» » » » Владимир Егоров - Философия открытого мира


Авторские права

Владимир Егоров - Философия открытого мира

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Егоров - Философия открытого мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия открытого мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия открытого мира"

Описание и краткое содержание "Философия открытого мира" читать бесплатно онлайн.








Современные физические представления исходят из неравновесности, неустойчивости, нелинейности, то есть из отрицания этих принципов. Думается, что это означает кризис мировоззренческих подходов, которые обобщенно выражались материализмом и идеализмом. Отрицание как материалистического, так и идеалистического монизма как односторонней мировоззренческой позиции означает отрицание монизма в качестве научного метода.

1.5. Системный подход и его мировоззренческая ограниченность

Система обычно определяется как "объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места" [1]. В другом случае система трактуется как "целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство" [2] и т.д.

1 Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 415.

2 Философский энциклопедический словарь. - М, 1983. - С. 610.

27

Эти определения, как и общая теория систем Л. Берталанфи, исходят из структурирования системы снизу вверх, от частного к общему, от отдельных элементов к целому - в конечном счете от субъективного к объективному, и предполагают исходно данной их замкнутость, закрытость.

Согласно второму закону термодинамики, в закрытых системах макроскопический порядок должен исчезнуть и замениться гомогенным состоянием, означающим хаотическое движение на микроскопическом уровне . Эта тенденция к максимальному хаотическому состоянию на микроскопическом уровне и структурированному состоянию на макроскопическом уровне сформулирована на основании утверждения, что энтропия системы стремится к максимальному значению. Однако это утверждение относится только к закрытым системам, которые не обмениваются энергией или веществом со средой. Берталанфи считал, что биологические системы являются открытыми системами, чьи структуры и функции сохраняются притоком энергии и вещества либо в форме солнечного света, что характерно для растений, либо в форме пищи и кислорода, которые используются животными. Он ввел понятие равновесия потока для того, чтобы характеризовать этим состояние живой материи. Все системы могут быть рассмотрены как открытые и таким образом удовлетворять парадигме самоорганизации, - подчеркивает Г. Хакен.

При характеристике закрытых и открытых систем необходимо исходить из того, что их понятия выражают достигнутый уровень миропонимания, который соответствует освоению природной реальности на уровне отдельных фрагментов вселенной, что принципиально не может быть исчерпывающим.

Поэтому и представления о закрытой и открытой системах не являются законченными характеристиками природной реальности.

В конечном счете сам системный подход (в том числе и рассмотрение систем как открытых) неизбежно будет преодолен, так как понятие системы и открытости в конечном счете является логически противоречивым. Система как исходное понятие связана с той или иной граничностью, параметрами, конечностью и т.д.

И если системы обмениваются между собой и средой веществом и энергией, то это уже не первичная открытость, а производное явление. Поэтому первичная открытостъ не может проявляться и характеризоваться на уровне систем.

28

Первичная закрытость - это замкнутость и субординированность материального и идеального, первое из которых отождествляется с природой, а второе - с человеком и его разумом, сознанием, духом. Первичная открытость это открытый мир и представление о материальном и идеальном как исходном единстве.

Более высокого уровня конкретности исходных понятий в философии до сих пор нет. Поэтому понятие открытости не может не быть связано именно с этими понятиями, которые в исходном виде не представляют собой систему, а в качестве таковой выступают лишь отдельные фрагменты природы, но не единое целое, которому они только и принадлежат как начала. А поскольку исчерпывающая характеристика природы может быть дана не на любой ступени человеческого познания, то только этим можно объяснить исходную открытость мира как безначальную бесконечность. Последняя может выражаться понятием целого, целостности, но не системы.

Абсолютизация системного подхода находит свое завершение в системной трактовке материи. "Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем с присущими им любыми свойствами, связями, отношениями и формами движения. Системная организация материального мира лежит в основе существования материи. Система - это совокупность элементов, объединенных единством цели или функционального назначения. Вне системы материя не существует. Понятие "материя" синонимично понятию "система" (выделено мной. - В.Е.). Из таких простейших систем формируются системы более сложной структуры" [1]. Не система из материи, а материя из системы таков смысл этого представления. Мировоззренческий субъективизм в системной трактовке материи представлен наиболее наглядно.

1 Шемакин Ю. И. Романов А. А. Компьютерная семантика. - М., 1995. - С. 1-14.

29

Ограниченность системного подхода в последнее время отмечается многими авторами. Так, И. Б. Новик и А. Ш. Абдуллаев приходят к выводу о том, что "весь разработанный концептуальный арсенал классической общей теории систем и кибернетики оказался достаточным только для того, чтобы описать системы, не изменяющиеся во времени, линейные по структуре организации и жестко детерминированные" [1]. Другими словами, речь идет о закрытых системах. Открытость при помощи системного подхода описанию не поддается.

И. С. Добронравова подчеркивает, что "системный подход не только не соответствует эволюционному подходу новой парадигмы, но и противоречит квантовым и релятивистским принципам самим по себе" [2].

Системный подход основывается на отождествлении материи с природой и ее самодвижении. "Синергетика исследует некие универсальные принципы спонтанной самоорганизации материи, - пишет, например, В. В. Василькова. - Материя не инертна, ей присущи источники самодвижения и внутренней активности" [3].

И далее: "...Древняя индийская и китайская философии сохранили систему воззрений, согласно которым мир (природа) есть не атомарная совокупность предметов, а единая нерасчлененная, вовлеченная в движение реальность, живая и органическая, идеальная и материальная одновременно" [4] (выделено мной. В. Е.). И это, на наш взгляд, совершенно верно. Но буквально следующей фразой исследовательница фактически перечеркивает сказанное и ищет "обусловливающие движение силы... внутри самой материи" [5].

1 Новик И. Б., Абдуллаев А. Ш. Введение в информационный мир. - М., 1991. - С. 4.

2 Добронравова И. С. На каких основаниях осуществлено единство современной науки?// Московский синергетический Форум. - М., 1996. - С. 52.

3 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб.: Издательство "Лань".-1999. - С. 18,30.

4 Там же. - С. 39.

5 Там же.

Этим, по сути, отождествляется мир (природа) с материей. Мировоззренчески такой подход означает мономатериализм.

30

Представление о материи как единственном исходном активном начале, с которым связана ее самоорганизация, приводит автора к отождествлению открытости и закрытости систем с открытыми и закрытыми системами, что создает искаженное представление об их соотношснии, взаимосвязи и субординации: "Новая неклассическая (или постнеклассическая) картина мира... признает, конечно же, наличие в мире замкнутых систем, действующих как механизмы, но они в контексте нового миропонимания составляют лишь незначительную часть мировых явлений. В основном мир состоит из открытых систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой, и, следовательно, характеризуется совершенно иными принципами - разупорядоченностью, разнообразием, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными соотношениями" [1]. Если мир состоит из открытых систем, то необходимо прежде всего дать исходное определение, отличающее их от закрытых систем. Но этого сделать нельзя, поскольку при таком подходе исходным является понятие закрытой системы.

1 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб.: Издательство "Лань". - 1999. - С. 27.

Исходная открытость и системность - взаимоисключающие понятия, поскольку системность предполагает граничность и закрытость.

На исходном уровне не материя, а природа как целое имеет внутренний источник активности, самодвижения и саморазвития. Материальное представляет собой лишь одно из начал природы. Таким исходным началом, составляющим вместе с материальным неразрывное природное единство, является идеальное начало. Внутренний же источник активности материи никто и не пытается обнаружить, ибо она (активность) предполагает внутреннюю противоположность, которой в составе материи нет. Именно на основе представления об исходной материальности мира и конструируется абсолютизированное понятие открытых и закрытых систем. Представление о материальности мира как ложная исходная посылка стало явным после открытия антиматерии и нематериальной природы информации. В этой связи важно отметить неправомерность включения обмена информацией, наряду с материей и энергией, в число признаков открытых систем. В этом случае объектом обмена выступает вторичная, производная информация, преломленная в субъективном восприятии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия открытого мира"

Книги похожие на "Философия открытого мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Егоров

Владимир Егоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Егоров - Философия открытого мира"

Отзывы читателей о книге "Философия открытого мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.