» » » » Вячеслав Шпаковский - Танки. Уникальные и парадоксальные


Авторские права

Вячеслав Шпаковский - Танки. Уникальные и парадоксальные

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Шпаковский - Танки. Уникальные и парадоксальные" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Издательство «ACT»; Издательство «Полигон», год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Шпаковский - Танки. Уникальные и парадоксальные
Рейтинг:
Название:
Танки. Уникальные и парадоксальные
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Танки. Уникальные и парадоксальные"

Описание и краткое содержание "Танки. Уникальные и парадоксальные" читать бесплатно онлайн.



Танки, прежде чем принять тот вид, в котором они существуют сейчас, прошли долгий путь развития. При этом иногда создавались какие-то головоломные конструкции и не замечались очевидные (на взгляд потомков) решения. Данное издание как раз и посвящено таким экзотическим проектам — их анализу и гипотезам о том, что могло бы быть, если бы мировое танкостроение пошло по другому пути.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей военной техники.






Колесно-гусеничная БМП «Объект 19»


Существенным недостатком машины, впрочем, оказалось то, что десант из нее выбирался через люки, расположенные на крыше корпуса, что являлось неудачным решением с точки зрения его большой уязвимости именно в этот момент.

В результате ни эта, ни другая машина серийно не выпускались, однако абсолютно полностью закрытой считать эту тему нельзя. Борьба с террористическими формированиями, как на территории нашей страны, так и за рубежом, уже сегодня требует более специальных машин, нежели сегодня существующих. Чтобы быстро перебрасываться к месту действия, они должны иметь колесный движитель, а вот для повышения проходимости на нашем российском бездорожье (кто знает, может быть в следующий раз террористы и вовсе решат захватить какой-нибудь город вроде Урюпинска) без наличия гусеничного движителя не обойтись, хотя вот на Западе все подобные на сегодня машины имеют колесный движитель.

Впрочем, для 1930-х гг. даже и такие БМП выглядели бы совершеннейшей фантастикой и являлись бы, по меньшей мере, чудо-оружием, прежде всего, из-за своего вооружения. И вот как раз усиление вооружения и было весьма важной задачей, стоявшей перед создателями танков тех лет.

Недаром Гейнц Гудериан называл танки «повозками для пушек». Обладая мощным вооружением, танк может поразить машину противника на таком расстоянии, с которого тот не сможет причинить ему существенного вреда. Вот почему дальнобойность танкового оружия в борьбе с вражескими танками всегда была очень важна. Но надо заметить, что в 1930-е гг. опыты с установкой на танки крупнокалиберных орудий почему-то также не удались. Не пошел в серию танк Т-28 с 85-мм орудием Ф-39, хотя с ним этот танк мог бы по-настоящему господствовать на поле боя. Тут, видимо, сказалась какая-то странная тяга советских военных к экономии на спичках. Хрестоматийным примером подобного подхода является отказ от 57-мм противотанковых пушек в начале войны. Мол, их применение «вело к повышенному расходу пороха», а танки немцев можно было подбивать и более слабыми орудиями калибра 45-мм. Совершенно очевидно, что куда более выгодно уничтожить вражеский танк еще до того, как он сможет «достать» тебя, нежели вести с ним дуэль, каждую секунду ожидая уничтожающего ответного удара. Немцы же это хорошо понимали. Недаром достигнутую советскими танками «длиннорукость» немецкие конструкторы преодолели уже в 1942 г., тогда как наши советские специалисты после первых успехов Т-34 и КВ в 1941-ом так и не позаботились об этом вплоть до 1943-го, из-за чего тысячи наших танкистов оказались на том свете.


Танки Т-28 с различной конструкцией ходовой части (сверху вниз): Т-28, экспериментальная модель 1932 г.; серийный Т-28, принадлежавший 4-й танковой бригаде, 1938 г.; экспериментальный Т-28 с подвеской от тяжелого танка Т-35; опытный образец танка Т-28 на шасси с торсионной подвеской по типу танков СМ К и КВ, 1938 г.


Опытный танк Т-28 с 85-мм пушкой Ф-39 (вверху) и Т-28, оснащенный шасси с торсионной подвеской и пушкой Л-11


Проекты танка СМК КБ Ж. Я. Котина: вариант на подвеске от тяжелого танка Т-35 (вверху); вариант на торсионной подвеске, позднее реализованной на танке КВ (внизу)


Кстати, другим существенным недостатком Т-28, помимо слабого артиллерийского вооружения, была еще и относительно слабая ходовая часть. Ее пытались улучшать, ставили танк на шасси тяжелого танка Т-35, однако наилучшие результаты показал танк с торсионной подвеской катков, которую впоследствии применили на танках СМК и КВ. Вот только на серийных Т-28 такая подвеска не ставилась.

Надо сказать, что технические решения в области танкостроения были весьма примитивными и в других странах. Например, в Англии фирма «Виккерс» предложила на внешний рынок свой танк-истребитель на базе танка «Виккерс-6 тонн», но вооруженный помимо двух пулеметных башен на корпусе еще и двумя 47-мм орудиями, направленными вперед и назад.


Опытный легкий танк-истребитель «Виккерс-6 тонн»:

1 — фрикцион; 2—коробка передач; 3 — противотанковые 47-мм орудия; 4 — пулемет Льюис; 5 — пулеметная башня; 6 — двигатель; 7 — карданный вал; 8 — сиденье водителя


Но, безусловно, что подобная машина могла хорошо выглядеть только на бумаге, из-за чего ни в одной армии мира на нее и не польстились!

Французы же оказались заложниками собственной военной доктрины. Создав уникальные для своего времени танки с тяжелой литой броней, их конструкторы так и не додумались до того, чтобы посадить в башни этих машин не по одному, а по два, а то и по три человека, из-за чего на долю единственного сидевшего там танкиста выпадали обязанности и командира, и заряжающего, и стрелка, и радиста.

Самое интересное, что ведь именно французы, причем не особенно даже и напрягаясь, имели все шансы создать наиболее рациональную систему танкового вооружения в мире и стать законодателями танковой моды на весь период времени до начала Второй мировой войны. Дело в том, что уже в 1921 г. французская армия получила тяжелые танки прорыва 2С, вооружавшиеся 75-мм орудием в башне со стробоскопом и броней 37-мм — более толстой, чем даже у германских танков Pz.III и IV образца 1939 г.!

Немного подумав, французы вполне могли бы попользовать эту же самую башню и для того, чтобы поставить ее на свои перспективные средние танки, а маленькую пулеметную башню в задней части корпуса использовать на легких танках-разведчиках. Таким образом, вместо множества разнотипных машин французская армия могла бы иметь танки всего лишь трех типов: тяжелые танки прорыва 2С, средние танки с 75-мм орудиями в башне от 2С, но меньшие по размеру, более скоростные и маневренные, и легкие танки для разведки с легким пулеметным вооружением в башне, оснащенной стробоскопом для наблюдения. Тем самым все эти башни вполне можно было бы поставить на поточное производство и выпускать их не только для танков, но и для вооружения оборони тельных укреплений «линии Мажино». Таким образом, можно было бы достичь высочайшей степени унификации бронетанковых и инженерных вооружений, не говоря уже об унификации в снабжении армии боеприпасами, поскольку к танковой пушке, стоявшей на 2С, полностью подходили снаряды от полевого орудия обр. 1897 г.


Французский тяжелый танк 2С, 1921 г.


Но чего не было, того не было! Вот и пришлось французским танкистам воевать на своих экзотических танках, подбить которые противнику было не так-то просто, но управлять которыми им самим было очень тяжело.

Англичане тоже, в общем-то, верно нащупали дуалистическую концепцию использования танков в бою: «пехотные» танки движутся вместе с пехотой и атакуют позиции, а «крейсерские», высокоскоростные, устремляются в сделанный ими прорыв. Но почему-то и те и другие танки у них вооружались всего лишь 40-мм орудием. Между тем, уже тогда было очевидно, что орудие «пехотного» танка должно быть никак не меньше 75-мм — ну, хотя бы такое, как то, что немцы устанавливали на первые образцы своих Pz. IV, и которое за его короткий ствол танкисты прозвали «окурком». Добавив к подобному «окурку» еще и броню в 75-мм, англичане получили бы вполне очевидную возможность иметь перед войной наиболее хорошо вооруженный и защищенный танк в мире, способный своими снарядами разрушать любые полевые укрепления врага. Удлинить ствол и повысить начальную скорость снаряда для борьбы с танками уже в ходе войны им было бы не так уж и трудно. Однако их первый танк «Матильда» с противоснарядным бронированием имел лишь один пулемет, да и на «Матильде-II» опять-таки стояла всего лишь 40-мм пушка, с которой этот танк устарел уже в середине войны и мог успешно воевать только против танков японцев.


Английские пехотные танки «Матильда» (вверху) и «Матильда II»


Кстати, японцы, несмотря на серьезные успехи в танковом дизайне — оснащение танков дизельными двигателями, создание единой для всех танков удобной внешней подвески, — так и не сумели оснастить их прочной броней, а главное — поставить на них адекватное вооружение. Японские танки с 75-мм длинноствольными орудиями появились только в 1944 г., когда спасти Японию от разгрома было уже невозможно, не говоря уже о том, что выпускались эти машины в количествах, совершенно недостаточных.


Японский средний танк «Чи-ну», 1944 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Танки. Уникальные и парадоксальные"

Книги похожие на "Танки. Уникальные и парадоксальные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Шпаковский

Вячеслав Шпаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Шпаковский - Танки. Уникальные и парадоксальные"

Отзывы читателей о книге "Танки. Уникальные и парадоксальные", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.