БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УР)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Giuria J., La arquitectura en el Uruguay, t. 1–4, Montevideo, 1955–58; Argul J. P., Las artes plásticas del Uruguay, Montevideo, [1966].
А. М. Кантор.
XV. Музыка
Уругвайская музыка формировалась под влиянием главным образом креольской. Музыкальное искусство коренного населения У. – индейцев постепенно вытеснялось. Хранителями национального фольклора были странствующие певцы – паядоры, исполнявшие романтические баллады и любовные песни под аккомпанемент гитары. Распространённые песенные жанры – эстило (небольшая рондообразная баллада, в которой чередуются быстрые и медленные части), видалита, кифра, тристе – родственны аналогичным жанрам соседних аргент. провинций. Своеобразны песни сатирического содержания – контрапунто (импровизации в виде вокального диалога, своего рода соревнование двух певцов) и хороводный танец перикон (его фигуры сочетаются с декламацией четверостиший двумя солистами). В 1-й половине 19 в. возникли патриотические песни, вызванные к жизни борьбой за независимость У. До середины 19 в. в народном быту были популярны праздничные интермедии – кандомбе (африканского происхождения), впоследствии их сменили более развитые карнавальные формы. Песни и танцы исполнялись в сопровождении гитар, аккордеонов, цилиндрического барабана – тамбуориля (широко используется во время народных празднеств и карнавалов и в 20 в.).
Профессиональная музыка, в значительной степени связанная с музыкой Италии и Испании, начала развиваться сравнительно поздно.
В 1793 был открыт Дом комедии, где ставились небольшие мелодрамы и комедийные пьесы с песнями и музыкой в духе испанских тонадилий. В 19 в. начинается более интенсивное развитие музыкальной культуры. Однако главенствующая роль в музыкальной жизни страны принадлежала иностранцам (с 1830 проходили спектакли итальянской оперной труппы). Большое место в городском быту занимали церковная музыка, а также салонное музицирование (исполнение на гитаре, фортепиано, арфе менуэтов, гавотов, паспье и др.). Возник национальный вариант менуэта: мужчины танцевали в стиле сапатеадо, женщины пользовались кастаньетами. К концу 19 в. салонные танцы вытесняются танго. Среди композиторов 1-й половины 19 в. – Х. Х. де Состоа, Ф. Х. Дебали (венгр по национальности; автор национального гимна), К. Луна, Х. Фарриоль. Многих композиторов, работавших в области фортепиано музыки, воспитал австрийский пианист З. Тальберг, в их числе – Д. Коста, О. Пфейфер, П. Фагет. Первую уругвайскую оперу создал Т. Хирибальди («Парижанка», 1878), первые симфонии – Л. Самбусети, возглавлявший национальный симфонический оркестр. К началу 20 в. складывается национальная композиторская школа, основоположником которой был Э. Ф. Фабини. Наиболее яркие её представители – А. Брокуа, Л. Клюзо Морте, Р. Сокас, С. Кортинас, В. Асконе. Культурная жизнь У. сосредоточивалась главным образом в Монтевидео. К началу 20 в. здесь было 15 театров, в большинстве ставились музыкальные спектакли (часто исп. сарсуэлы), несколько консерваторий (типа училищ); в 1907 основан муниципальный духовой оркестр, в 1913 – Национальная ассоциация камерной музыки, в 1920 – Национальная ассоциация симфонических оркестров. Поднятию музыкальной культуры способствовало создание в Монтевидео в 20-х гг. Государственной службы радиопередач и публичных концертов (современная Государственная служба радиовещания и телевидения), включающей солистов, симфонический оркестр, хор, танцевальную группу, камерные ансамбли и др. В 30–50-х гг. большое внимание уделялось хорам: возникли многочисленные коллективы – хоры «Монтевидео», «Гуарда и Паса» и др.; проводятся национальные хоровые фестивали (с 1953). Улучшается музыкальное образование; создана система городских музыкальных школ, открыта Национальная консерватория в Монтевидео (1954; при Республиканском университете). Среди современных музыкантов – композитор и дирижёр Э. Тосар (с 1969 возглавляет симфонический оркестр), композитор А. Мастроджованни, дирижёр Х. Протаси, пианисты У. Бальцо и Н. Мариньо, певица В. Кастро, гитарист Х. М. Оянгурен. Известность получили труды музыковеда Л. Айестарана.
Лит.: Ауеstaran L., Musica en el Uruguay, Montevideo, 1953; Salgado S., Breve historia de la música culta en el Uruguay, Montevideo, 1971.
Дж. К. Михайлов.
XVI. Драматический театр
Первые театральные постановки в Монтевидео осуществлены в конце 18 в. В 1793 здесь был открыт Дом комедии, где эпизодически устраивались театральные представления. Среди видных драматургов 19 в. – Б. Идальго, Э. Фахардо, Ф. Х. де Ача. В 1856 в Монтевидео построено здание театра «Солис». Расцвет национального театра связан с творчеством драматургов Ф. Санчеса и Э. Эрреры, в реалистических произведениях которых правдивое воссоздание национальной действительности сочетается с острой критикой буржуазного общества. В 1920-е гг. в сценическом искусстве и драматургии получили распространение модернистские течения; театры стали по преимуществу коммерческими предприятиями. В 30–40-х гг. возникло движение «независимых театров», ставившее своей задачей повышение художественного уровня спектаклей, обращение к лучшим образцам национальной и мировой драматургии, борьбу с развлекательным коммерческим театром. Это движение, традиции которого в дальнейшем продолжали такие труппы, как «Эль Гальпон», «Театро университарио», «Городской театр Монтевидео», способствовало подъёму уругвайского театра. Высокий профессиональный уровень отличает постановки государственной труппы «Комедия насьональ» (основана в 1947). В числе др. театральных коллективов – «Групо 68», «Театро уно», «Театро дель сур». Ставятся пьесы М. Бенедетти, К. Магги, И. Кортинаса. Среди наиболее видных деятелей: С. Корриери, Х. Савала-Муньис, А. дель Чьопо, Э. Шинка, Х. Ортис, Х. Эструч, Ф. Вольф, А. Ларрета. Большое значение для формирования театральных кадров имеет школа драматического искусства, созданная актрисой М. Ксиргу (в 1949) и руководимая Х. Эстручем.
Лит.: Рела В., Заметки об уругвайском театре, «Латинская Америка», 1973, № 2; Teatro uruguayo contemporáneo, 2 ed., Madrid, 1966.
В. Б. Оводов.
Уругвай. Х. Л. Соррилья де Сан-Мартин. «Гаучо» (фрагмент). Бронза. 1922—26. Парк Родо. Монтевидео.
Уругвай. Перегон овец.
Р. А. Сичеро Буре. Жилой комплекс Рамбла-и-Гуайяки в Монтевидео. 1952.
Уругвай. Х. Виламахо. Здание факультета инженерии и геодезии в парке Родо в Монтевидео. 1937—38.
Уругвай. К. Ф. Саэс. «Юноша». Собрание О. Феррера-Кастильоса.
Уругвай. Х. М. Бланес. «Две чирипы» (фрагмент). 1881. Национальный музей пластических искусств, Монтевидео.
П. Фигари. «Полевые цветы». Собрание М. Фигари дель Фахет.
Уругвай. Река Уругвай близ Пайсанду.
Уругвай. Х. М. Феррари. «Хозяин кафе Сан-Роман». Бронза. Национальный музей пластических искусств, Монтевидео.
Уругвай. Древняя каменная фигура «антрополит Мерседес». Национальный исторический музей. Монтевидео.
Уругвай. Т. Торибьо. Муниципальный музей (б. ратуша) в Монтевидео. 1804—08.
Уругвай. Город Пунта-дель-Эсте.
Уругвай. Общий вид части г. Монтевидео.
Уругвай. Цитрусовые плантации (департамент Монтевидео).
Уругвай. Побережье Атлантического океана к востоку от г. Монтевидео.
Уругвай. Экономическая карта.
Уругвай.
Уругвай. Р. Баррадас. «Завтрак». Национальный музей пластических искусств, Монтевидео.
Уругвай. Х. Бельони. «Фургон». Бронза. 1929—34. Парк Батлье-Ордоньес. Монтевидео.
Государственный герб. Уругвай.
Уругвай (река)
Уругва'й (Uruguay), река в Южной Америке; верхнее течение в Бразилии, остальная часть служит границей между Аргентиной на З., Бразилией и Уругваем на В. Образуется слиянием рр. Пелотас и Каноас, берущих начало на зап. склонах хр. Серра-ду-Мар; впадает в эстуарий р. Парана (называется Ла-Плата). Длина с р. Пелотас 2200 км, площадь бассейна 307 тыс. км 2 . Основные притоки – рр. Ибикуи и Рио-Негро (левые). До г. Сан-Томе протекает по лавовому плато, создавая быстрины и водопады, ниже – омывает плато с З., образует водопад у гг. Сальто и Конкордия; до них доходят речные суда. Осенью и весной паводки от дождей. Средний расход воды 5500 м 3 /сек. Судоходна для морских судов от г. Пайсанду. Главные порты: Конкордия (Аргентина), Сальто, Пайсанду, Фрай-Бентос (Уругвай).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УР)", комментарии и мнения людей о произведении.