № 12; Уругвайские рассказы, М., 1957; Поэзия гаучо, М., 1964; Поэты Уругвая, М., 1974; Zum Felde A., Proceso intellectual del Uruguay, Montevideo, 1941; Pedemonte H., Nueva poesia uruguaya, Madrid, 1958; Benedetti M,, Literatura uruguaya siglo XX, Montevideo, [1970]; Bollo S., Literatura uruguaya. 1807–1965, t. 1–2, Montevideo, 1965; MedinaVidalJ., Visión de la poesía uruguaya en el sigio XX, [Montevideo, 1969]; Rela W., Historia del teatro uruguaya. 1808–1968, [Montevideo, 1969]; Ramo A., La generacion critica 1939–1968, Montevideo, 1972.
С. П. Мамонтов.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
В У. от искусства индейцев чарруа сохранились антропоморфные и зооморфные камни, керамика; архитектура колониального периода представлена укреплениями, церквами, городскими зданиями с деталями в стиле барокко и классицизма. Своеобразны кожаные и серебряные изделия гаучо. Среди невысокой однообразной застройки городов в середине 19 в. появились вычурные здания в духе европейской эклектики, а в начале 20 в. – в стиле «модерн». В 1-й половине 19 в. Х. М. Беснес зарисовывал природу и быт страны, во 2-й половине 19 в. основатель национальной реалистической школы живописи Х. М. Бланес создавал поэтичные картины, посвященные жизни гаучо, освободительной борьбе народа. В конце 19 – начале 20 вв. реалистическая живопись стала более разнообразной и свободной (пейзажи П. Бланеса Виале, портреты К. Ф. Саэса, жанрово-пейзажные композиции П. Фигари); в монументальной, жанровой, портретной скульптуре (Х. М. Феррари, Х. Л. Соррилья де Сан-Мартин, Х. Бельони, Б. Мичелена) подчёркнутая реалистическая достоверность образов сочеталась с романтическим пафосом.
В 1930-х гг. архитектор Х. Виламахо положил начало современной архитектуре У.: в середине и 3-й четверти 20 в. преобразился облик Монтевидео, где построены высотные здания, микрорайоны; роскошь современной застройки центра и курортного побережья контрастирует с растущими трущобами. Живописцы Р. Перес Баррадас и Х. Кунео Перинетти принесли в У. принципы кубизма и экспрессионизма, а Х. Торрес Гарсиа стал активным пропагандистом абстрактного искусства. Одновременно сложилось движение социального реализма (живописцы и графики Л. Массей, Н. Бердия, Х. Эчаве, К. Гонсалес, скульптор А. Гонсалес). С середины 20 в. «Клуб гравюры» (Г. Родригес, А. Эрнандес, Л. Гонсалес) повёл борьбу за отражение в искусстве народной жизни и её драматических социальных аспектов.
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Giuria J., La arquitectura en el Uruguay, t. 1–4, Montevideo, 1955–58; Argul J. P., Las artes plásticas del Uruguay, Montevideo, [1966].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УР)", комментарии и мнения людей о произведении.