» » » » Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие


Авторские права

Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство 010217eb-b049-102b-b8f2-843476b21e7b, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-93196-814-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассмотрены основные понятия, история, проблемы и угрозы информационной безопасности, наиболее важные направления ее обеспечения, включая основы защиты информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике.

Обсуждаются вопросы правового и организационного обеспечения информационной безопасности, информационного обеспечения оборонных мероприятий и боевых действий. Особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности в правоохранительной сфере, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Рассматриваются сущность и методы информационного воздействия на человека, информационная безопасность в сфере духовной жизни человека и общества, в повседневной жизни.

Пособие соответствует требованиям образовательного стандарта и предназначено для студентов педагогических вузов специальности 033300/050104 «Безопасность жизнедеятельности». Может быть рекомендовано руководителям и работникам образовательных учреждений, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, специалистам по обеспечению безопасности.

Рекомендовано УМО Министерства образования и науки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104(033300) «Безопасность жизнедеятельности»

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».






На появление слухов влияют также недостаточная оперативность и объективность информации, ее ангажированность, излишняя закрытость (секретность), стремление сгладить в ходе информирования населения остроту происходящего. Как раз в ответ на такие действия слухи начинают представлять ситуацию в преувеличенно драматическом варианте. Они всегда являются эмоционально-компенсирующим следствием недостаточно полной или необъективной информации, предоставляемой официальными службами.

Характерный пример действия слухов – массовая скупка в начале 2006 г. населением Москвы и других городов России обычной поваренной соли. Неизвестные по своему источнику слухи о грядущем дефиците этого продукта за считанные дни привели к пустым прилавкам и десятикратному росту цен на соль. Никакие доводы руководителей торговли об отсутствии объективных предпосылок к нехватке соли на народ не действовали. Нормализовать ситуацию удалось только через несколько недель.

Задача профилактики слухов и купирования их в случае возникновения становится неотъемлемой частью всей программы действий в опасных для людей условиях, в частности, при различных природных и социальных бедствиях, техногенных катастрофах, во всех местах большого скопления людей. В таких условиях (как, впрочем, и в повседневной жизни) людям, прежде всего, нужна четкая и понятная информация, не только объясняющая причину слухов, но, главное, дающая объективный анализ складывающейся ситуации и снижающая тем самым меру эмоциональной напряженности при ее восприятии. Важно не просто опровергнуть тот или иной слух, но заполнить образовавшийся информационный вакуум максимально подробной и убедительной информацией. Кроме того, в условиях чрезвычайных ситуаций необходимо также выявлять распространителей слухов и добиваться снижения их влияния на толпу.

Одной из разновидностей слухов являются сплетни. В словаре С. И. Ожегова сплетня определена как слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях. Обычно сплетню составляет ложная или искаженная и неполная, но всегда пристрастная информация о личной жизни и поступках людей, известных и интересных значительной части населения.

Сплетни, как и слухи, тоже удовлетворяют определенную информационную потребность масс, не всегда социально добротную и пристойную. Нередко они муссируют интимные стороны жизни своих «героев» и даже носят откровенно неприличный характер. В итоге сплетня может не только выполнять некую информационно-познавательную функцию, но и быть средством борьбы за достижение определенных целей и в этом качестве представлять немалую социальную опасность. Она может использоваться для нечестной дискредитации своего противника, возбуждения против него негативных эмоций в обществе. Поэтому в процессе воспитания школьников требуется целенаправленное раскрытие сущности и роли сплетен, формирования у подростков внутренней готовности к отказу от передачи сплетен и осуждению сплетников.

Одна из задач информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях состоит в том, чтобы не допустить перерастания слухов в панику. Паника – очень опасное психологическое состояние толпы, требующее решительных, в том числе информационных, действий по предотвращению его нагнетания и распространения.

По мнению психологов, есть два основных обстоятельства, определяющих возникновение паники.

Первое связано с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности (например, при пожаре, взрыве, аварии и т. п.).

Второе можно объяснить накоплением так называемого «психологического горючего» и, затем, срабатыванием, как «реле», того или иного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности и невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может стать любое событие. Вызвать панику может не только сильный испуг, страх, но и отдельные слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, даже не имеющие отношения к ожидаемым опасностям.

Следствием паники может быть значительная деформация оценок происходящего, снижение готовности к адекватным действиям, возрастание страха, повышенная подверженность внешним воздействиям. А в более выраженной форме это состояние может привести к полной невменяемости и утрате контроля над своим поведением. Человек может бежать, куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые нелепые, хаотические действия и поступки. Есть немало примеров такого поведения во время землетрясений, ураганов, пожаров и т. д.

Основными причинами паники в большинстве случаев опять же оказываются информационные факторы:

информационно-психологическая неготовность людей к адекватному восприятию случившегося, недостаток конкретной информации и, как следствие, наличие своего рода «информационной анархии»;

уникальность каждой экстремальной ситуации, создающая чрезвычайное напряжение при столкновении с ней;

слабая подготовка большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

наличие в толпе людей эмоционально неустойчивых, оказывающихся в критической ситуации катализаторами негативных слухов и паники.

3.4. Основные направления и мероприятия по защите электронной информации

По определению Доктрины, основными объектами обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;

средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;

технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации.

К основным угрозам информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах Доктрина относит:

деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, противозаконную деятельность отдельных лиц (организаций и групп), направленную на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных телекоммуникационных систем;

вынужденное в силу объективного отставания отечественной промышленности использование при создании и развитии информационных и телекоммуникационных систем импортных программно-аппаратных средств;

нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

использование не сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и связи, а также средств защиты информации и контроля их эффективности;

привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.

Используемые в этой сфере средства информационного воздействия могут быть направлены на решение следующих задач:

уничтожение, искажение или хищение информационных массивов;

добывание из них необходимой информации после преодоления систем защиты;

дезорганизацию работы технических средств;

вывод из строя телекоммуникационных систем и сетей, компьютерных систем, энергетических систем, систем государственного управления, то есть всего высокотехнологичного обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Атакующие средства информационного воздействия

Идеи и материальные основы информационного оружия формировались одновременно с развитием информационной среды. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, новейшие информационные технологии, превращение программирования в престижную и массовую специальность создали базовые предпосылки для возникновения новых типов информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Книги похожие на "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Петров

Виктор Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.