БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЯП)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)" читать бесплатно онлайн.
С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики — дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры — бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие японской государственности отразилось в монументальных, полных внутренней силы, национальных по типу лиц, героизированных скульптурных образах. Их движения приобрели большую свободу, тела — округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов — защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульптурные портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие индийским и китайским образцам, свидетельствуют о высоком уровне японской живописи того периода.
Перемещение в 794 столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало т. н. периоду Хэйан (9—12 вв.). Это время, связанное с дальнейшим развитием феодализма, ознаменовалось углублением интереса к миру человеческих чувств, к добуддийским анимистическим представлениям, тягой к созданию более самобытных в национальном отношении художественных ценностей. В связи с расцветом эзотерических сект тэндай и сингон, отождествляющих Будду с самой природой, началось строительство монастырей не только в пределах столицы, но и в её горных окрестностях. Храмы Энрякудзи (782), Конгобудзи (816) и Муродзи (конец 8 — начало 9 вв.) отличаются скромными размерами, интимным сочетанием зданий с природой, отсутствием регулярного плана. Сложнее и разветвленное по тематике стали алтарные композиции. Пытаясь воспроизвести щедрость и бесконечное многообразие сил Вселенной, мастера включили в них ряд изображений многоликих и многоруких божеств — охранителей стран света, целителей от недугов. Раскрашенные в яркие цвета, эти деревянные статуи утратили былую величавую красоту и приобрели устрашающий демонический облик. Для буддийской живописи особенно характерными стали символические схемы мироздания — иконы-мандалы.
Рост городской цивилизации в 10—12 вв. обусловил значительное развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэн-дзукури, продолжающего традиции национального зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в южной части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (императорский дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В отделке храмовых интерьеров всё более значительное место наряду со скульптурой занимали орнамент и настенная живопись.
Значительного расцвета в период Хэйан достигла и национальная живопись школы Ямато-э , внутри которой сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих литературные произведения. Эти иллюстрации (в т. ч. к роману «Гэндзи-моногатари») отмечены элегичностью образов и изысканностью чётких красочных силуэтов, соответствующих не столько действию, сколько душевному состоянию героев. Иллюстрации 12 в. к буддийским повестям и историческим легендам (Сигисанэнги-эмаки, Бан-дай нагон-эмаки) выполнены в другой манере, они весьма экспрессивно показывают безликие толпы бегущих людей, пожары, чудесные превращения, зверей, подражающих людям в их пороках; здесь преобладает уже не силуэт, а линия. Печать изысканной красоты несут декоративные виды искусства этого периода [художественные лаки — макиэ (с присыпкой золотой пудрой), веера и т. д.].
С переходом власти в 12—14 вв. к военно-феодальному сословию (т. н. период Камакура , по названию столицы сёгунов Минамото) искусство Я. становится достоянием более широких кругов; в нём наблюдается тяга к простоте, слиянию религиозного и светского начал. Характерны для этой эпохи восходящие к китайским образцам монастыри секты дзэн с величественными крышами, доминирующими над зданием, состоящим из столбов, балок и лёгких перегородок (главное здание монастыря Энгакудзи в Камакуре, 1285). Подчёркнуто простым и рациональным становится и стиль жилого зодчества.
Скульптура периода Камакура тяготела к достоверности и монументальной значительности образов. Бурно развивалось искусство скульптурного портрета (мастерские скульпторов Кокэя и Ункэя); широко изображались и канонизировались легендарные проповедники буддизма (Мутяку, Сэсин, Куйя и др.), синтоистские святые (Хатимон и др.), а также военачальники.
Портреты воинов и монахов распространились и в живописи 12—14 вв. В иллюстративных свитках эмакимоно нарастало стремление к подробной повествовательности. В декоративно-прикладном искусстве высокого уровня достигла отделка мечей и кинжалов, в том числе цуб , сёдел, сбруи и т. д.
В конце 14—16 вв. под влиянием учения дзэн особого расцвета достигло садово-парковое искусство (сады загородных вилл; сёгунов Асикага в Киото, превращенных в храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14 — конец 15 вв.). Архитектурный стиль синдэн-дзукури сменился стилем сёин; исчезли длинные галереи, увеличилось количество комнат, разделяемых скользящими перегородками, появилась ниша (токонома), для живописных свитков и полка (тана), для священных книг; полы покрываются матами (татами), которые стали стандартной единицей измерения дома. Раздвижные стены всё более сближали интерьер с садом. Сады выполнялись в самых различных манерах; возникли и т. н. сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней.
14-16 вв. — эпоха упадка скульптуры и интенсивного развития живописи тушью (суйбоку). Расцвет монохромных пейзажей на свитках (среди ведущих мастеров — Дзёсецу, Сюоун, Сэссю и др.) подготавливался под воздействием китайской живописи. В конце 15 в. традиции школы Ямато-э нашли продолжение и развитие в живописи школ Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др., создававшие яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев) и Тоса (Мицунобу Тоса и др., обращавшиеся к темам литературных произведений из жизни знати и буддийского духовенства). Высочайшего расцвета достигло искусство керамики, претворявшее в художественные образы естественную красоту природных форм (мастерские Сэто, Тамба, Сигараки, Ига, Бизэн и др.).
В конце 16 — начале 17 вв. стиль японского зодчества утратил своё единство. Под воздействием португальской архитектуры в оборонительных целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601—1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) — оба начало 17 в.]. Стремление к пышности выразилось и в создании торжественных храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сёгунов Токугава в Никко, начало 17 в.).
Благодаря распространению культа чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний — полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естественной природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетический принцип была возведена «патина вещей», ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органической приобщенностью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Я. (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле императорской загородной виллы Кацура близ Киото, 1625).
Чайные церемонии стимулировали и дальнейшее развитие керамики. Расцвело производство фарфора с центрами в Кутани, Арита и др.
С жизнью новой столицы Эдо (Токио) было связано творчество живописца и мастера художественных лаков Корин Огата, а также целой плеяды мастеров демократической гравюры на дереве (Укийё-э ; Моронобу Хасикава, Масанобу Окумура и др.), обратившихся к показу труда и быта горожан. Ранняя техника монохромной, подкрашенной от руки гравюры сменилась более сложными приёмами, многоцветной печатью с нескольких досок и т. д. Усложнилось и само отношение художников-гравёров к миру, отмеченное нежным лиризмом (женские образы Харунобу Судзуки, Утамаро Китагава, Сюнсё Кацукава) или интересом к напряжённо-психологическим решениям (театральные образы Дзюробэя Сяраку и Тоёкуни Утагава). Новую страницу в японской гравюре открыло творчество Кацусика Хокусай и Хиросигэ Андо, обращавшихся преимущественно к жанровым и возвышенно-эпическим пейзажным композициям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЯП)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЯП)", комментарии и мнения людей о произведении.