Автор неизвестен - Энциклопедия - Современный Энциклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Современный Энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Современный Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Содержит более 13 тыс. статей.
ТОРОНТО, город в Канаде. 3,893 млн. жителей (с пригородами). Порт на озере Онтарио; международный аэропорт. Метрополитен. Торгово-промышленный и финансовый центр. Машиностроительная, нефтеперерабатывающая, химическая, полиграфическая и другая промышленность. Университеты. Королевский музей Онтарио. Художественная галерея. Основан в 1749 как французская торговая крепость. Остатки форта Йорк (1796), здания 19 — начала 20 вв., небоскребы 20 в. Близ Торонто — АЭС «Пикеринг».
ТОРОС РОСЛИН, армянский художник-миниатюрист 2-й половины 13 в. Главный представитель киликийской школы в Малой Азии. Иллюстрации к рукописям (так называемое Малатийское евангелие, 1268) отличаются красочностью, образной эмоциональностью.
ТОРРИЧЕЛЛИ (torricelli) Эванджелиста (1608 — 47), итальянский физик и математик, открывший атмосферное давление. Опустив запаянную трубку с жидкостью открытым концом в жидкость, обнаружил, что жидкость в трубке удерживается на определенной высоте (опыт Торричелли); объяснил этот эффект существованием атмосферного давления. В опыте Торричелли над жидкостью в трубке был впервые получен вакуум («торричеллиева пустота»).
ТОРРИЧЕЛЛИ ФОРМУЛА, скорость жидкости, вытекающей из отверстия в стенке сосуда: где h — расстояние от оси отверстия до поверхности жидкости; g — ускорение свободного падения. Выведена Э. Торричелли в 1641. Устанавливает, что скорость истечения жидкости одинакова для всех жидкостей и зависит лишь от высоты, с которой жидкость опустилась. В действительности скорость истечения несколько отличается от скорости, определяемой Торичелли формулой: она зависит от формы и размера отверстия, от вязкости жидкости и от величины ее расхода, что имеет значение при расчете и проектировании гидравлических устройств.
ТОРФ (немецкое torf), осадочная порода; продукт неполного разложения растений в условиях болот. Кроме растительных остатков содержит темное амфорное органическое вещество (гумус), минеральные примеси и воду. В естественном состоянии однородная по составу и окраске плотная масса черного или коричневого цвета. Используется как удобрение, теплоизоляционный материал и др., реже как топливо. Мировые запасы торфа около 500 млрд. т, в том числе свыше 186 млрд. т в России. Главные добывающие страны: Россия, Индонезия, Финляндия, США, Канада.
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР, упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже новой эры. Имеет колонну с базой, но без желобков-каннелюр, и гладкий фриз.
ТОТАЛИТАРИЗМ (на средневековой латыни totalis — весь, целый, полный), 1) одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. — с конца 20-х гг. 20 в.). 2) Направление политической мысли, оправдывающее высшую роль государства (этатизм), авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистской Италии, Германии.
ТОТАЛЬНЫЙ, всеобщий, всеобъемлющий, целостный, всеохватывающий, полный.
ТОТЕМИЗМ, комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве ототем — его род) — явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.
ТОТИКИ (самоназвания мотосинтлеки, уиникот) — индейский народ общей численностью 17 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык — чиньябаль. Религиозная принадлежность верующих: католики.
ТОТО (toto) (настоящие имя и фамилия Антонио Де Куртис Гальярди) (1898–1967), итальянский актер. Выступал в варьете, ревю, пантомимах. В лучших киноролях Тото, сочетающих яркую условность с точностью жизненных наблюдений и социальных характеристик, проявились традиции комедии дель арте («Неаполь-миллионер», 1950, в прокате — «Неаполь — город миллионеров»; «Полицейские и воры», 1951; «Золото Неаполя», 1954; «Закон есть закон», 1958; «Операция „Святой Януарий“», 1967).
ТОТОНАКИ — индейский народ общей численностью 200 тыс. чел. Основная страна расселения: Мексика — 175 тыс. чел. Язык — тотонак (натимоло). Религиозная принадлежность верующих: католики, часть — традиционные верования.
ТОХОЛАБАЛИ (самоназвания чаньябаль, чанаваль, чансабаль, хоколабаль, комитеко, тохол виникотик) — индейский народ общей численностью 18 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык — тохолабаль. Религиозная принадлежность верующих: католики.
ТОЧКА, простейший объект геометрии, характеризуемый только его положением.
ТРАВЕРТИН, смотри Туф известковый.
ТРАВЕСТИ (французское travestie, от итальянского travestire — переодеваться), актерское амплуа. К нему относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, Беатриче в комедии К. Гольдони «Слуга двух господ»; Габриэль в водевиле Ф.А. Кони «Девушка-гусар»), и роли детей и подростков, исполняемые взрослыми актрисами (например, Герда и Кай в пьесе-сказке Е.Л. Шварца «Снежная королева»); в опере партии юношей, исполняемые женщинами (меццо-сопрано, контральто) (например, Зибель — «Фауст» Ш. Гуно, Лель — «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова).
ТРАВЕСТИЯ, ироикомический (героикомический) литературный жанр, однородный с бурлеском. Основан на пародировании известного «высокого» образца; использует приемы перенесения действия в сниженную, бытовую сферу, подмены героических персонажей низменными и простонародными («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.И. Майкова).
ТРАВМА (от греческого trauma — рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушениями их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием. Психическая травма — сильное эмоциональное воздействие, которое может вызвать психическое расстройство — психогению.
ТРАВМАТИЗМ, совокупность вновь возникших травм в определенных группах населения (исчисляется количеством травм на 100, 1000 человек за 1 месяц, год). Различают производственный (промышленный и сельскохозяйственный), бытовой, транспортный, военный и спортивный травматизм.
ТРАВМАТОЛОГИЯ (от травма и …логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы: их причины, виды, течение, методы профилактики и лечения. Вместе с ортопедией травматология составляет единую врачебную специальность. Как самостоятельный раздел хирургии выделилась в начале 20 в.
ТРАГЕДИЯ, вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (В. Гюго, Г. Ибсен), историческая драма (А.С. Пушкин, А.К. Толстой); с конца 19 в. становится актуальной трагикомедия.
ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта (сюжет как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. («Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло).
ТРАГИЧЕСКОЕ, философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы — трагедии.
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, смотри в статье Народная медицина.
ТРАДИЦИЯ (от латинского traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современный Энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Современный Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Автор неизвестен - Энциклопедия - Современный Энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Современный Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.