» » » » Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)


Авторские права

Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Воениздат, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)
Рейтинг:
Название:
На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)
Издательство:
Воениздат
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Описание и краткое содержание "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать бесплатно онлайн.



Издание: Горшков С. Г. На южном приморском фланге. — М.: Воениздат, 1989.

[1] Так помечены страницы, номер предшествует.

[1] Так помечены ссылки на примечания.

Аннотация издательства: Рассматриваются оперативно-тактические вопросы совместных действий Красной Армии и Военно-Морского Флота на театре Черного и Азовского морей, в сражениях за Одессу, Севастополь и Новороссийск в Великой Отечественной войне. Книга рассчитана на офицерский состав Вооруженных Сил СССР.






Создание намеченных рубежей шло медленно, что объяснялось, очевидно, не только большой загруженностью инженерных и строительных частей флота, выполнявших оборонительные работы в районах Севастополя, Керчи и других опорных пунктов на побережьях Черного и Азовского морей, но и недостаточно ясным пониманием реальности и масштабов надвигающейся угрозы.

В ноябре 1941 г. началось строительство оборонительных объектов на участке тылового рубежа в районе Волчьи Ворота, Семигорье. Через месяц сюда из Севастополя прибыло строительное подразделение инженерной службы флота численностью около 500 человек. Оно же возводило затем оборонительные объекты на основном рубеже в районе Су-Псех, Натухаевская, а с марта 1942 г. — на участке Крымская, Абинская. 27 марта 1942 г. командиром военно-морской базы в штаб флота был направлен доклад, в котором отмечалось, что «…для обороны базы с суши создается оборудованный сухопутный фронт, способный отразить как внезапные нападения, так и длительную осаду». К сожалению, для подобной характеристики обороны базы не было достаточных оснований, так как инженерное оборудование рубежей было выполнено всего на 20 %, да и в самом документе отмечались значительные недостатки в организации системы обороны. Указывалось, в частности, что береговые батареи базы недостаточно обеспечены средствами связи, нет сети выносных постов для корректировки огня по наземным целям, не налажено взаимодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации; отсутствует целенаправленное руководство зенитным огнем, который ведется интенсивно, но беспорядочно, и т. д..[117] За все эти и другие допущенные серьезные ошибки вскоре пришлось расплачиваться.

В то время как оборонительные рубежи с сухопутного направления строил флот, создание противодесантной [132] обороны базы командование Северо-Кавказского фронта возложило на 1-й отдельный стрелковый корпус, дислоцировавшийся на побережье от Благовещенекой до Лазаревского. Таким образом, сложилась довольно противоречивая ситуация: систему противодесантной обороны с моря готовили сухопутные части, оборону же на сухопутном направлении создавал флот.

Не было и единого органа, который бы повседневно координировал и контролировал в целом строительство оборонительных сооружений на побережье и на сухопутном направлении. Северо-Кавказский фронт не уделял этому направлению достаточного внимания. И, видимо, не случайно, что общую схему сухопутной и противодесантной обороны и сроки ее строительства Военной совет фронта рассмотрел и утвердил лишь 25 июня 1942 г. В плане предусматривалось завершить создание противодесантной обороны к 1 июля, рубежа прикрытия на окраинах Новороссийска — к 25 июля, основного рубежа на главных направлениях — к 25 сентября, рубежей на остальных направлениях, а также отсечных позиций между рубежами — к 1 октября 1942 г.

В соответствии с указаниями Военного совета фронта в июле — августе 1942 г. инженерная служба флота приступила к созданию рубежей обороны Туапсинской военно-морской базы, передав основную часть строительства оборонительных рубежей в районе Новороссийска частям 28-го управления особого строительства 47-й армии. После выхода противника к основному рубежу в районе Крымской (19–20 августа) дальнейшие оборонительные работы на новороссийских рубежах выполнялись только силами войск 47-й армии и военно-морской базы.[118] Личный состав строительных и инженерных частей армии и флота, а также гражданское население, привлеченное к строительным работам, заготовке и транспортированию строительных материалов, рытью траншей и т. п., самоотверженно трудились, создавая оборонительные рубежи. О размахе работ, выполненных ими, говорят следующие цифры: с ноября 1941 г. по август 1942 г. было сооружено около 40 артиллерийских и до тысячи пулеметных дотов и дзотов, 340 командных и наблюдательных пунктов, более 400 убежищ и площадок для пушек и минометов, созданы минные поля почти на 50 км по фронту. На танкоопасных направлениях были вырыты противотанковые [133] рвы, установлены надолбы и ежи. Среди наиболее важных объектов, введенных в строй в это время, следует отметить аэродромы на Мысхако и в районе Анапы, стационарные батареи в Широкой балке, возле Анапы и у мыса Пенай (№ 675–130-мм, № 464–102-мм и № 394–100-мм), зенитные батареи, защищенные командные пункты на девятом и двенадцатом километрах Сухумского шоссе. Однако многое из намеченного выполнить не удалось, в частности не были защищены проволочными заграждениями оборонительные сооружения на подступах к Новороссийску. Имелись и другие существенные недостатки. Так, значительная часть укреплений не отвечала требованиям обороны и в последующем не использовалась, многие огневые точки имели небольшой сектор обстрела, отсутствовали скрытые подходы к ним и др.

К сожалению, в планах строительства приоритет отдавался созданию системы противодесантной обороны. Это же подтверждало и ориентирование позиций на местности: большинство из них было обращено в сторону моря и Цемесской бухты.[119]

Таким образом, хотя к началу наступления противника на новороссийском направлении работы по созданию оборонительных рубежей на сухопутных направлениях были далеки от завершения, все же, опираясь на них, наши войска в дальнейшем сумели закрепиться на ряде участков и замедлить продвижение противника к Новороссийску.

В состав Новороссийской военно-морской базы (по состоянию на 20 июля 1942 г.) входили учебный дивизион подводных лодок (в основном типа «М»), который базировался в Поти и в других южных портах, бригада торпедных катеров (15 единиц) и кораблей Охраны водного района (ОВР). ОВР располагал преимущественно канонерскими лодками, переоборудованными из мобилизованных шхун и сейнеров, сторожевыми кораблями и катерами, тральщиками и катерами-тральщиками (всего около 30 единиц). Заходившие в Новороссийск по заданию командования флота крейсера и эскадренные миноносцы оставались в подчинении командиров своих соединений.

B состав береговых частей базы входили артиллерия береговой обороны (девять стационарных и подвижных [134] батареи со 45–152-мм орудиями), зенитный артиллерийский полк (около 30 орудий), два отдельных зенитных дивизиона (26 орудий), 142-й (1180 человек) и 323-й (650 человек) отдельные батальоны морской пехоты, 179-й инженерный батальон (около 500 человек) и некоторые другие подразделения.[120] В ведении военных моряков находилась только Лесная пристань с прилегающей к щей территорией, где имелись лишь небольшие мастерские для ремонта и текущего обслуживания артиллерийского и торпедного вооружения кораблей. Склады боеприпасов и жидкого топлива были расположены за чертой города. Для военных целей можно было использовать порт в северной части Цемесской бухты, который в предвоенное время обеспечивал деятельность гражданских морских торговых и промысловых ведомств.

Исходя из состава сил и оборудования Новороссийской военно-морской базе отводилась роль тыловой базы флота, но в силу обстановки, сложившейся на южном фланге советско-германского фронта, уже с первых месяцев войны она играла заметную роль в обеспечении действий Черноморского флота, и прежде всего морских перевозок. Отсюда на транспортах и боевых кораблях в Одессу, Севастополь и на Керченский полуостров доставлялись войска и различные грузы. Новороссийск фактически сыграл роль главной базы флота в подготовке и обеспечении сил, участвовавших в Керченско-Феодосийской десантной операции. После овладения Керченским полуостровом и до эвакуации оттуда войск Крымского фронта порт ежедневно принимал и отправлял по 14–16 судов.[121]

С приближением фронта к Новороссийску и после перебазирования основных сил флота из Севастополя в порты Кавказского побережья основным пунктом базирования, а точнее стоянки малых кораблей Новороссийской военно-морской базы стала Геленджикская бухта, где отремонтировали и построили новые небольшие причалы. В устье реки Мезыбь в Фальшивом Геленджике дислоцировалась маневренная база торпедных катеров. В самом Геленджике были созданы командные пункты, оборудованные радио — и проводной связью. Но ни в Новороссийске, ни в Геленджике судоремонтных предприятий не было, поэтому в тех случаях, когда ремонт нельзя [135] было выполнить силами экипажей, корабли направлялись в южные порты Кавказского побережья.

Учитывая важное значение Новороссийска в обеспечении боевых действий войск и сил флота, противник неоднократно пытался разрушить портовое хозяйство, нарушить деятельность базы. С этой целью его авиация многократно наносила массированные бомбовые удары по объектам базы и порта, по кораблям и судам, находившимся в Новороссийске, Анапе и Геленджике, ставила мины на фарватерах и в акватории портов.

Вражеская авиация действовала в благоприятных условиях. Базируясь на аэродромы Крыма, а затем и Северного Кавказа, 4-й воздушный флот люфтваффе находился в непосредственной близости от наших объектов и мог при необходимости быстро сконцентрировать свои силы для удара по ним. В то же время авиация Черноморского флота вынуждена была использовать плохо оборудованные аэродромы и грунтовые площадки на Кавказском побережье, а задачи приходилось решать сложные и разнообразные как на суше, так и на море.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Книги похожие на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Горшков

Сергей Горшков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Отзывы читателей о книге "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.