Владимир Егоров - Философия открытого мира
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия открытого мира"
Описание и краткое содержание "Философия открытого мира" читать бесплатно онлайн.
184
ность познания мотивирует все формы психической деятельности, а в заключительном пассаже психическая деятельность мотивируется познанием окружающего мира (подчеркнем, что не потребностью познания, а познанием). Не добавляет ясности в решение проблемы и следующее утверждение: "Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние,.. которое предшествует деятельности и порождает ее" [1]. Другими словами, здесь понятия "познавательная потребность" и "познавательная активность" практически не разводятся.
Но совершенно определенным фактом является то, что познавательные потребности являются исходным началом человеческой активности, имеющим генетическую предопределенность.
4.6. Структура человеческой духовности: психика, разум, сознание, интеллект, язык
Психика - это то, что определяет качественное своеобразие человека, его субъективность. Она проявляется в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и т.д. Человеческое сознание есть субъективный способ реализации объективного идеального.
Разум представляет собой специфически человеческую (субъективную) способность к реализации объективного (природного) идеального, к восприятию и переработке природной информации.
Развитие этой способности как приращения разумности безгранично, с чем связана специфика человека как животного вида. В понятии интеллекта подчеркивается уже не способность, а характер и способ переработки информации. Поскольку разумность является исключительно человеческим качеством, при конструировании понятия интеллекта обычно пользуются человеческими мерками.
Обобщение наукой огромного фактического материала позволило развить представление о психике, выдвинуть ее новое понимание.
Психика выражает не только биологические и социальные, но и общеприродные закономерности [2].
1 См.: Вопросы психологии. - 1982. ~ № 4. - С. 22.
2 Ершова-Бабенко И. В. Проблема методологии исследования психики как системы синергетического порядка // Московский синергетический форум. - М., 1996. - С. 56.
185
Другими словами, современное понятие психики неразрывно связано с природным началом, то есть с природным идеальным.
Человек отличается от других природных объектов наличием разума, сознания, как субъективным проявлением и реализацией объективного идеального, которое в силу этого не подвержено тленности, как человеческая телесность, материальная форма. Именно это служит основой того, что идеальное начало человека воспринимается как его бессмертная душа.
Представление об изначальной одухотворенности природы по аналогии с человеческим сознанием связывается со смыслом, который в той или иной форме присутствует либо в божественном промысле, либо в мире платоновских идей, либо в априорных механизмах разума, и т.п.
Источник смыслов (Бог, трансцендентальное "Я" и т.п.), с которым по мере возможности устанавливается устойчивая связь, свидетельствует об идеалистическом подходе. Главная отличительная черта человеческого (естественного) интеллекта - в неразрывной связи с понятиями человеческого разума, сознания, познания.
Существует точка зрения, согласно которой для определения интеллекта необходимо освободить его от гомоцентрических значений. В связи с этим интеллект представляется как свойственный всем живым организмам способ и механизм переработки природной информации, их целенаправленной реализации во взаимодействии со средой. Сознание и разум не являются конституирующими понятиями при таком понимании интеллекта, в то время как сам его перевод с латыни означает ум, рассудок, способность мыслить.
Двигаясь дальше в этом направлении, с интеллектом пришлось бы связать и различные способы трансляции и переработки информации в пределах неживой природы. Ведь информация - это именно то, что в рамках фазового перехода размывает "китайскую стену" между неживым и живым.
Думается, что было бы более правильно интеллект как человеческий способ восприятия и переработки информации "оставить" за человеком и не пытаться сделать его универсальным понятием, означающим механизм переработки информации.
186
Наличие языка у человека и отсутствие его у животных устанавливает четкую грань между интеллектом человека и механизмом переработки информации животных, и тем более в неорганической природе. С этой точки зрения наличие интеллекта у кошки и вороны лишь количественно предпочтительней, чем "интеллект" травы и камня.
Всякий издаваемый животными сигнал, наделенный коммуникативным содержанием, не требует ответа. В соответствии с этим "язык" животных в отличие от человеческого языка не ориентируется на конкретного "собеседника", не стремится достичь возможно полного понимания. Адресат "говорящего" носит всеобщий характер. Такой язык не связан с опытом, который можно было бы передавать во времени и пространстве, а именно это является определяющим признаком разумности и человеческого интеллекта.
Любое положение математики, логики или любой другой науки всегда есть производное от естественного языка. Если бы человек не обладал естественным языком, он не смог бы создать никакой, даже самой простой формулы. Между машиной и человеком всегда стоит язык, через который машина не сможет переступить. Чтобы порождать новые знания, нужен язык, а своего собственного языка машина не способна создать, и, используя человеческий язык (в любой его форме), она оперирует выраженными им человеческими знаниями.
В. Гейзенбер приводит в своей книге "Часть и целое" следующее высказывание Н. Бора: "Язык в какой-то мере представляет собой сеть, которая связывает людей, и мы с нашим мышлением и с нашими возможностями познания оказываемся в этой сети". Н. Бор писал, что "никакое настоящее человеческое мышление невозможно без употребления понятий, выраженных на каком-либо языке, которому всякое поколение должно учиться заново" [1].
1 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1961. - С. 45.
Язык играет роль средства коммуникации и общения, в процессе которого формируется то, что можно обозначить как психосферу человека. Возникая в результате формирования и консолидации человеческого общества, психосфера оказывает обратное воздействие на развитие естественной природы человека, в том числе на приращение его разумности. Искусственной психосферы компьютер создать не может, поскольку она включает такие не поддающиеся формализации составляющие (помимо механизма переработки информации), как воля (в том числе и общественная воля - власть), альтруизм, эмоции и прочие экзистенциалы.
187
Пока человек остается человеком, он будет находиться в "кругу" порождаемых им самим психосфер, которые, какими бы они нам ни представлялись, будут устанавливать границы власти компьютерного ига. Психосфера и есть та величина, через которую не способна перешагнуть никакая машина. Интеллект есть мыслительная способность человека, совокупность его умственных функций (понятия, суждения, заключения), которые превращают восприятие в знание.
Последнее предполагает формализацию природных и общественных процессов, которая может иметь как естественную, так и искусственную основу. С последней связана проблема так называемого "искусственного интеллекта", понятие которого имеет чисто фигуральный смысл и значение.
4.7. Функциональная асимметрия мозга и информационная природа сознания
Информационная природа мышления и сознания связана с межполушарной церебральной асимметрией головного мозга человека. Ей соответствуют два типа мышления и два способа переработки информации: логико-вербальный, преимущественно связанный с активностью левого полушария, и пространственно-образный, связанный с активностью правого полушария.
Левополушарное мышление так организует материал, что при этом из всех бесчисленных реальных связей между предметами и явлениями активно отбираются только некоторые, наиболее существенные для упорядоченного анализа реальной действительности.
Отличительной же особенностью правополушарного, пространственно-образного мышления является одномоментное "схватывание" всех имеющихся связей, что обеспечивает восприятие реальности во всем ее многообразии.
Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.
188
Развитие общения, необходимость передачи сложной информации привели к тому, что имеющаяся у животных ограниченная способность к анализу трансформироваласъ у человека в мощный аппарат логико-вербального мышления со способностью к абстрагированию. Абстрактное мышление и есть субъективное "включение" в объективное идеальное. С помощью абстрактного мышления человек преодолевает ограниченность конкретного мира, данного ему в ощущениях, конструирует универсальные понятия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия открытого мира"
Книги похожие на "Философия открытого мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Егоров - Философия открытого мира"
Отзывы читателей о книге "Философия открытого мира", комментарии и мнения людей о произведении.