» » » » Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие


Авторские права

Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство 010217eb-b049-102b-b8f2-843476b21e7b, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-93196-814-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассмотрены основные понятия, история, проблемы и угрозы информационной безопасности, наиболее важные направления ее обеспечения, включая основы защиты информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике.

Обсуждаются вопросы правового и организационного обеспечения информационной безопасности, информационного обеспечения оборонных мероприятий и боевых действий. Особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности в правоохранительной сфере, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Рассматриваются сущность и методы информационного воздействия на человека, информационная безопасность в сфере духовной жизни человека и общества, в повседневной жизни.

Пособие соответствует требованиям образовательного стандарта и предназначено для студентов педагогических вузов специальности 033300/050104 «Безопасность жизнедеятельности». Может быть рекомендовано руководителям и работникам образовательных учреждений, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, специалистам по обеспечению безопасности.

Рекомендовано УМО Министерства образования и науки РФ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104(033300) «Безопасность жизнедеятельности»

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».






Во многом на информационной основе возник и знаменитый церковный раскол семнадцатого века, приведший к глубокому раздвоению в русской жизни и русской истории. Вспомним, как он начинался. В середине XVII столетия патриарх Никон, пытаясь упорядочить культ святых в православии и добиться единообразия в их почитании, начинает реформу богослужения. Однако его новшества, вводимые без должной пропагандистско-разъяснительной работы и учета душевно-психологического состояния россиян, вызвали больше сомнений, чем доверия. В итоге более эффективными оказались слухи о том, что они не отвечают духу православия, а сам Никон – антихрист. Его прямой оппонент Аввакум сумел внушить значительной части русского народа, что за новшествами Никона неизбежно последует гибель Московского царства и наступит царство антихриста. Возникло движение староверов, людей, которые не хотели принимать реформу и продолжали жить и верить в Бога на старый лад. Не желая подчиняться Никону, крестьянство целыми деревнями уходило в леса. По России прокатилась волна самосожжений. Сейчас даже трудно представить масштаб и ужас трагедии, лишившей русский народ единства. В России образовались две православные церкви – официальная и старообрядческая.

Уже в восемнадцатом веке по информационной схеме самозванцев из Речи Посполитой действовал Емельян Пугачев, путем откровенной дезинформации навязав народу представление о себе как о законном российском императоре Петре III. Действовал достаточно долго и небезуспешно, при поддержке населения многих губерний России.

Еще один классический вариант дезинформации народа продемонстрировала российской истории в 1917 г. партия большевиков под руководством В. И. Ленина. В сложнейшей, критической для страны ситуации она сумела убедить россиян, что только победа революции под ее руководством обеспечит, во-первых, единственно возможный выход из ненавистной для всех кровопролитной мировой войны, во-вторых, передачу земли крестьянам, в-третьих, возможность управления государством со стороны рабочих. Итог этой информационной операции тоже почти классический. Победная революция состоялась, но война тут же переросла из мировой в еще более кровавую гражданскую, а крестьяне от владения землей, как и рабочие от управления страной, оказались еще дальше, чем были до этого.

1.3. Информационные войны ХХ века

Наиболее ярко информационный компонент борьбы проявился в войнах ХХ в. Появление на вооружении воюющих сторон средств радиосвязи привело к созданию новых способов воздействия на противника. Наряду с традиционной разведдеятельностью в области добывания информации и мерами по дезинформации противника стали применяться средства подавления радиосвязи радиопомехами. Впервые они были использованы в русско-японской войне 1904 г. В последующем эти мероприятия сыграли важную роль в обеспечении успеха операций Первой и Второй мировых войн.

Накануне Первой мировой войны психологами западных стран (Англии, США, Франции, Германии и др.) проводились многочисленные специальные исследования психологической готовности военнослужащих к адекватным и надежным действиям в боевой обстановке, изучалась их способность противостоять панике, страху, выдерживать длительные нервно-психологические нагрузки. В ходе войны во многих странах были созданы специальные подразделения для ведения пропаганды в направлении вооруженных сил и населения противника.

Долгое время основным каналом идеологического воздействия одной страны на другую были распространение печатных материалов и устная пропаганда. Прогресс радиовещания отодвинул эти каналы на второй план. Международное радиовещание и радиовойна превратились в острейшее оружие агрессивной внешней политики и идеологии многих стран еще в 20—30-е годы

ХХ в.

Значительное развитие информационное оружие получило в период Второй мировой войны. Причем быстрее всего важность информационного воздействия осознали в Германии. Сразу после прихода к власти Гитлер впервые предпринял попытку глобального информационно-психологического воздействия (экспансии) на население других стран. Впоследствии в целях достижения внезапности нападения военно-политическим руководством Германии разрабатывались общегосударственные планы обмана правительств стран – жертв агрессии и их союзников (почти по рекомендациям Сунь Цзы). Вероломное нападение без объявления войны на СССР в июне 1941 г. – наиболее яркое проявление такого рода действий. В планы дезинформации включались объединенные единым замыслом и согласованные между собой политические, дипломатические, экономические и военные мероприятия. Скрытность подготовки и внезапность нападения рассматривались как основа любой кампании. Аналогичные меры предпринимались руководством Германии при создании запрещенных Версальским договором отраслей оборонной промышленности, воздушного флота, бронетанковых войск, а также при проведении экономических, дипломатических и других акций.

В Нормандской десантной операции (1944 г.) США и их союзники успешно провели полномасштабную операцию по завоеванию информационного превосходства. В результате огромная армада кораблей союзников пересекла пролив Ла-Манш практически без помех, побережье было захвачено значительно легче, чем ожидалось. Успешно применялись мероприятия по скрытию и дезинформации противника во многих операциях советских войск.

Значительное развитие получила информационная война с появлением радиоэлектронных средств. Например, радиоразведка ВМС Германии в 1940 г. вскрыла систему радиосвязи и расшифровала около 50 % радиограмм британских ВМС. В 1943 г. радиоэлектронное подавление германской ПВО снизило ее эффективность на Западном фронте примерно на 75 %.

Одной из главных задач информационно-психологических операций была деморализация войск и населения противника с помощью пропаганды. Для этого противоборствующие стороны использовали массированную радиопропаганду и разбрасывание авиацией листовок. Аппараты психологической войны многих стран стали разветвленной самостоятельной службой.

Во время войн в Корее и на Ближнем Востоке уже велись настоящие «информационные сражения» в эфире. При этом основные усилия направлялись на срыв радиосвязи противника с помощью радиопомех, дезорганизацию оперативного управления войсками, систем ПВО. Применялось также навязывание ложных распоряжений и команд войскам противника путем вхождения в его радиосети.

Например, в арабо-израильской войне 6 июня 1967 г. путем вхождения в радиосеть арабских войск был полностью сорван удар 4-й танковой дивизии Египта. Командиру дивизии израильскими дезинформаторами был передан по радио приказ о выходе из боя и отходе за Суэцкий канал. Комплексное использование Израилем всех видов разведки, согласованные действия по уничтожению и подавлению систем оповещения и управления ПВО противника явились основными элементами, позволившими дезорганизовать всю его систему управления.

В захвате десантом англичан Фолклендских островов элементы информационной войны явились одной из важнейших частей подготовки и проведения операции. В частности, благодаря полученной с разведывательных спутников США информации английской подводной лодке удалось потопить крейсер «Генерал Белграно» и дезорганизовать действия аргентинского флота в целом.

В ходе операции «Эльдорадо Каньон» в Ливии (1986 г.) для достижения внезапности массированных авиационных ударов эффективно использовались меры оперативной маскировки: дезинформация, режим радиомолчания, обход зон обзора кораблей, радиомаскировка и др. Для дезорганизации системы ПВО Ливии была задействована агентура, подававшая ложные команды на выключение средств разведки.

Вторая половина ХХ в. стала переломным этапом и в сфере информационно-психологической борьбы. В вооруженных силах ряда стран были созданы специальные органы, силы и средства для осуществления морально-психологического воздействия на противника и на свои войска. Во всех военных конфликтах одновременно с подготовкой вторжения начиналось целенаправленное, носящее глобальный характер информационно-психологическое воздействие на общественное мнение. Лидером в разработке информационных средств и методов борьбы с противником стали Соединенные Штаты Америки.

Опыт США в организации информационных войн

США как наиболее часто воюющая держава во второй половине ХХ в. неуклонно, от одной акции к другой, наращивала информационно-психологическое обеспечение боевых действий своих войск, а также психологическую обработку населения собственной страны и международной общественности.

Война во Вьетнаме явилась для США поводом для пересмотра теоретических взглядов на роль общественного мнения в вооруженных конфликтах. Тогда американцы недооценили его значение и во многом из-за этого потерпели поражение. Война показала, что для успешного ведения боевых действий против более слабого противника, применяющего партизанские методы борьбы, чисто военного и технологического преимущества недостаточно. Необходимо информационно-психологическое превосходство, достигаемое не только средствами вооруженных сил, но и на государственном уровне. Недостаточный учет этого фактора привел к так называемому «вьетнамскому синдрому» в армии США и в стране.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Книги похожие на "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Петров

Виктор Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Петров - Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.