» » » » Газета Завтра - Газета Завтра 241 (80 1998)


Авторские права

Газета Завтра - Газета Завтра 241 (80 1998)

Здесь можно скачать бесплатно "Газета Завтра - Газета Завтра 241 (80 1998)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Газета Завтра 241 (80 1998)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Газета Завтра 241 (80 1998)"

Описание и краткое содержание "Газета Завтра 241 (80 1998)" читать бесплатно онлайн.








И. Калашников ДОМ ДЛЯ СВЕТА ( нравственность и архитектура )

МОЖЕТ БЫТЬ, КОГО-ТО ИЗ ВАС такая постановка двух понятий несколько озадачит. В самом деле, на первый взгляд такой критерий, как “нравственность”, могут иметь лишь те из искусств или видов деятельности, которые непосредственно изображают человека либо прямо воздействуют на него: кино- и фотоискусство, живопись, педагогика, медицина, политика наконец… Никому не придет в голову говорить о нравственности в геологии и станкостроении. Однако существует немало отраслей знаний и производства - от энергетики до сельского хозяйства, - которые несут в себе мощнейший потенциал воздействия на людей, формирование их жизни, то есть прямо или косвенно попадают в сферу действия законов морали. Безусловно, архитектура (и как искусство, и как практика) является в этом ряду одним из важнейших звеньев.Квартира, Здание, Двор, Улица, Город - не просто набор функциональных емкостей и коммуникаций, но жизненная среда, активно формирующая быт, а значит, во многом и сознание ее обитателей. Архитектура - не столько “организация пространства” (по одному из определений), сколько организация жизни людей, и, естественно, ключевое место среди множества типов зданий здесь занимает жилище.Жилая архитектура - мощнейший инструмент самовоспитания нации. Из всех видов искусств именно она - благодаря своей неимоверной дороговизне и сроку службы, измеряемому жизнью нескольких поколений, наиболее точно показывает соотношение идейно-нравственной и рационально-экономической доминант в обществе и государстве. А это, безусловно, главный критерий, определяющий направление движения страны в данный момент.Господство тех или иных типов жилища отражает не только социально-экономическое положение государства, но и морально-психологическое состояние народа, его видение настоящего и будущего, а также взаимодействие двух этих начал.Характерный пример из недавнего прошлого: в разоренной войной стране строилось первоклассное жилье, как нельзя лучше отвечающее не экономике, а именно духу победившего народа и, в свою очередь, само поддерживающее, укрепляющее этот дух. А затем - унылый рационализм новых и новых “черемушек”, как нельзя яснее выразивший духовный слом и моральное опустошение общества, очередную погоню за “благосостоянием” - неизбежную предтечу грядущего застоя.Каким же образом определяется нравственное качество жилища? Отношением его к человеку. Тем, ЧТО связывает между собой именно этот Дом и именно этого Человека (либо группу людей). Какая сила заставляет его строить, обживать, переделывать, оставлять наконец свою хижину или дворец?Если классически противопоставить два основных мировых символа силы Добро и Зло, Бога и Мамонну, Жертву и Корысть, опустить их на землю, то вырисовывается следующая шкала жизненных целей, ценностей, мотивов, связывающих человека с жилищем:ДОЛГ-СЛУЖБА-РАБОТА-ДЕНЬГИ-ТРУД-ЗЕМЛЯ-СЛУЖЕНИЕ. Как видим, края этой шкалы смыкаются, превращая ее в кольцо, систему координат, где переход от низших мотиваций к высшим идет через Труд, через Творчество - то, что делает человека “образом и подобием” Создателя.Теперь, оценив смысл моральной связи Дом - Человек, мы вправе рассматривать в данной системе и само жилище, как более (или менее) нравственное, судя по качеству этой связи, а также анализировать историческую динамику развития типов жилья, находя для каждого нового типа равнодействующую связующих символов.Издавна на Руси существовали два основных вида жилых структур - избы и хоромы семей крестьян и посадских людей (ремесленников, торговцев, стрельцов) и замкнутые подворья князей, бояр, богатых купцов, монастыри, где совместно жили многие десятки и сотни людей - хозяева, холопы, наемные “работные люди”, дружинники и др., часто с семьями и своим хозяйством.Эти два типа роднит главное - и там, и там связь человека с жилищем была сложной, многогранной, полноценной. В первом случае - это земля и труд на ней, хозяйство, ремесло, “корни предков”. Во втором то же, но теперь общее хозяйство, труд, общая служба…В целом нравственную типологию жилищ в допетровской Руси упрощенно можно представить так:МОНАСТЫРЬ(СКИТ)-ВОИНСКАЯ ЗАСТАВА или ОСТРОГ -БОГАТОЕ ПОДВОРЬЕ-ПОСАДСКИЙ ДОМ-КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.Заметим, что центральное “денежное”, наиболее нравственно ущербное звено здесь отсутствует - наемного жилья на Руси никогда не было. Вообще найм жилья развивается из дефицита. Дефицита всего - средств, навыков, материалов, рабочей силы, территории… Тогда такой проблемы не было - руки, топор, леса вдоволь - стройся, где пожелаешь, мир поможет.Дефицит жилья автоматически возникает при массовом насильственном (прямом либо экономическом) переселении людей, которое началось при Петре и продолжается до сей поры. И сразу же заполняется центральная клеточка шкалы: деньги - низший, самый мобильный элемент человеческих отношений, не зависящий ни от каких других величин. Самый бездушный. Именно тогда в России появляется, импортируется из “цивилизованного мира” тип ДОХОДНОГО ДОМА. В разных ипостасях: от мрачной рабочей казармы или ночлежки с копеечными нарами до фешенебельных дворцов на центральных проспектах, где за великие тысячи сдаются целые этажи…Шли годы. Менялись архитектурные стили, общественные и экономические порядки, образ жизни. Отменено крепостное право. Победила Советская власть. Но тип доходного дома, словно иноземный сорняк, плодился и множился, вытесняя все другие, заполняя собой улицы и кварталы русских городов. Человек в таком доме сводится до примитивной роли КВАРТИРОСЪЕМЩИКА, ничем, кроме квартплаты и отправления простейших физиологических процессов, с ним не соединенного. Однако сама природа людей, их душевный склад противится такому положению. Дома-спальни, в “жилых ячейках” которых невозможно ни путем приложить руки и голову, ни хранить вещи, кроме самых необходимых, ни просто собраться более или менее приличной компанией, закономерно обрастают верандами, погребами, сарайчиками, гаражами-мастерскими, огородами и палисадниками… Вся эта самодеятельность неизбежно нарушает проектное функционирование жилых территорий, портит эстетику, но бороться с ней бесполезно, потому что это - логическое следствие ущербности самого типа наемного жилища.Вообще экономический принцип, легший в основу идеи ДОХОДНОГО ДОМА, парадоксально оборачивается своей противоположностью: обществу все равно приходится организовывать и творческие, и подсобные функциональные зоны, ранее бывшие в едином комплексе с жилищем, где-то на стороне. Что, конечно же, затрудняет пользование ими.Социальная же ублюдочность современных доходных домов просто очевидна: не знающие, чем себя занять люди - от магнитофонных ватаг подростков до стучащих в домино пенсионеров. Ослабляются человеческие связи, ограничивается круг общения, а значит, и интересы людей. Примитивизируется жизнь. Питательная среда для физических и социальных пороков - от алкоголизма до проституции.Причем дело здесь не только в тесноте: “респектабельные коттеджи” и “дома-пряники” с огромными квартирами для “состоятельных господ” - суть все те же разбухшие до некуда “спальни”, комфортабельно обеспечивающие хозяевам лишь функции пьянки, блуда да стяжательства. Трудовые, творческие процессы вышвырнуты отсюда напрочь.Так где же выход?Обратимся к истории. Если все последние века центральная часть нашей качественной шкалы непрерывно развивалась, то ее края столь же последовательно деградировали. Выродившаяся левая сторона ныне представлена различными вариациями лагерей, казарм и общежитий, а правая окоснела на достаточно примитивном уровне полусельского дома или дачи с куцым хозяйством, с допотопными планировочными приемами, внешним видом и внутренним оборудованием.Ни то, ни другое сегодня не отвечает ни требованиям комфорта, ни собственному нравственному потенциалу, заложенному некогда в их прототипы, ныне почти утраченному.Видимо, настало время вернуться к исходной структуре модели, но на качественно ином уровне. Для этого нужно уйти и от административного и от денежного принципа расселения, перейдя к производственно-сословному, искони господствовавшему в России.Левую часть шкалы, места бывших острогов и боярских подворий, должны занять многофункциональные, полузамкнутые жилые комплексы промышленных фирм, вузов, НИИ, государственных учреждений, воинских частей, связанные, по возможности, с местами работы в единое целое. Такие структуры, включающие в себя свои спорткомплексы, бассейны, культурные центры, магазины, сервис, гаражи, мастерские, детские сады, теплицы и прочее (возможно, даже школы и училища), должны стать основой городской застройки. Создаваться они могут либо заново, либо путем комплексной реконструкции существующих кварталов и микрорайонов.Правая сторона заполняется городскими и сельскими, полностью благоустроенными домами усадебного и блокированного типа (также объединенными в комплексы), непременно с участком земли и развитыми хозяйственными зонами, обеспечивающими необходимые условия для полноценного приложения труда (земледелие, ремесла и проч.), учебы и отдыха.Объемно-планировочная схема дома должна быть гибкой, предусматривающей возможность перепланировки и достройки сообразно потребностям семьи, силами хозяев, без нарушения жизнедеятельности. То есть дом рассматривается как полноценный живой организм, способный к саморазвитию.В заключение можно предположить, что если развитие жилой архитектуры наших городов пойдет, согласуясь со шкалой нравственных приоритетов, то возможно решение целого ряда задач:- Повышение качества жизни за счет приближения нежилых функциональных зон к жилищу, удобства пользования ими, сокращения потерь времени на транспорте.- Оздоровление социально-психологической обстановки в обществе путем развития служебно- и сословно-корпоративных связей через соседство, обеспечение здорового досуга взрослым и трудового воспитания детям и подросткам, укрепления связи поколений.- Улучшение эстетики и экологии городов за счет массивов качественной мелкомасштабной застройки с приусадебными участками и замкнутым биоценозом.- Повышение общей жизнестойкости городского населения из-за известной автономности функционально полноценных жилищ рассмотренных типов.- Восстановление национальных традиций, семейно-общинного уклада жизни, преодоление демографического кризиса.Архитектура должна быть нравственной. И не только она…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Газета Завтра 241 (80 1998)"

Книги похожие на "Газета Завтра 241 (80 1998)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Газета Завтра

Газета Завтра - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Газета Завтра - Газета Завтра 241 (80 1998)"

Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 241 (80 1998)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.