БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)" читать бесплатно онлайн.
Реакцией на неудовлетворённость отходом от исторически конкретного анализа явился возрастающий со 2-й половины 50-х гг. интерес к социологическим аспектам изучения литературы как маститых (Б. фон Визе, р. 1903; Х. Рюдигер, р. 1908), так и более молодых (К. Шрётер, р. 1931: Л. Винтер, р. 1936) литературоведов, иногда, впрочем, ограничивающийся эмпирическим исследованием, игнорирующим эстетическую функцию литературы (Х. Фюген). Зависимость сознания от языковых форм утверждает писатель и литературовед Х. Хайсенбюттель (р. 1921). Несмотря на отсутствие общего научно-философского мировоззрения и методологическую пестроту, литературоведение внесло свой вклад в разработку конкретных проблем литературной теории [работы К. А. Хорста (р. 1913)0 романе, П. Сцонди (1929—1971) о драме, П. Бёкмана (р. 1899) о нем. поэзии]. Выделяются труды близкого к марксизму Х. Майера (р. 1907), посвященные нем. классическому наследию. Известны также историко-литературные работы Ф. Мартини (р. 1909), литературоведческие исследования публициста Л. Маркузе (1894—1971).
Важную роль в формировании литературного процесса в ФРГ играют литературно-критические выступления писателей разных идеологических позиций — Белля, Йенса, Шаллюка, Энценсбергера, издающего с 1965 оппозиционный литературно-критический журнал «Kursbuch», и др. С 1966 выходит прогрессивный литературно-критический журнал «Kürbiskern», публикующий также произведения писателей ГДР, функционируют литературно-художественные журналы «Welt und Wort» (с 1946), «Akzente» (с 1954) и др., а также ряд научно-филологических периодических изданий (в т. ч. «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur», с 1955). Первый съезд писателей ФРГ состоялся в 1970, на 2-м съезде (1973) писатели приняли решение о вступлении в Профсоюз работников полиграфической и бумажной промышленности.
Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, М., 1961; его же, Реставраторы орла и свастики. О неофашистской литературе в ФРГ, М., 1971; Архипов Ю. И., Левый радикализм в литературе ФРГ, в кн.: Идеологическая борьба и современная культура, М., 1972; Карельский А. В., «Дортмундская группа 61», в сборнике: Зарубежные литературы и современность, в. 2, М., 1973: Млечина И. В., Литература и «общество потребления», М., 1975; Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Westdeutsche Literatur von 1945—71, Bd 1—2, Fr./M., 1973; Die Gruppe 47, Neuwied — В., 1967; Conrady К. О., Einführung in die neuere deutsche Literaturwissenschaft, Hamb., 1968; Reinhold U., Antihumanismusin der westdeutschen Literatur, B., 1971; Kühne P., Arbeiterklasse und Literatur. Dortmunder Gruppe 61, Fr./M., 1972; Batt K., Revolte intern, Lpz.,1974.
Г. В. Якушева.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Во 2-й половине 1940-х гг. строительство носило сугубо утилитарный характер: расчищались от развалин разрушенные города и сёла, строились многочисленные бараки в виде стоящих на земле сводов из гофрированной стали, церкви (т. н. церкви нужды, типовой проект О. Бартнинга) из щебня и сборных деревянных конструкций. В архитектуре административных и правительственных зданий преобладали тенденции неоклассицизма . В то же время поощрялось экспериментальное строительство, делались попытки творческого приобщения к традициям новой архитектуры (особенно к принципам «Баухауза» ).
Под воздействием В. Гропиуса и Л. Миса ван дер Роэ возникла своеобразная «мисовская» школа, представители которой (Э. Эйерман, П. Шнейдер-Эслебен) стремились к строгой рациональности композиционных решений. В течении органической архитектуры (Х. Херинг, Х. Шарун) возродились некоторые черты нем. экспрессионизма (жилые дома «Ромео» и «Джульетта» в Штутгарте, 1957—59, архитектор Х. Шарун). В конце 1950-х гг. сформировался зап.-герм. вариант брутализма (О. М. Унгерс и др.).
К началу 1970-х гг. в зодчестве наметились тенденции к большей гибкости и динамичности композиций, усилились поиски структурных решений, допускающих возможность трансформации по горизонтали и вертикали. Важной областью совр. зап.-герм. архитектуры является церковное строительство, где широко применяются сложные конструкции, причудливые пространственные решения. Для градостроительных работ, развернувшихся с начала 1950-х гг., характерно стремление сохранить исторические центры городов, рационально решить транспортные проблемы, расширить парковые зоны. Однако во многих городах центры в результате бессистемной застройки превращены в обособленные, перенасыщенные транспортом супергорода. В жилом строительстве интенсивно используются ряды малоэтажных сблокированных домов, строятся многочисленные корпуса башенного типа. Для общественных сооружений характерны консольно-подвесные конструкции, висячие конструкции из железобетона, оригинальные покрытия из тканей в виде растянутых тентов, предложенные архитектор Ф. Отто (спортивные сооружения Олимпийского комплекса в Мюнхене, 1968—72, архитектор Г. Бениш и др.).
Художественная жизнь на территории ФРГ в момент окончания 2-й мировой войны 1939—45 находилась в состоянии застоя. Постепенно возникавшие художественные группировки объединили ряд художников-реалистов («Мюнхенское товарищество художников», «Новая группа») и авангардистов («Немецкий художественный союз»). Видную роль в первоначальном развитии изобразительного искусства сыграли мастера старшего поколения, продолжавшие традиции искусства 1910—20-х гг.: экспрессионисты М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Хеккель и др., ученик А. Матисса пейзажист Х. Пурман. Философски углублённые, нередко насыщенные гражданственным пафосом произведения создавал О. Дикс. Гуманистические и антимилитаристские образы заняли важное место в творчестве В. Гейгера и О. Панкока. Вместе с тем произведения ряда живописцев отличались крайней условностью художественного языка (В. Баумейстер, В. Гиллес, Х. А. П. Грисхабер, И. Керковиус и др.). 1960-е гг. в искусстве стали периодом интенсивного распространения абстрактного искусства (Т. Вернер, Ф. Винтер, Э. В. Най), тогда как в др. европейских странах абстракционизм уже пошёл на убыль. Драматизм катастрофы, постигшей Германию в период фашистской диктатуры, пытались воплотить в своих произведениях сюрреалисты Р. Эльце, Э. Энде, М. Циммерман и Ф. Радзивилл, сочетающий элементы сюрреализма и «новой вещественности» . К началу 1970-х гг. на арену художественной жизни вышли многочисленные представители новейших авангардистских течений: «оп-арта» , «поп-арта» (А. Башлаков, П. Вундерлих, К. Клафек, Х. П. Альверман, К. Штек, вводящие в свои произведения элементы социальной критики), гиперреализма, искусства «хеппенинга» (И. Бойюс и др.) и т.д. Однако и реалистические тенденции достаточно сильны в современной живописи (Т. Нидеррейтер, А. Хейнцингер и др.); многие прогрессивные мастера сплотились вокруг основанного в 1960 критиком Р. Хипе журнала «Теndenzen».
Важное значение в графике имеют традиции политической и социальной сатиры нем. графики 1-й трети 20 в. Острые противоречия общественной жизни нашли отражение в офортах А. В. Дреслера, литографиях А. П. Вебера, гравюрах К. Хуббуха; трагической патетики исполнены произведения К. Рёссинга, О. Хермана, К. Шеллемана.
В скульптуре прогрессивные традиции нем. пластики были продолжены Г. Марксом, а также Х. Виммером, А. Лёрхером, Э. Шарфом и др.; в области религиозной скульптуры выделяются остроэкспрессивные произведения Ю. Вебера, Э. Матаре. Им противостоят скульпторы-авангардисты старшего поколения (К. Леман, Б. Хайлигер) и представители абстракционистской пластики, выдвинувшиеся в 1940-е—50-е гг. (Н. Крикке, Б. Майер-Деннингхоф, Х. Ульман, О. Х. Хайек, Э. Херманс и др.). При работе над памятниками жертвам фашистских концлагерей у некоторых представителей абстрактной пластики (В. Эльфес и др.) намечаются тенденции к созданию образов, более конкретно связанных с социально-исторической действительностью.
Интенсивно развивается искусство дизайна (одно из ведущих мест в котором занимают мастера, связанные с ульмской высшей школой художественного конструирования ).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 11, [М., 1973]; Марченко Е., Искусство Федеративной Республики Германии, в сборнике: Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах, М., 1975, с. 160—90: Simon A., Bauenin Deutsch., land, Essen, 1969 (на англ., франц., исп. н нем. яз.); МörscheI J., Roh J., Deutsche Kunst der 60-rJahre, Bd 1—2, Münch., 1971—72.
XV. Музыка
Музыкальная жизнь после разгрома фашизма быстро восстановилась. Среди нем. композиторов после окончания 2-й мировой войны 1939—45 крупнейшим оставался П. Хиндемит . Не менее значительной фигурой стал в 50—60-е гг. К. Орф , музыкально-театральные сочинения которого занимают видное место в современном репертуаре нем. оперных театров («Бернауэрин», 1947; «Антигона», 1949; «Царь Эдип», 1959; «Прометей», 1968; «Комедия конца света», 1973; новые пост. «Кармины Бураны» и «Умницы», 1947—75). Оперный композитор В. Эгк после сочинений 30-х гг. («Волшебная скрипка», 1935, и «Пер Гюнт», 1938) создал для музыкального театра ряд новых опер и балетов (особенно значительны «Ирландская легенда», 1955, и «Ревизор» по Гоголю, 1957). Примечательными событиями в жизни оперного театра были также постановки сочинений Г. Рейтера («Доктор Иоганнес Фауст», 1936, «Любекские пляски смерти», 1948, и «Дорога в город счастья», 1948). В послевоенные годы стали исполняться произведения К. А. Хартмана, музыка которого была запрещена в годы нацизма. В репертуар вошли его единственная опера «Симплиций Симплициссимус» (новая редакция 1955), симфонии и камерные произведения. Камерными операми «Прилив» (1947) и «Ночная птица» (1948), оперой-балетом «Прусская сказка» (1950) и рядом экспериментальных инструментальных сочинений снова заявил о себе Б. Блахер. В. Фортнер в послевоенные годы эволюционировал от неоклассицизма к экспрессионизму (оперы «Кровавая свадьба» по Гарсиа Лорке, 1957; «Елизавета Тюдор», 1972). Заметное место занимают Г. Биалас («Индианская кантата», 1951; кантата «В начале», 1962; оперы «Геро и Леандр», 1966; «Окассен и Николетт», 1969; «Кот в сапогах», 1974) и из композиторов старшего поколения — Э. Пеппинг, В. Малер, Х. Генцмер, З. Боррис. Поколение композиторов, выдвинувшихся после 1945, многочисленно. Х. В. Хенце (с 1956 — в Италии) в своих операх («Бульвар одиночества», 1952; «Король-Олень», 1956; «Принц Хомбургский», 1960; «Молодой лорд», 1965, и др.), ораториях, симфониях и камерных сочинениях применяет разнообразные виды композиторской техники — от обычного тонального письма до ультрасовременных приёмов. К. Штокхаузен принадлежит к группе т. н. авангарда, он получил известность благодаря фестивалям новой музыки (среди его произведений «Контрапункты» для 10 инструментов, 1953; фортепианные пьесы, 1952—53; «Пение юношей в пещи огненной», 1956, и «Контакты», 1960, воспроизводимые электронными средствами звучания); его произведения конца 60-х — начала 70-х гг. отразили увлечение вост. религиями и философией. К послевоенному поколению относятся авторы опер и балетов Г. Клебе, Б. А. Циммерман (опера «Солдаты» по Р. Ленцу, 1960), Х. У. Энгельман и др. Группа более молодых композиторов т. н. авангарда (переселившийся из Аргентины М. Кагель, швейцарец К. Хубер, а также П. Ружичка, Э. Каркошка, Х. Лахенман и др.) продолжает свои эксперименты, хотя общий интерес к музыке этого рода резко снизился. ФРГ имеет крупные музыкальные центры: Мюнхен, Бонн, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Дюссельдорф, Кельн и др. В них находятся консерватории или высшие музыкальные школы, оркестры, музыкальные театры, церковные и светские хоры. В ФРГ проводится множество национальных и международных музыкальных фестивалей, конкурсов, конгрессов, съездов и симпозиумов по вопросам музыкальной науки и педагогики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.