Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Описание и краткое содержание "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать бесплатно онлайн.
Издание: Горшков С. Г. На южном приморском фланге. — М.: Воениздат, 1989.
[1] Так помечены страницы, номер предшествует.
[1] Так помечены ссылки на примечания.
Аннотация издательства: Рассматриваются оперативно-тактические вопросы совместных действий Красной Армии и Военно-Морского Флота на театре Черного и Азовского морей, в сражениях за Одессу, Севастополь и Новороссийск в Великой Отечественной войне. Книга рассчитана на офицерский состав Вооруженных Сил СССР.
Подготовку к освобождению Новороссийска комбинированным ударом с моря и с суши командование НОР начало еще в конце 1942 г. Эта идея нашла одобрение в штабе Черноморской группы войск и в штабе флота. Задачи флоту по подготовке такой операции в общих чертах были поставлены в директиве командующего Закавказским фронтом от 26 ноября 1942 г..[175] Нельзя не отметить, что своевременное и достаточно полное ориентирование командования флота на дальнейшие боевые действия в значительной степени являлось заслугой одного из опытнейших офицеров флота капитана 1 ранга В. И. Рутковского, занимавшего в то время должность заместителя командующего фронтом по морской части.
В соответствии с директивой фронта штаб флота уже тогда развернул всестороннюю подготовку сил к предстоящей операции. Была организована систематическая тренировка личного состава кораблей и судов по посадке на них десантников и высадке их на необорудованное побережье, а также авиационная разведка района Анапа, Новороссийск, где планировалось высадить десант. Для вскрытия системы противодесантной обороны широко практиковались высадки в тыл противника разведывательных групп с торпедных и сторожевых катеров. В штабе флота и в штабах соединений специально выделенные оперативные группы детально отрабатывали вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий в ходе операции. Принимались меры по ускоренному завершению ремонта кораблей, которые должны были участвовать в операции.[176] Изучался вопрос и о месте высадки десанта.
Первоначально командование фронта планировало высадить десант непосредственно в Новороссийский порт, однако Военный совет флота высказал опасение, что здесь возможно сильное огневое сопротивление, и указал на [189] сложность маневрирования кораблей с десантом в сильно заминированной Цемесской бухте. Поэтому он рекомендовал высадку десанта произвести в районе Южной Озерейки или в других пунктах в соответствии с данными доразведки. В результате было принято решение основной десант высаживать в районе Мысхако, Южная Озерейка и одновременно готовить демонстративный десант на побережье Цемесской бухты.[177]
Как показали дальнейшие события, отказ от высадки десанта непосредственно в порт не дал каких-либо преимуществ. Позже командование флота изменило свое мнение по данному вопросу и даже полагало возможным захватить Новороссийский порт небольшими силами (150–200 десантников на 6–8 катерах).[178] Но, думается, вряд ли можно было рассчитывать на успех столь малочисленного десанта.
Окончательное решение о проведении наступательной операции Черноморской группы войск в целях освобождения Новороссийска и Таманского полуострова было принято командующим Закавказским фронтом и сформулировано в директиве от 24 января. В этой директиве были поставлены задачи и Черноморскому флоту: огнем корабельной и береговой артиллерии оказать содействие частям 47-й армии в прорыве обороны противника на участке гора Колдун, цементные заводы; высадить морской десант в районе Южной Озерейки, а с выходом частей 47-й армии на рубеж перевал Неберджаевский — перевал Маркотх совместными усилиями уничтожить новороссийскую группировку врага и освободить Новороссийск; систематическими действиями подводных лодок и торпедоносной авиации прервать коммуникации противника между портами Крыма и Таманского полуострова; обеспечить бесперебойные воинские перевозки вдоль Кавказского побережья.[179]
Общее руководство наступательными действиями на новороссийском направлении осуществлял командующий Черноморской группой войск Закавказского фронта генерал-лейтенант И. Е. Петров, а их морской частью — командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский. В состав основного десанта были включены 255-я и 83-я бригады морской пехоты, отдельный пулеметный [190] батальон и 563-й танковый батальон. В последующем эти части планировалось усилить 165-й стрелковой бригадой, отдельным фронтовым авиадесантным и истребительным противотанковым артиллерийским полками. По решению командующего флотом для перевозки и высадки десанта, а также для артиллерийской поддержки его сил были сформированы в Батуми, Геленджике и Туапсе отряды транспортов, кораблей охраны и артиллерийской поддержки. Всего для участия в десантной операции флот выделил свыше 60 кораблей и судов и 137 самолетов.
Начиная с 27 января соединения 47-й армии предприняли несколько попыток прорвать оборону противника в районе Верхнебаканского и станицы Крымской. Предполагалось, что здесь им удастся добиться успеха и тем самым обеспечить высадку десанта. Их действия поддерживали бомбардировочная и штурмовая авиация флота, 6 батарей береговой артиллерии Новороссийской военно-морской базы, артиллерия группы кораблей (крейсера «Ворошилов» и трех эсминцев) под командованием командующего эскадрой вице-адмирала Л. А. Владимирского. Однако командование немецкой 17-й армии, предвидя катастрофические для своей армии последствия в случае прорыва наших войск на новороссийском направлении, организовало жесткую оборону. Поэтому, несмотря на значительную концентрацию сил и средств на направлении главного удара, наступление 47-й армии не дало ожидаемого результата: ей удалось продвинуться всего лишь на 200–300 м.[180]
Исходя из создавшейся обстановки, командующий Закавказским фронтом 3 февраля во изменение ранее принятого решения, являвшегося принципиально важным, приказал высадку десанта начать не позже 4 февраля, не дожидаясь выхода частей 47-й армии на Маркотхский хребет. Основной десант приказывалось высадить в районе Южной Озерейки, вспомогательный — на западном берегу Цемесской бухты, возле Станички. Перед основным десантом ставилась задача: овладеть рубежом Станичка, высота 307,2, гора Чухабль, Глебовка, высота 289,6; в дальнейшем во взаимодействии с частями 47-й и 56-й армий уничтожить новороссийскую группировку противника, овладеть портом и городом Новороссийск.[181]
Силы высадки основного десанта (командир сил высадки [191] — контр-адмирал Н. Е. Басистый) состояли из отряда транспортов (транспорт, 2 тральщика), отряда охранения (2 базовых тральщика, 6 сторожевых катеров типа МО), отряда высадочных средств (3 базовых тральщика, 6 сторожевых катеров типа МО, 3 болиндера,[182] 3 буксира, [192] 5 сейнеров, б корабельных баркасов) и отряда корабельной поддержки (2 эсминца, 3 канонерские лодки, 4 сторожевых катера типа МО). На канонерские лодки помимо артиллерийской поддержки высадки и действий десанта на берегу возлагалась задача перевозки и высадки первого броска десанта. Для прикрытия десанта с моря и уничтожения огневых средств противодесантной обороны противника в месте его высадки выделялся отряд прикрытия и огневого содействия под командованием вице-адмирала Л. А. Владимирского в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Сообразительный». Артиллерийский огонь кораблей должны были корректировать пять самолетов (три МБР-2 и два ДБ-3).[183]
Воздушное обеспечение десантных действий возлагалось на авиагруппу (137 самолетов ВВС флота и 30 самолетов 5-й воздушной армии) под командованием командующего ВВС флота генерал-майора В. В. Ермаченкова.
Переход кораблей и судов к месту высадки начался 3 февраля. Первыми вышли корабли прикрытия из Батуми. В целях скрытности перехода соблюдалось радиомолчание, однако отряд кораблей все же был обнаружен летающей лодкой противника. Это, видимо, послужило для командования немецкой 17-й армии сигналом для приведения системы противодесантной обороны в боевую готовность. Во второй половине дня остальные корабли и суда вышли в море из Туапсе и Геленджика.
Десантные действия должны были начаться по плану в 1 ч 00 мин 4 февраля. Однако из-за неблагоприятной погоды (юго-западный ветер силой 4 балла, волнение моря 2–3 балла) болиндеры, следовавшие на буксире, часто отрывались. Вследствие этого скорость перехода отряда высадки снизилась и к полуночи стало ясно, что, не имея резерва времени, он не успеет своевременно подойти к месту высадки.
В 0 ч 00 мин контр-адмирал Н. Е. Басистый донес командующему фронтом обстановку и просил перенести артподготовку на 1,5 ч. Об этом же он сообщил и вице-адмиралу Л. А. Владимирскому, который дал приказ кораблям начать артподготовку в 2 ч 30 мин. Однако командовавший операцией вице-адмирал Ф. С. Октябрьский приказал действовать по плану и в 0 ч 30 мин подписал радиограмму, адресованную Н. Е. Басистому и Л. А. Владимирскому: [193] «…Нельзя переносить время, уже поздно, все в движении», а затем другой телеграммой, направленной также командующему авиацией ВВС флота и командиру Новороссийской военно-морской базы, подтвердил начало операции в 1 ч 00 мин 4 февраля.[184]
Таким образом, в самом же начале операции возникла ситуация, послужившая причиной несогласованности действий участвовавших в ней сил. Отсутствие резерва времени в плане перехода не позволяло начать высадку в назначенное время, а ошибочная реакция на изменившиеся условия движения десантных отрядов привела к нарушению плана обеспечения высадки и внесла дезорганизацию в ход проведения операции. В результате, действуя в соответствии с первоначальным планом, восемь самолетов в 0 ч 45 мин 4 февраля нанесли бомбовый удар по Южной Озерейке, три самолета выбросили воздушный десант в районе Васильевка, Глебовка, а береговая артиллерия в 1 ч 00 мин начала обстрел побережья у Станички. В это время корабли с десантом еще находились далеко от района высадки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Книги похожие на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"
Отзывы читателей о книге "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)", комментарии и мнения людей о произведении.